Голосообразовательные органы и их роль в пении
Для того, чтобы правильно понять сущность процесса голосообразования (как в речи, так и в пении), необходимо подвергнуть анализу весь голосообразующий аппарат, изучить строение и функцию каждой его части, а затем методом синтеза, обобщения выяснить взаимодействие этих частей и тогда сделать соответствующие выводы. Эта задача методологии вокала, базирующейся на физиологии, психологии и других науках.
Самый большой недостаток изданных вокально-методологических и фониатрических трудов состоял в том, что в них слишком мало места было отведено сведениям из физиологии нервной системы и влиянию последней на жизнедеятельность организма, и, как следствие этого, гигиена певца давалась в неполном виде, большей частью в форме отдельных советов, не объединенных между собой общей идеей целостности организма, взаимозависимости его отдельных частей друг от друга.
Физиологию голосового аппарата изучали изолированно от всего организма, а поэтому многие явления, наблюдаемые в работе голосовых органов, объясняли неверно, перенося на них известные физике акустические законы.
Естественно, что такое положение затормозило развитие в должном направлении и гигиены голоса, ибо она является частью гигиены певца, как целого, неделимого организма, имеющего общие законы жизнедеятельности всех своих частей. А организм управляется нервной системой, и через нее осуществляет свои отношения с окружающей внешней средой, в зависимости от постоянно имеющихся взаимных влияний этой внешней среды на организм.
Звук голоса родится в гортани на голосовых связках, как результат взаимодействия их с выдыхаемым из легких воз духом. Но рожденный в гортани звук голоса не является окончательно сформированным.
Формирование звука голоса при фонации происходит в вышележащих над гортанью полостях: глотке, носоглотке, полости рта. При выходе из ротового отверстия звук голоса уже имеет окончательную окраску, оформляясь в тот или иной гласный или согласный. Формирование речевой фонации происходит с помощью артикуляционных органов: глотки, мягкого и твердого нёба, языка, губ.
Данные акустики говорят о том, что каждый сложный звук можно разложить на ряд простых синусоидальных колебаний. Состав таких колебаний образует звуковой спектр. Различают так называемые гармонические спектры,— ими обладают гласные звуки, и негармонические спектры, характерные для согласных (шумовых) звуков.
Для образования звука речи имеется оптимальное время и определенные условия. В этом случае спектр звука сохраняет свои характерные признаки, узнаваемые слухом. Тогда данное качество звука принимается слухом всегда, как тождественное. Такие характерные признаки спектра речевого звука называются речевыми формантами.
Речевая форманта — это средство различения звуковых элементов слова по нормам данного языка.
По голосовому спектру характеризуется голос данного человека. На каком бы языке он ни говорил, слух может по голосовому спектру различить голос данного человека (узнавание по голосу).
Существует еще певческая форманта, образующаяся от особого расположения голосовых органов и изменения объема резонаторов. Певческая форманта определяется условиями воспитания голоса и является признаком его культуры (Л. Б. Дмитриев, С. Н. Ржевкин).
Местом возникновения речевых формант является надставная трубка в результате артикуляционных движений. Выдыхаемый воздух приходит к гортани снизу из легких, проходя путь от легочных альвеол (пузырьков) по бронхиолам, бронхам и трахее.
Таким образом, в фонации участвуют следующие органы: гортань с ее мышцами внутренними (к ним принадлежат голосовые связки) и внешними; кверху от гортани — глотка с ее мышцами; носоглотка и полость носа; полость рта с зубами, языком, твердым и мягким нёбом и нижней челюстью; губы и щеки с их мимическими мышцами; книзу от гортани— трахея, бронхи, бронхиолы с их гладкой мускулатурой, легочные альвеолы и, наконец, дыхательные мышцы грудной клетки и живота и диафрагма.
Все упомянутые органы можно назвать фонационным аппаратом В результате его работы происходит фонация. Гортань является органом генерации (рождения) звука. Глотка, носоглотка и полость рта — это резонаторы звука. Дыхательный аппарат—это источник определенной энергии для возникновения звука. Такой взгляд на функцию голосовых органов, частично согласуюсь и с прежними представлениями, вполне отвечает современным научным данным (см. ниже).
Гортань — это сложная система хрящей, соединенных между собой связками и суставами. Гортань является частью дыхательного канала, который внизу начинается от легких и бронхов, а вверху открывается в полость рта и носоглотки.
Нижний конец гортани соединен с трахеей, верхний конец открывается в глотку. Гортань имеет основу (скелет), состоящую из следующих основных хрящей: перстневидного, щитовидного, черпаловидного и надгортанного (надгортанника). Скелет гортани соединен между собой связками и мышцами.
Перстневидный хрящ является фундаментом гортани, он непосредственно прилегает к первому кольцу трахеи. Щитовидный хрящ образует переднюю стенку гортани и состоит из двух пластинок, сходящихся спереди под углом в виде гребня или выступа. Этот выступ хорошо заметен под кожей передней части шеи, особенно у мужчин, и носит название адамова яблока или кадыка.
Черпаловидный хрящ (парный) частично образует заднюю стенку гортани и располагается на верхнем крае перстневидного хряща (см. рис. 8 и 9).
Рис. 8а. Гортань (вид спереди): 1 — подъязычная кость; 2 — щитовидный хрящ; 3 — перстневидный хрящ; 4 — кольца трахеи; 5 — щитоподъязычная мышца; 6 — щитоперстневидная мышца; 7 — щитоподъязычная мембрана
Рис. 8б. Гортань (вид сбоку): 1 — надгортанник; 2 — щитовидный хрящ (гребет, щитовидного хряща, выступающий под кожей, носит название «адамова яблока»); 3 — перстне-черпаловидная мышца; 4 — перстневидный хрящ; 5 — кольцо трахеи; 6 — большой рожок щитовидного хряща; 7, 8— черпаловидный хрящ
Гортань посредством различных мышц прикреплена, как бы подвешена к глотке и подъязычной кости, а внизу — к грудной кости. Эти мышцы относятся к внешним мышцам гортани. Подъязычная кость в свою очередь прикреплена мышцами внизу к гортани и грудной кости, а вверху к нижней челюсти и височной кости черепа (см. рис. 12).
Рис. 12. Наружные мышцы, фиксирующие гортань. 1 — мышцы, прикрепленные одним концом к нижней челюсти, другим — к подъязычной кости; 2—мышцы, прикрепленные вверху к подъязычной кости и к щитовидному хрящу гортани, внизу к грудине; 3 — вспомогательная дыхательная мышца, (грудиноключично-сосковидная); 4 — мышцы, прикрепленные вверху к черепу, внизу — к подъязычной кости
Таким образом, от положения подъязычной кости, нижней челюсти, головы и корпуса зависит положение гортани, что, как мы увидим ниже, имеет большое значение для голосообразования.
Отверстие, ведущее в гортань из полости глотки, называется входом в гортань. Оно образовано спереди надгортанником, сзади черпаловидными хрящами, а с боков так называемыми черпа- ловидно-надгортанными складками (мышцами).
Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму листа. Надгортанник расширен вверху и сужен внизу, покрыт слизистой оболочкой и прикреплен связками к подъязычной кости и щитовидному хрящу. К щитовидному и черпаловидному хрящам надгортанник прикреплен, кроме того, и мышцами. Передняя поверхность его обращена к языку, задняя — к гортани (см. рис. 9, 10).
Рис. 9. Вид гортани при разрезе по средней линии. 1 — язык; 2 — подъязычная кость; 3 — надгортанник; 4 — голосовая щель; 5 — истинная голосовая связка; 6 — перстневидный хрящ; 7 — щитовидный хрящ; 8 — хрящевые кольца трахеи; 9— кольцо перстневидного хряща
Внутри гортани на некотором расстоянии от входа в нее находится голосовая щель.
Голосовая щель образуется голосовыми связками, точнее говоря, двумя парными мышцами, идущими параллельно одна другой. Эти мышцы одним концом прикреплены к внутренней стороне щитовидного хряща, другим концом к черпаловидным хрящам. От этого происходит их название щиточерпаловидные мышцы.
Различают две пары этих мышц: наружные щиточерпаловидные и внутренние щиточерпаловидные, или собственно голосовые.
Внутренние щиточерпаловидные мышцы и являются истинными голосовыми связками (musculis vocalis). Края щиточерпаловидных мышц представляют собой две складки (plica vocalis vera), т. е. истинные голосовые складки.
Голосовые связки покрыты эластичными перепонками, цвет которых в нормальном состоянии несколько напоминает цвет перламутра. Голосовые связки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц. Пучки мышечных волокон идут здесь в разных, взаимно противоположных направлениях, начинаются у края мускула и оканчиваются в его глубине.
Дата добавления: 2023-03-24; просмотров: 630;