Нотный пример № 11.
Происхождение наименований ладов до сих пор обсуждается учёными. Помимо «географической» точки зрения интерес представляет гипотеза Е.В.Герцмана, считающего, что происхождение названий ладов «было связано с использованием “дорийских” и “фригийских” авлосов, “лидийских” и “дорийских” лир, форминг и т.д. — инструментов, которые часто упоминаются в древнегреческой литературе». Широко распространённым был также миксолидийский лад (смешанно-лидийский), который образовывался особым сочетанием лидийских тетрахордов.
Помимо основных существовали также побочные лады (гипо и гиперлады), образуемые от основных различными перестановками тетрахордов. За каждым ладом античная культура закрепляла определённые этосные свойства, дорийский считался подлинным эллинским ладом, отличался мужественным характером, суровостью и строгостью, поэтому эму отдавали предпочтение. Многочисленные высказывания по этому поводу можно найти у Платона, Аристотеля, Аристоксена и других античных учёных. К примеру, Аристотель подчёркивает, что ему «свойственна наибольшая стойкость» и «мужественный характер», и что он соответствует целям воспитания. Фригийский лад считался страстным, экстатическим (такую же характеристику получал авлос, как инструмент Диониса, пришедший из Фригии), он часто использовался в дифирамбе. Показательны следующие строчки из Аристоксена: «Дифирамб, по общему признанию, считается фригийским, в доказательство чего лица, занимавшиеся этим вопросом, приводят многочисленные примеры… Филоксен (из Киферы (434—379),знаменитый музыкант, автор дифирамбов — примеч. В.Цыпина), попытавшийся обработать дифирамб и мифы в дорийском ладе, оказался не в состоянии осуществить это, но, руководимый самой природой, он снова обратился к фригийскому ладу как наиболее подходящему». Лидийскому ладу приписывали скорбное, жалобное звучание, считали его пригодным только для определённых соответствующих ситуаций. Миксолидийский лад использовался в причитаниях.
Путём добавления к дорийскому ладу тетрахордов снизу и сверху была сформирована так называемая совершенная система, центром которой был средний тон — месса (меза):
Входящие в систему тетрахорды ассоциировались со стихиями: тетрахорд верхних — со стихией Эфира, нижних — с Землёй, средних — с Водой, соединённых — с Воздухом, разъединённых — со стихией Огня. Эта система подразделялась на две: меньшую, включавшую три звена: тетрахорд нижних, тетрахорд средних и тетрахорд соединённых, и бóльшую, состоящую из четырёх тетрахордов, соответственно: тетрахорда нижних, средних, разделённых и верхних. Учёные считают, что совершенная система ассоциировалась с моделью мира и воплощала символику чисел 3,4.5, выраженных геометрическими фигурами треугольника, прямоугольника и пятиугольника. «Семантическая нагрузка пятиугольного числа, символизирующего всю систему, в античной математике особенно велика. Пятиугольник связывался с пятиконечной звездой — пентаграммой, которая в пифагорейско-платоническом учении представляла собой символ жизни, здоровья… тайный опознавательный знак».
Наименования ступеней совершенной системы произошли от названий струн кифары и места извлечения звуков, некоторые из них, например, гипата, месса, нэта, связаны с преданиями о музах дельфийского храма; Гипате, Мессе и Нэте. С помощью совершенной системы и её перемещения на разные тоны добивались получения различных ладов в пределах диапазона лиры и кифары.
Для записи музыки использовались вокальная и инструментальная нотации, обе они относятся к типу знаковых — невменных систем записи. Более древней считается инструментальная нотация, в которой использовались15 знаков архаического алфавита и знаки финикийского алфавита, что указывает на её связь с нотациями Древнего Востока. Лежащие на боку или перевёрнутые знаки, употреблявшиеся наряду со знаками в обычном написании, показывали различие диатонических и хроматических тонов. Для обозначения нотных знаков применяли понятия звука, рода и высотности:
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 338;