Нотный пример № 7. Сколия Сейкила.
Страстный и одновременно лирический характер мелодии, написанной во фригийском ладу, оттеняет весёлый жизнерадостный текст:
Живи, друг и веселись
Не печалься ни о чём.
Наша жизнь коротка, быстротечна,
Срок нам дан веселиться недолго.
Перед нами образец так называемой тексто-музыкальной формы, в которой особенности строения музыкального текста следуют за вербальным. Г. Аберт даёт следующую характеристику этому образцу: «Мелодическая линия и здесь находится, за исключением первого такта, в соответствии с речевыми акцентами; и здесь налицо гибкая, напевная мелодика, содержащая небольшие мелизмы…Это небольшое произведение крайне изящно расчленено. В соответствии с текстом оно состоит из четырёх разделов, из которых оба средние родственны друг другу благодаря не только каденции, но и всему построению мелодии, в то время как первый в качестве подлинного «запева» наибольшим мелодическим ходом тотчас же достигает самого высокого звука и сохраняет его; последний же отдел, наоборот содержит в себе наибольшее нисхождение….Средние разделы держатся средней тесситуры». Обращает на себя внимание закрепление регистров за разделами сколии, совпадение членения текстовых и музыкальных фраз, повторность мелодических фраз, которая впрочем, не подкрепляется повторением текста, что свидетельствует о самостоятельной логике собственно музыкальной стороны и может свидетельствовать о постепенном освобождении музыки от «оков» поэзии уже в рамках античной культуры.
Новый стиль, появившийся в прежнюю эпоху, считается последним творческим достижением античной музыки, просуществовавшим до конца этой культуры. Из новых течений учёные отмечают лишь архаизирующее направление как реакцию на господство виртуозной музыки. К числу сочинений этого направления относятся дельфийские гимны. Два дельфийских гимна Аполлону, которые датируются II—I вв. до н.э, были опубликованы в середине XVII века. Обратимся к одному из этих примеров:
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 383;