Духовные инструменты в творчестве трубадуров, труверов и миннезингеров
К началу XII столетия, после глубочайшего упадка просвещения, в феодальной Европе, разоренной непрерывными нашествиями, эпидемиями, голодом, намечается перелом во всех областях общественной жизни. На первый план выходит класс военной аристократии — рыцарство; возникает кодекс рыцарской морали, свод правил рыцарского поведения, разрабатывается пышный рыцарский ритуал.
В рыцарской среде начинают интересоваться литературой, музыкой, поэзией. Средневековые замки-крепости превращаются в центры феодальной культуры, в ряде стран Европы формируется рыцарское искусство.
Во второй половине XI века, первоначально в Южной Франции, в Провансе, среди рыцарей появляется плеяда выдающихся странствующих поэтов-музыкантов — трубадуров и труверов. Их творчество вышло далеко за узкосословные рамки и в свою эпоху сыграло важную прогрессивную роль. Впервые в мрачную пору феодализма рождалось новое, окрашенное в лирические тона, светское музыкально-поэтическое искусство, обращенное к внутреннему миру человека, к прославлению земной любви и воспеванию красоты природы. Вслед за Францией, искусство странствующих певцов-рыцарей расцвело в XII столетии в Германии. Оно получило название «миннезанг».
Немецкие миннезингеры продолжили традиции французских трубадуров с той лишь разницей, что в их творчестве явственнее сказались народные воздействия. Репертуар трубадуров, труверов и миннезингеров включал любовные песни, песни-жалобы, утешительные песни, песни-пасторали (прообразы пастушеской поэзии), песни-посвящения (сирвенты), вариации (песни балладного характера), многочисленные хороводные и танцевальные песни. Нетрудно усмотреть здесь сильное влияние восточного, в частности арабо-персидского искусства, что справедливо отмечает Р. Грубер.
Черты сходства роднят обе музыкальные культуры: как для одной, так и для другой, наряду со светским лирическим содержанием, характерны и принцип одноголосия, и мелодическая изобретательность, и богатство орнаментики, и строфичность музыкально-поэтической композиции, причем группы рифмованных строк обильно перемежаются инструментальными вступлениями, отыгрышами, интерлюдиями.
Именно последнее и представляет, с точки зрения нашей темы, особенный интерес. Какие инструменты использовались в рыцарском творчестве, были ли среди них духовые, в чем состояла их функция? По установившемуся мнению, ведущее значение вокала, характерное для всех одноголосных культур, сохранилось и в искусстве трубадуров, труверов и миннезингеров, а участию в нем музыкальных инструментов не придавалось сколько-нибудь важного значения. Действительно, новая светская вокальная лирика не создала самостоятельных инструментальных форм.
Однако тесные ее связи с инструментальным музицированием (причем, не только на струнных, но и на духовых) неоспоримы. Коренятся они, прежде всего, в содружестве рыцарей-трубадуров со странствующими музыкантами из народа — жонглерами. Последние нанимались за плату и подолгу жили в рыцарских замках в качестве учителей музыки. Сопутствуя странствующим рыцарям, жонглеры аккомпанировали их пению на музыкальных инструментах, участвовали вместе с ними в музыкально-поэтических турнирах, нередко сочиняли музыку для трубадуров, ограничивавших свое творчество лишь созданием поэтического текста. В музыкальном обиходе жонглеров наряду со струнными инструментами было немало духовых: флейтовые и го- бойные типы, разнообразные рога, дудки и т. п. Специального внимания требует вопрос бытования тромбона.
Ряд исследователей (например, А.Доммер, Г. Риман) называют его в числе инструментов, используемых в данный период и даже значительно ранее (Риман указывает IV век до н. э.). Известно, однако, что в характерном своем виде тромбон появился лишь в XV столетии. Такое недоразумение возникло, очевидно, в результате, неточностей терминологического порядка. Старофранцузское наименование «бузине», использовавшееся по отношению к металлическим военным (кавалерийским) трубам (см. с. 40), в среднегерманской транскрипции превратилось в «бузине» (busine) и, продолжая видоизменяться (busine, busanne), привело к новонемецкому термину «posaune», что означает «тромбон».
Путаница углубилась еще тем, что на рубеже XIII столетия произошло резкое разделение между высокими (дискантовыми) и низкими (басовыми) трубами. Типы последних в процессе своего развития действительно явились предшественниками тромбона, но значительно позже. Что же касается описываемой эпохи, то вплоть до XV века под названием тромбон следует иметь в виду те или иные разновидности басовых труб.
В творчестве трубадуров сольные инструментальные эпизоды, очевидно, не только формально разделяли музыкально-поэтические строфы, но подчеркивали колорит той или иной песни, углубляли ее настроение. Еще в большей степени к этому располагали моменты своеобразной «гетерофонии»— распространенного вариационного дублирования вокальной мелодии музыкальным инструментом (чаще струнным, но нередко и духовым). При этом и самая мелодия (К. Неф, например, говорит о «прекрасных, широко и свободно развитых мелодиях») не могла не способствовать соответствующей окраске сопровождавшей ее партии.
Кроме того, менестрели, отбираемые из числа лучших виртуозов своего времени, желая блеснуть, уснащали мелодию трубадура блестящими и изысканными украшениями. По-видимому, они достигали значительного совершенства, иначе их выступления не пользовались бы таким успехом. Правда, в танцевальной музыке, исполнявшейся обычно группой музыкантов, роль инструментов представляется более скромной. Духовые, очевидно, сближались здесь с шумовыми и ударными, подчеркивающими четкие танцевальные акценты.
Вместе с тем роль танцевальной музыки в процессе становления инструментальной исполнительской культуры своего времени отнюдь не следует преуменьшать. Она явилась одной из наиболее ранних известных нам форм музыки инструментального ансамбля, включающего в свой состав духовые инструменты. В концертах, устраиваемых певцами-рыцарями, такне ансамбли принимали участие. Роль духовых в них постепенно активизировалась. Так, в Германии в эпоху миннезингеров первоначально танцевали под три скрипки и флейту. Однако скрипки понемногу оттеснялись духовыми и вскоре были заменены различными объединениями флейт, шалмеев, волынок, блатершпилей.
Искусство трубадуров, труверов и миннезингеров внесло в духовую исполнительскую практику средних веков новые черты. Серьезное отношение к вопросам художественного мастерства, разностороннее образование, непрерывно организуемые музыкально-поэтические соревнования, требовавшие постоянного совершенствования, —все это решительно укрепляло в светской музыкальной культуре Европы тенденции профессионализма.
Кроме того, связанные с восточным воздействием, эстетические веяния способствовали утверждению в духовом инструментально-исполнительском искусстве лирических тенденций, в значительной степени подготовивших исполнительский стиль эпохи Возрождения.
Дата добавления: 2023-04-14; просмотров: 380;