Кружок Н.В. Станкевича. Идейные направления 30 – 40-х гг. Западники и славянофилы
В 1833-39 гг. в Москве был популярен литературно-философский кружок сына богатого воронежского помещика Н.В. Станкевича Н.В., объединившего на базе литературных увлечений, как будущих западников (молодые М.Н. Катков, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, Т.Н. Грановский), так и славянофилов (братья Киреевские и Аксаковы). Под влиянием немецкой философии Гегеля и Канта они видели главную силу прогресса в просвещении, что определяло место интеллигенции в обществе. После отъезда Станкевича за границу кружок распался.
В 1834 году был образован кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, имевший острую политическую направленность – революционное преобразование России.
Официально их обвинили в пении «пасквильных песен», которые были подслушаны агентом III отделения. Герцен был сослан в Пермь, а затем в Вятку, а Огарёв – в Пензу.
В 1830-е гг. кружки существовали не только в Москве, но и во Владимире, Нежине, Курске, на уральских заводах.
Деятельность этих кружков характеризовалась острой идейной борьбой.
Дореволюционная историография считала, что основным содержанием этой борьбы были споры между западниками и славянофилами по вопросу о путях дальнейшего развития России.
Современные исследователи, как и советские, считали, что основой идейной борьбы был вопрос о ликвидации крепостного права.
В эти годы оформляется три основных направления в идеологии.
Консервативно-охранительное направление в социальном плане отражало интересы консервативной интеллигенции, чиновников государственного аппарата и основной массы помещиков-крепостников.
Идейным выражением стала теория «официальной народности» Уварова, сформулированная им 1832 году на посту Президента Российской Академии наук. Основные положения теории – «самодержавие», «православие» были выдвинуты ещё ранее Карамзиным в "Записках о новой и старой России" (1811 год).
Под «самодержавием» понималась традиционная форма правления, соответствующая природному монархизму русского народа. Носитель верховной власти – государь, располагающий юридически неограниченными правами, но несущий ответственность перед Богом за вверенные ему государство и народ: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу»..
«Православие» понималось как традиционная религия, выражающая коллективистский («соборный») характер русского народа. Именно в годы правления Николая значительно усиливается влияние РПЦ, улучшилось материальное положение монастырей и сельских приходов.
За «народность» выступали все направления общественного движения, однако революционеры-демократы рассматривали её как процесс демократизации национальной культуры и просвещения народных масс. Представители консервативного направления во главе с министром просвещения трактовали её как приверженность русского народа традиционным институтам власти (самодержавию и православию). «Народность» - это русская нация, исполненная православного духа и христианской нравственности, ведомая к великим духовным целям русским православным царем
Задачи теории:
а) политическая – предотвратить развитие революционных идей, сохранить основу феодального общества и приоритет государственных интересов над личными;
б) экономическая – доказать экономические преимущества феодального уклада над частнокапиталистическим;
в) социальная – доказать необходимость сохранения сословий как основы стабильного развития общества и категории крепостных крестьян, как основы патриархального русского общества, при котором хозяин-помещик оберегает интересы крепостного крестьянина.
Таким образом, теория «официальной народности» - это господствующая государственная идеология, распространяемая и поддерживаемая всею мощью правительственного аппарата.
Провозгласив триединый принцип, русская духовно-политическая мысль одухотворила саму идею Российской империи, указала России цели и задачи ее земного бытия. Россия рассматривалась как единственная сила, способная удержать мир от падения в объятия Антихриста, символами которого считали материалистическую философию, атеизм и революционное движение.
Рупором правительственной идеологии были популярные журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, издававшие газету «Северная пчела».
Кризис идеологии наступил в годы Крымской войны под влиянием поражения 1856 года.
Представителями этого направления были профессора Московского университета С.П. Шевырёв и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Многие высшие чиновники пропагандировали идеи охранительного направления. Широко известны слова начальника III отделения Бенкендорфа о том, что «прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается будущего – оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».
М.П. Погодин утверждал, что Европа и Россия пошли разными путями: русский народ призвал варягов для защиты, что явилось основой его единения с властью, а не борьбы с ней.
Социальную базу либерально – оппозиционного направлениясоставляли либеральная интеллигенция, нарождающаяся буржуазия и обуржуазившиеся помещики. Это направление было представлено в обществе двумя течениями мысли: славянофилами и западниками.
Поводом к такому разделению послужила публикация первого (из 8) «Философических писем» на французском языке, написанных в 1829 – 1831 гг.) письма П.Я. Чаадаева в 1836 году в журнале «Телескоп». «Письмо» содержало целую систему историко-философских раздумий автора о месте России и роли православия в мире.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – человек особой судьбы, ни на кого не похожий в русской и мировой истории.
Рано став сиротой, он воспитывался в семье видного историка и публициста екатерининской эпохи М.М. Щербатова, где и приобщился к основам мировой культуры. К 15 годам он знал три иностранных языка (все сочинения писал на французском).
Уже в 14 лет Петр стал студентом Московского университета, где постигал философию. При этом был блистательным танцором.
В 18 лет он становится офицером русской армии и участвует в Отечественной войне, где получает награду за храбрость.
В 1814 году в Кракове становится членом масонской ложи, а затем, в Петербурге вступает в ложу «Соединенные друзья», членами которой были Пестель, Никита Муравьев, Бенкендорф, Грибоедов.
В 1820 году на самом пике карьеры уходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе (1821 – 1826 гг.).
Друг Пушкина кадровый офицер Чаадаев («декабрист без декабря») тяжело переживал поражение декабристов. Он возвращается в николаевскую Россию.
Автор пришел в своих «Письмах» к самым пессимистическим выводам, показав отсталость, некультурность и ничтожность истории России, невозможность в ней общественного прогресса. Основной бедой страны он считал отрыв России от Запада, от католического мира. «России нечем гордиться перед Западом, напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества».
Вопросы, которые поднял Чаадаев, стали отправной точкой отсчёта для развернувшейся в обществе дискуссии.
Чаадаев был объявлен сумасшедшим и подвергнут медико-полицейскому контролю, редактор «Телескопа» Надеждин сослан в Усть-Сысольск, цензор ректор Московского университета А.В. Болдырев отстранён от должности..
Формальной датой возникновения славянофильствасчитается 1839 год, когда Алексей Степанович Хомяков и Иван Сергеевич Кириевский выступили со статьями "О старом и новом" и "В ответ Хомякову". В них были сформулированы основные положения доктрины, окончательно сложившейся в спорах с западниками к 1845 году. Славянофилы охотно печатались в журнале «Москвитянин». Этот журнал издавал Погодин, но наряду со статьями консервативного направления он давал возможность печататься и славянофилам: Хомякову, братьям Петру и Ивану Киреевским, братьям Константину и Ивану Сергеевичу Аксаковым и др.
Для славянофилов были характерны следующие взгляды:
1) провозглашение самобытности России, основанной на абсолютизме и коллективизме (соборности) русского народа (идею «соборности» – добровольного соединения русских людей на основе любви к богу и друг другу впервые выдвинул Хомяков);
2) защита православия, определяющего коллективный характер русского народа;
3) провозглашение классового мира и единения с властями;
4) требование законосовещательного Земского Собора («сила власти – царю, сила мнения – народу»).
Славянофилы считали, что Петр Великий отклонил Россию с естественного пути развития, но не изменил ее внутренний строй.
Таким образом, славянофильство – общественно-политическое течение, провозгласившее особый путь развития России, отличный от исторических судеб стран Запада.
Под влиянием буржуазных революций в Западной Европе, славянофилы все более лояльно относились к правительству и с 1850-х гг. стали активно сотрудничать с правительством в проведении либеральных реформ.
Практически одновременно оформляется второе либерально-оппозиционное течение, получившее название западничество.
Западничество – общественно-политическое течение, ориентированное на общность исторических судеб и ценностей России и Запада. К этому течению примыкали профессора Московского университета Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, а также К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, А.И Герцен.
Основные идеи западников:
1) провозглашение общности исторического пути Запада и России;
2) западники, отстаивая идею расширения прав личности, создали теорию «закрепощения и раскрепощения сословий»;
3) отказ от революционной борьбы, провозглашение идей классового мира;
4) пропаганда идеальной, на их взгляд, формы конституционно-монархического правления – английской монархии, с определёнными политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда.
После буржуазных реформ 1860 – 1870-х гг. западничество утратило прежний смысл и постепенно разделилось на мелкие течения.
В целом, представители обоих течений относились к разряду «государственников», признавали необходимость преобразований, борьбу с крепостничеством, чрезмерной бюрократизацией и подавлением прав личности. При этом западники подвергались большим гонения со стороны правительства, чем славянофилы.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 521;