Основные положения зарубежных ученых для вокального педагога
Особенно интересными представляются работы Рауля Юссона и его сотрудников. Эти работы имеют не только научный интерес, но и практическую ценность, поэтому вокальная педагогика должна их учитывать в своей повседневной работе. Основные положения зарубежных ученых, о которых должен иметь представление каждый вокальный педагог, заключаются в следующем.
1. По Р. Юссону, высота звука голоса зависит от частоты сокращений голосовых мышц под влиянием приходящих по нерву импульсов. Воздушное давление не оказывает никакого влияния на частоту колебаний голосовых мышц. Высота звука голоса зависит от центральной нервной системы и регулируется высшими отделами мозга.
2. Но дыхание, по Р. Юссону, имеет все же большое значение в пении. От величины подсвязочного воздушного давления зависит амплитуда колебаний голосовых связок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, в том числе голосовых, влияет на характер фазы смыкания и размыкания голосовых связок, на форму их колебаний. Таким образом дыхание определяет интенсивность, то есть силу голоса и в какой-то мере его тембр.
Следовательно, полноценный певческий звук может быть лишь при комбинированном действии колебаний голосовых мышц и воздействия на них дыхания (собственно выдоха).
3. Феномен «прикрытия» верхнего регистра мужских голосов, по Р. Юссону, Герду и Шеннею, заключается в следующем. Как известно, каждый певец имеет предел высоты грудного регистра на определенных звуках, соответственно типу голоса.
У необученного певца попытка превысить предел грудного регистра приводит к переходу в фальцетное звучание. При этом звучании происходит учащение импульсов, приходящих по нерву к голосовым мышцам.
При обучении пению грудной регистр можно несколько увеличить за счет повышения тонуса голосовых связок и их большего растяжения. Таким образом, несколько тонов грудного звучания прибавляются к грудному регистру, что облегчает переход к головному регистру. В этом и состоит феномен «прикрытия». В основе его лежит увеличение функциональной возможности голосовых мышц путем их растяжения и увеличения частоты импульсов.
Но возбудимость блуждающего нерва весьма индивидуальна. Поэтому и предел скорости колебаний голосовых мышц различен, он зависит от индивидуальных особенностей человека. Вот почему диапазон голоса связан со степенью возбудимости гортанных нервов, а она не у всех одинакова. Это, видимо, имеет для диапазона голоса большее значение, чем длина голосовых связок.
4. На деятельность голосовых связок в смысле регуляции силы голоса и изменения его тембра оказывает большое влияние работа других мышц и частей организма. Например, мимических мышц (см. выше), вибрационных раздражений кожи лица, слизистой оболочки ротоглоточного резонатора от слуховых раздражений и от областей, иннервируемых тройничным нервом (лицо, носовая и ротовая полости, придаточные полости носа).
Юссон область твердого нёба называет «активизирующим нёбным полем», так как при достаточном раздражении заложенных здесь рецепторов сильно повышается тонус голосовых мышц и голос приобретает большую силу и звонкость.
Это явление и есть та самая «маска», о которой говорили вокальные педагоги прошлого. С точки зрения нейрофизиологии все кинестезические и вибрационные раздражения, передаваясь в соответствующие зоны коры больших полушарий головного мозга, вызывают иррадиацию процесса возбуждения и тем самым повышают тонус голосовых мышц.
5. Как известно, звучание гласных зависит от присутствия в спектре голоса отдельных усиленных обертонов — формант гласных. Юссон, Сомюи Вейян на основании экспериментов акустического характера пришли к выводу, что звучание каждого гласного является комбинацией двух формант. Эти форманты возникают вследствие резонанса ротоглоточных полостей и для своего образования требуют определенного объема этих полостей.
Подобное условие достигается перемещением языка в полости рта. Положение, выдвигаемое упомянутыми авторами, говорит о том, что на связках гортани родится неоформленный звук, а оформляется он в тот или иной гласный в ротоглоточной полости под влиянием артикуляционных движений (см. главу 3). Следовательно, правильная укладка языка на всех гласных звуках имеет большое значение.
6. Вокальная педагогика эмпирически подошла к догадке о том, что длина и объем надставной трубы оказывают влияние на звучание голоса. Подобное влияние было подтверждено Д. Вейсом, а в последние годы Р. Юссоном и Джианом, которые на основании работ французского физика И. Рокара установили следующее.
Изменение объема ротоглоточного резонатора вследствие артикуляции разных гласных создает акустическое сопротивление так называемый импеданс этих полостей. Создаваемый импеданс требует большей активности работы голосовых связок.
При разных гласных создается разный импеданс полостей. Гласный а требует меньшего импеданса, чем последующие более «тёмные» гласные. Импеданс увеличивается и больше всего выражен на гласном у. На увеличение импеданса связки отвечают большей активностью. Из сказанного следует, что применением разных гласных можно повлиять на работу голосовых связок в смысле изменения силы голоса.
В вокальной педагогике вопрос об определении типа голоса стоит на особом месте. Больше всего затруднений испытывают вокальные педагоги в вопросе о том, по какому пути вести обучающегося певца, к какому типу голоса он принадлежит. Этот вопрос имеет большое принципиальное и практическое значение, так как от правильного решения его часто зависит судьба певца.
Чаще всего подобные затруднения испытывают педагоги, сталкиваясь со смежными голосами: драматическими баритонами и басами, драматическими тенорами и баритонами, меццо-сопрано и драматическими сопрано.
Определение типа голоса встречает у нас большие затруднения еще в силу традиционного сужения амплуа певца. Такие понятия, как лирический тенор, колоратурное и лирико-колоратурное сопрано и т. д., приобрели у нас право гражданства. Но вызывает сомнение вопрос о том, насколько это правомерно с точки зрения практической. Несомненно, что певец с богатым, разноплановым амплуа более интересен. За это говорит пример многих, особенно итальянских певцов. Думается, что наша советская вокальная педагогика должна стремиться к тому же. Но пока столь узкая «специализация» певцов имеет место, и с ней необходимо считаться.
Для дальнейшего правильного развития и совершенствования певца педагог также должен быть постоянно уверен в том, что характер голоса ученика определен правильно.
Известны случаи, когда певец много лет пел, например, как баритон, и, несмотря на хорошие музыкальные и внешние данные, никак не мог «найти себя». В результате оказывалось, что у него бас, и переход па басовый репертуар приносил певцу блестящий успех.
Некоторые исследователи в прошлом (Е. Малютин. М. Эрбштейн, Викар, М. Фомичев, Г. Таузинг и др.) пытались определить тип голоса по анатомическим, физиологическим (эндокринным), психологическим данным певца, а также по акустическим и фонетическим признакам его голоса.
Все перечисленные способы определения типа голоса не удовлетворяли ни фониатров, ни педагогов вокала, так как упомянутые исследователи брали для критерия один из признаков и рассматривали его вне связи с развитием целостного организма и влияния внешней среды.
Чтобы правильно определить возможности развития певческого голоса необходимо учитывать не один какой-либо признак, а все в совокупности. Это будет надежной гарантией безошибочности определения. К сожалению, в практику жизни подобный способ определения голоса не вошел, но, несомненно, это вопрос ближайшего будущего.
Уже и сейчас возможно более детальное обследование поступающих на вокальные отделения музыкальных учебных заведений специалистами разных профилей: ларингологами, невропатологами, терапевтами, акустиками, а затем педагогами-вокалистами. Последние в своем заключении должны учитывать данные остальных специалистов и выносить решение на основании общей картины обследования испытуемого.
Дата добавления: 2023-03-11; просмотров: 431;