Гигиена дыхания. Здоровье дыхательных органов


Из вышеизложенного ясно, насколько важно для певца здоровье дыхательных органов и овладение правильным дыханием, которое может отвечать гигиеническим нормам.

Такое дыхание обеспечит певцу не только здоровье голосовых органов, но и здоровье нервной системы и организма в целом. Поэтому, прежде чем разбирать вопрос о специфическом певческом дыхании, необходимо упомянуть о гигиене дыхания вообще.

Дышать, делать вдох и выдох, необходимо через нос. Если дышать через нос трудно из-за какого-либо заболевания его полости, необходимо обратиться к врачу-ларингологу. При интенсивных мышечных напряжениях, например при тяжелой физической работе, беге, борьбе и других видах спорта, а также при пении дышать исключительно через нос иногда становится трудно. В таких случаях бывает необходимо дышать и через рот.

Дыхание должно обеспечивать поступление достаточного количества воздуха в легкие, чтобы организм получал необходимое ему количество кислорода. Через легкие человека, находящегося в покое, проходит 6—8 литров воздуха в минуту, а во время большого физического напряжения может проходить больше ста литров в минуту (по М. Е. Маршаку).

Поэтому при физических напряжениях нельзя задерживать дыхание, чтобы не уменьшилось количество кислорода в артериальной крови. Это необходимо учитывать в первую очередь выполняющим тяжелую физическую работу, а также спортсменам. У лекторов, чтецов, драматических артистов, певцов, как известно, говорящих и поющих на задержанном выдохе, тоже могут наблюдаться явления недостатка кислорода при выступлениях в жарких, душных помещениях с сухим, пыльным воздухом.

Это отрицательно сказывается на исполнении, укорачивая длительность выдоха и усугубляя все явления, сопутствующие волнению при выступлениях (дрожание голоса, рук, ног, сухость во рту и т. п.).

Необходимо добиваться того, чтобы выступления певцов происходили в хорошо вентилируемых, не слишком натопленных помещениях, чтобы воздух в этих помещениях был достаточно влажен.

Певцы, особенно неопытные, должны развивать и укреплять дыхание специальными упражнениями, делать дыхательную гимнастику. Выработанные условные рефлексы дадут в дальнейшем возможность легко преодолевать большую нагрузку, падающую на органы дыхания при физическом напряжении.

Есть много вариантов подготовительной дыхательной гимнастики. Для певца можно рекомендовать гимнастику, укрепляющую мышцы брюшного пресса и диафрагмы, то есть все упражнения для корпуса с возрастающей амплитудой движений и в сочетании с движениями рук или ног, в положении сидя или стоя. Особенно полезны для певца упражнения 1. 2, 4, 6, приведенные на стр. 111 — 114.

В качестве подготовительных упражнений к развитию, певческого дыхания можно рекомендовать дыхательную гимнастику с максимальным подтягиванием стенок живота на выдохе. Подчеркиваем, что подобные упражнения надо делать на выдохе, чтобы затем легче перейти к тренировке дыхания одновременно со звуком голоса.

Некоторые педагоги вокала (М. Дейша-Сионицкая и др.) предлагают другие варианты дыхательной гимнастики, но цель всех этих вариантов одна и та же: укреплять и тренировать дыхательную мускулатуру — что должно способствовать удлиненным, хорошо управляемым выдохам и минимальным вдохам.

Дыхание во время пения имеет свои специфические особенности. Длительной дискуссии подвергался вопрос о том, какой вдох во время пения предпочтительнее— через рот или через нос.

С точки зрения гигиенической, как сказано было выше, предпочтительнее вдох через нос. Это целесообразно также потому, что в полости носа имеются специальные рецепторы, благодаря которым при вдохе через нос происходит рефлекторное расширение бронхиол (А. Н. Крестовников). Но в вокальной практике вдох через рот оказывается нередко необходимым и совсем отказаться от него затруднительно.

В процессе фонации быстрые вдохи через нос невозможны, и если они практикуются, то это приводит к отрицательным явлениям — нарушается и затрудняется голосоведение. Чаще всего в этом случае происходит вдох и через нос и через рот. По меткому определению народной артистки СССР В. В. Барсовой, вдох во время пения должен производиться «при открытом рте, но через нос».

Некоторые авторы (Л. Д. Работнов, П. Органов и др.) утверждают, что при подготовке к фонации необходим-вдох именно через рот для лучшего раскрытия глотки, гортани, а также для расширения трахеи и крупных бронхов и активизации работы их гладкой мускулатуры. Возможно, что это имеет известное обоснование, но исключительное применение вдоха через рот перед началом фонации необходимо лишь учащемуся-вокалисту или молодому певцу с недостаточной вокальной техникой.

Опытному артисту, у которого выработаны прочные условно-рефлекторные связи, для лучшей координации движений языка, зева, глотки и т. д., при подготовке к фонации вдох через рот не обязателен, гораздо целесообразнее производить вдох исключительно через нос.

Пение в условиях, не отвечающих санитарным нормам (пыль от декораций, холодный воздух сцены, выступление на открытом воздухе в холодное время года и т. п.), требует от певца устойчивости его дыхательных путей по отношению к внешним раздражениям. Такую устойчивость можно приобрести лишь специальным закаливанием.

Лучшие представители вокального искусства прошлого пришли к выводу, что для фонации при вдохе количество взятого воздуха должно быть минимальным, но этот воздух нужно уметь так хорошо держать, чтобы его вполне хватило на вокальную фразу любой длительности. Такой вывод полностью подтверждается на практике и имеет физиологическое обоснование.

Дело в том, что поперечнополосатая дыхательная мускулатура играет огромную роль в акте дыхания. Но только при правильной ее работе, координированной с работой гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, может быть обеспечен правильный певческий вдох и выдох. Минимальный вдох полезен тем, что он хорошо тренирует поперечнополосатую дыхательную мускулатуру, предотвращает перегрузку легких излишне взятым воздухом и тем самым способствует установлению нормальной координации работы мышц грудной клетки, брюшного пресса, гладкой мускулатуры трахеи, бронхов и голосовых мышц.

В этом случае легче всего достигается наилучшее регулирование певческого дыхания. При этом вырабатываются условные рефлексы 1-го, 2-го порядка. Например. ощущение напряжения дыхательных мышц связывается с восприятием звука голоса определенного качества. Хороню выработанные условные рефлексы дают в дальнейшем возможность успешно пользоваться минимальным вдохом.

Конечно, количество воздуха, которое надо взять при минимальном вдохе, можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Но все же можно определить среднее количество, как ориентировочное при выработке минимального вдоха. Количество воздуха, взятого при вдохе, не должно превышать физиологическую норму вдоха при спокойном дыхании больше, чем на 200 кубических сантиметров. Л. Д. Работнов рекомендует, чтобы вдох для пения не превышал физиологической нормы, то есть 500 кубических сантиметров.

С вдохом также тесно связан вопрос о полузевие. Делая полузевок мы при помощи внутримышечного чувства добиваемся необходимого напряжения стенок зева и глотки. Некоторые педагоги рекомендуют непосредственно перед вдохом для фонации произвести нарочитый полузевок.

Такая рекомендация якобы целесообразна перед началом выступления вокалиста и дает ему большую протяженность и плавность выдоха, а следовательно, и лучшее звучание голоса. Эта эмпирическая рекомендация требует экспериментальной проверки.

В свое время было предложено много способов разработки певческого дыхания. Тренироваться для выработки такого дыхания надо во время пения. За это говорит ряд теоретических соображений и практика лучших вокалистов. Приведем пример упражнения для тренировки дыхания, которое мы применяли на практике.

Упражнение следует петь на один выдержанный тон или в форме трезвучия с последующей выдержкой первого тона. Петь необходимо на все гласные, начиная с гласного у или и со средних «от диапазона, постепенно расширяя интервалы по полутонам вверх и вниз, соответственно характеру голоса. Звуки между собой соединять legato. Строго следить за работой дыхательной системы.

Вдох должен быть минимальным (по количеству взятого воздуха), выдох максимальным (по времени). Выдох должен все время поддерживаться мышцами брюшного пресса. Ощущать полузевок перед вдохом. Упражнение начинать в очень медленном темпе с дальнейшим ускорением, но обязательно задерживать последний звук до максимума и сводить его на pianissimo. В трехзвучиях возможны комбинации legato и staccato.

Схема звучности в трезвучиях может быть такой:

Одновременно надо следить за правильной артикуляцией всех гласных, учитывая необходимую работу участвующих в этом мышечных групп (мимических, жевательных, язычных).

Все певцы должны ежедневно заниматься подобной тренировкой певческого дыхания для укрепления дыхательных условных рефлексов. Такая тренировка, развивая большое дыхание, способствует длительному сохранению голоса певца.

М. И. Глинка рекомендовал развивать так называемое метрическое дыхание, то есть выдерживать голосом интервалы определенной длительности и дышать при этом естественно, свободно, без напряженного вдоха с перебором воздуха и т. п.

Известный фониатр проф. Ф. Ф. Заседателев не рекомендовал никаких дыхательных упражнений, заявляя, что пение само по себе разовьет дыхание и специальная дыхательная гимнастика может оказать полезное действие только на общее здоровье певца.

Последнее время некоторые авторы особенно акцентируют внимание на преимуществе нижне-брюшной поддержки певческого выдоха. Так, К. В. Злобин считает, что нижняя половина брюшной стенки и является поддержкой выдоха и что такой тип выдоха наиболее целесообразен для звучания голоса и для его гигиены.

Кроме того, К. В. Злобин проводит подробное описание механизма нижнебрюшной поддержки выдоха. Суть его заключается в том, что после сделанного вдоха и с началом подачи певческого звука мышцы нижней части живота начинают напрягаться и давить снизу и вверх. После окончания музыкальной фразы оставшийся неизрасходованный воздух выбрасывается из трахеи наружу посредством резкого сократительного толчка мышц нижней части брюшной стенки. Затем брюшная стенка возвращается в исходное состояние. Это положение, выдвигаемое К. В. Злобиным, резко критикуется некоторыми физиологами, которые указывают, что нижнебрюшной тип дыхания у людей без специальной тренировки не существует.

На основании наблюдений над рядом певцов путем пнеймографии, один из авторов приходит к выводу, что нижнебрюшной тип дыхания не естествен и не играет никакой роли ни в обычном, ни в певческом дыхании (М. В. Сергиевский).

Все же опыт вокальной педагогики, особенно итальянской школы, показывает, что поддержка выдоха при пении мышцами брюшной стенки имеет большое практическое значение для развития голоса и охраны здоровья голосового аппарата. В этом можно вполне согласиться с К. В. Злобиным, но нельзя согласиться с его утверждением о том, что «нижнебрюшное дыхание — это новая страница в истории вокальной методологии».

Поддержка выдоха брюшным прессом при пении не новость и была употребляема и рекомендована такими выдающимися вокалистами и педагогами, как Гарсиа-Виардо, Котоньи, Ф. И. Шаляпин и многими другими. Автор данного труда в 1951 году в статье «К вопросу о дыхании в пении» также указывал на большое значение мышц брюшного пресса для поддержки певческого выдоха.

 



Дата добавления: 2023-03-11; просмотров: 234;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.