РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю — педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку музыкального воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллектив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:
■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;
■ дает рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, репертуара для слушания и др.
Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом воспитателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкальный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.
В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкального развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что выдвигает к нему ряд требований.
Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готовность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.
В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания
Окончание таблицы
дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководитель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.
Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельности и формы ее организации.
Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.
Особо важную роль играет воспитатель при руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детейв их повседневной жизни.
Он создает условия, способствующие возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе — музыкальную зону в группе, атрибут, пособия и т.д., организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволяет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на занятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии (Е.А.Дубровская и др.).
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая — в разделе «Слушание музыки».
Младшая Воспитатель является активным участником
группа педагогического процесса на музыкальном занятии: он
поет вместе с детьми, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии
Средняя Самостоятельность детей возрастает и функции
группа воспитателя становятся иными. Он действует лишь
Средняя группа |
по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, показывает отдельные фрагменты песен, танцев, оценивает деятельность детей
Старшая Детям предоставляется больше самостоятельности,
и подгото- но все же помощь воспитателя необходима. Он
вительная осуществляет в основном контроль за поведением детей
группы и за качеством исполнения
Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя может дать положительный результат в организации музыкального воспитания дошкольников.
Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):
■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;
■ знать программные требования в области музыкального воспитания детей;
■ знать музыкальный репертуар своей группы;
■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;
■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими сведениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;
■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области
ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и
методикой проведения игр.
Организация работы по музыкальному воспитанию на этих основаниях позволит обеспечить компетентность педагогического воздействия на детей (схема 33).
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 470;