ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ


ДОШКОЛЬНИКОВ

Задачи методики музыкального воспитания не могут быть реше­ны без тщательного планирования всей работы. Планирование по­зволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности и


 

Схема 33

 

 

формами ее организации, осуществить принцип систематич­ности в применении всех педагогических воздействий, наметив что, когда и как целесообразно применить в воспитании и развитии детей. План помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкальному


воспитанию с детьми, родителями, педагогиче­ским коллективом.

В плане намечается как далекая перспектива, так и конкретные задачи ближайших дней. В соответствии с этим целесообразно со­ставление двух видов плана:

■ перспективного, рассчитанного на 2—3 месяца и отражающего далекие цели;

■ календарного (ежедневного), рассчитанного на 1 —2 недели, где планируются ближайшие задачи.

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллек­тива, которую необходимо осуществлять в течение года. Она вклю­чает (А. Н.Зимина):

■ работу с родителями и педагогическим коллективом (планирует­ся совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени прак­тических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей;

■ разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений;

■ формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением в связи с использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона;

■ дополнительный музыкальный репертуар, подобранный педагогом-музыкантом в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

Календарный план основан на программе обучения, положенной в основу работы данного учреждения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года.

Репертуар, рекомендованный программой, распределен поквар­тально с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одну-две недели в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитатель­ными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности и равномер­но распределить учебный материал по занятиям, избежать поспеш­ности при подготовке к праздникам.

В этом плане намечается работа по музыкальному воспитанию в

течение дня:


■ определяется содержание музыкального занятия, его воспита­тельные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия;

■ фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время; преду­сматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка.

При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное сочетание новых заданий по слушанию музыки, пению, с включением музыкально-ритмических движений, соотношение незнакомого и знакомого материала, применение различных форм занятий и методических приемов обучения.

Планирование осуществляется совместно воспитателем и музы­кальным руководителем, поскольку воспитатель принимает участие во всех воспитательно-образовательных музыкальных мероприяти­ях, в организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада, и прежде всего в руководстве самостоятельной музы­кальной деятельностью детей, он играет ведущую роль.

Планирование воспитательного процесса требует учета его ре­зультатов. Учет выполняет не только констатирующую функцию (что сделано, как, сколькими детьми усвоен материал, намеченный в плане). На его основе вносятся коррективы в последующее плани­рование. Ведь если задание выполнено лишь несколькими детьми, то совершенно очевидно, что остальные нуждаются в дополнитель­ных упражнениях.

Учет ведется по пунктам перспективного и календарного планов. Результаты работы по перспективному плану учитываются один раз в конце года. Календарный учет подводит итоги отдельных музы­кальных занятий, а также итоги работы по музыкальному воспита­нию, осуществляемой в течение дня.

Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном. Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помога­ет возникновению взаимопониманий между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику форм организации музыкальных заня­тий.


 

2. Какие формы применения музыки в организации жизнедея­тельности детей в повседневной жизни вам известны? Какова специфика руководства ими со стороны педагогов?

3. Охарактеризуйте формы и условия музыкального развития ре­бенка в семье.

4. Охарактеризуйте художественно-развивающую музыкальную среду дошкольного образовательного учреждения.

5. В чем заключается сущность взаимодействия между воспита­телем и музыкальным руководителем?

6. Раскройте особенности планирования работы по музыкальному воспитанию дошкольников.

 

7. Предложите вопросы по музыкальному воспитанию, которые можно поставить на родительском собрании. Разработайте ме­тодические рекомендации по музыкальному воспитанию ребен­ка в семье.

8. Составьте план включения музыки в различные виды деятель­ности детей в течение одного дня.

9. Предложите свой вариант оборудования зала для музыкальных занятий или музыкальной зоны группы.

10. Разработайте содержание работы с детьми разновозрастной группы по одной из форм музыки в быту детского сада [на при­мере вопросов и заданий для прослушивания вашего любимого произведения классики).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Васько Е. Развиваем музыкальные способности. — М.; Мой Мир,

2007.

Захарова О. Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп

детского сада // Образование и наука. - 2006. - № 5. -

С. 27-33.

Зимина А.Н. Музыкальные занятия в малокомплектных ДОУ. —

М.:Владос, 1999.

Комарова Т.С, Фиппипс О.Ю. Эстетическая развивающая сре­да в ДОУ. — М.; Педагогическое общество России, 2005.

Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М/. Дом XXI век, 2008.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.


Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития де­тей младшего возраста. — М.: Владос, 2000. Комисарова Л.Н., Кузнецова Г. В. Ребенок в мире музыки: посо­бие для музыкальных руководителей детского сада. — М.: Школьная Пресса, 2006.

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креа­тивности ребенка // Дошкольное воспитание. — 2006 — №11.

Маханева М.Ц. Театрализованные занятия в детском саду: по­собие для работников дошкольных учреждений. — М., 2003. Петрова Т.Н., Сергеева Е.Л., Петрова ЕС. Подготовка и прове­дение театрализованных игр в детском саду: разработки заня­тий для всех возрастных групп с методическими рекомендация­ми.— М., 2003.

Торяник Т. Воспитатель и музыкальный руководитель. Теория и практика педагогического взаимодействия // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного воз­раста / под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. — М.: Акаде­мия, 2002.

 



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 702;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.