Функциональный и эмоциональный комфорт детей.
Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего — иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка.
Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей в мини-центры все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах.
Психологическая | Учитываются возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения со взрослыми; в раннем детстве — предметная, в дошкольном детстве — игровая | Для обеспечении подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения со взрослыми |
Эстетическая | Учитываются дизайнерские требования к проектированию, все модули должны быть эстетически выдержаны: пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, вызывающими желание действовать с ними; мини-центры оформляются в одном стиле с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы | Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры, быть ориентирована на будущее ребенка |
Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребенка и уровню его подготовки |
Педагогическая | Среда создается для предоставления детям возможностей в активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать музыкально-образовательный процесс в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п. |
Средовой подход к музыкальному воспитанию, по мнению ученых (Э. П. Костина и др.), обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме. Именно так понимаемая музыкально-развивающая среда является интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.
11.5. |
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАБОТЫ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ____
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях происходит увеличение количества групп с разновозрастным составом детей. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста происходит в ситуации гуманизации целей и принципов образовательной работы с детьми, введения вариативности образования.
В отечественной педагогической науке и практике до недавнего времени приоритет отдавался группам, сформированным по возрастному принципу, многообразные дошкольные образовательные методики были ориентированы на конкретный возраст и логику
возрастного развития. Разновозрастная группа рассматривалась как явление вынужденное, нежелательное. Она затрудняла построение обучающих занятий, предметно-групповое обучение, не соответствовала в целом учебно-дисциплинарной модели образования.
Смена приоритетов в образовании повлекло за собой пересмотр способов взаимодействия педагогов с детьми. Отказ от авторитарности, от излишней заорганизованности процесса обучения переносит акцент на создание развивающей музыкальной среды детского сада, позволяя говорить не о программе занятий, а о программе жизни детей в детском саду.
Многие исследователя оценивают разновозрастные группы как оптимальную модель среды развития ребенка (Л. С.Байбородова, Б. 3. Вульфов и др.). Современная семья, в отличие от патриархальной многопоколенной семьи, имеет, как правило, одного ребенка и не в состоянии обеспечить ему содержательной полноты общения. Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, что становится оптимальным условием социализации детей разного возраста.
С разновозрастной группой связаны условия, создающие возможность:
■ свободы выбора деятельности;
■ построения диалоговых отношений с детьми различных возрастов;
■ свободы выбора своей «ниши» в общении; возможность изменяться, примеривая на себя различные роли (подчиненный, опекун и др.).
Если в группе сверстников имеет место проявление соперничества, соревновательности, то в разновозрастной группе проще установить отношения помощи и поддержки.
В разновозрастной группе эффективнее идет и процесс обучения: во время взаимодействия детей разных возрастов происходит непосредственная передача опыта, обеспечивающая наиболее продуктивное усвоение информации. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление.
Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, где сосуществуют различные системы социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок — взрослый», «ребенок — сверстник», «старший ребенок — младший ребенок», «младший ребенок — старший ребенок». Категория взаимодействия является
основной как в определении разновозрастной группы, так в методике работы воспитателя.
Говоря иначе, поиск педагогических основ выстраивания образовательного процесса в таких группах должен проводиться в сфере педагогического регулирования взаимодействий детей разного возраста — взаимодействий коммуникативных, игровых, межличностных, дидактических и др. Опыт показывает, что разновозрастная группа не должна быть маленькой, объединять не менее 12 детей, при этом оптимально, если младшие дети старше 2,5—3 лет.
Анализ деятельности воспитателей разновозрастных групп позволяет выделить два относительно самостоятельных направления образовательной работы:
■ обучение на занятиях;
■ организация разнообразных детских деятельностей, в которых используются разные педагогические стратегии.
В обучении на занятиях явно доминирует ориентация на каждую возрастную подгруппу, что позволяет утверждать преобладание в педагогической практике стратегии раздельного обучения детей разных возрастов. В образовательной работе вне занятий наблюдаются три основные педагогические стратегии:
■ организация совместной деятельности детей;
■ организация деятельности по возрастам;
■ комбинированная, включающая элементы первой и второй стратегий (О.Л.Захарова).
Рассмотрим далее соответственно особенности методики музыкального развития в разновозрастной группе, которую осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель.
Определяя специфику работы музыкального руководителя на занятиях в разновозрастной группе, А. Н. Зимина указывает на трудность одновременной работы с подгруппами: поскольку звучание исполняемой музыки в одной подгруппе неизбежно отвлекает (привлекает) внимание другой, то возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия. В этом случае различие возрастных особенностей групп учитывается во временном плане, в продолжительности занятия: более ранний уход (более поздний приход) детей младшего и среднего дошкольного возраста. При одновременном занятии с детьми всех возрастов обучающий материал дифференцируется по новизне (для одной подгруппы он будет новым, а для другой — повторным), трудности, степени самостоятельности. Автор указывает на трудности, связанные с выполнением программных требований
в разновозрастном коллективе, со сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима. Тем не менее обучение в разновозрастных группах считается перспективным, взаимообогащающим для всех возрастов: разница в знаниях, умениях дает возможность старшим детям помочь малышам, быть внимательными, заботливыми, а младшие, благодаря контактам со старшими детьми, быстрее усваивают музыкальную терминологию, оперируют ею, приобретают музыкальный опыт. В качестве примера рассматривается поквартальное содержание работы на год в группе детей 4—6-летнего возраста.
Как видим, трудности работы в разновозрастной группе — это трудности обучения детей музыке, которое осуществляет специалист — музыкальный руководитель.
У воспитателя другая направленность педагогической деятельности: он осуществляет музыкальное развитие детей. Объединяя все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий, воспитатель организует развивающую музыкальную среду разновозрастной группы. Особенности участия детей в различных формах музыки в быту детского сада (слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различные занятия, утренняя гимнастика под музыку; развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы; праздники и т.д.) определяются их возрастными и индивидуальными возможностями. Так, если старшие дети будут петь хороводную песню, выполняя соответствующие движения, то младшие с удовольствием будут только ходить, держась за руки.
Роль воспитателя в разновозрастной группе детей особо значима: он способствует развитию взаимодействия между детьми — дает задания гомогенным подгруппам, соответствующие возрастным особенностям детей; обеспечивает отношения этих подгрупп так, чтобы младшие дети не превращались в послушных кукол, в объект манипуляции старших детей, развивает отношения сотрудничества, поддерживая инициативу и самостоятельность.
Таким образом, основу методики работы в разновозрастной группе составляют два аспекта:
■ возрастная дифференциация и индивидуализация в педагогическом целеполагании, отборе содержания, средств и способов педагогической деятельности;
■ организация педагогом различных межвозрастных взаимодействий, создающих благоприятную гуманистическую атмосферу для развития детей.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 390;