МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Музыкальное окружение в семье — особый мир, который может повлиять на формирование художественных интересов детей. Если взрослые вместе с ребенком заинтересованно слушают произведение и высказывают свое отношение к нему, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.
Это связано с рядом факторов. Так, например, как уже говорилось выше, именно ранний возраст демонстрирует наибольшую чувствительность к музыкальному развитию. Это в не малой степени связано с тем, что уже к концу третьего месяца внутриутробного развития эмбриона у него начинает функционировать слуховой анализатор, что позволяет ему воспринимать всю звуковую информацию. Только что родившийся ребенок уже способен выделять звуки, знакомые ему с
внутриутробного периода: голос матери, стук ее сердца, голос отца, музыку, которую слушала будущая мама, сразу успокаиваясь при этом.
В связи с этим возникает вопрос о значимости музыкальной среды, слухового опыта: обилия музыкально-звуковых впечатлений, как во внутриутробный период развития, так и в раннем детстве, что позволяет говорить о большой роли семьи ребенка в его музыкальном развитии (М. С. Старчеус и др.).
Именно слуховой опыт, пребывание в насыщенной музыкальной среде и занятия музыкой способствуют, по мнению ученых, созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга. Музыкальное воздействие среды и опыта как бы «включает» те возможности ребенка, которые уже предопределены генетически или анатомически. Все эти факторы создают предпосылки для музыкального развития ребенка (в том числе и не обладающего яркими музыкальными способностями), оказывают воздействие на весь ход его психического развития. В частности, дети быстрее сосредоточиваются, становятся более внимательными, выносливыми, лучше координированными, более свободно владеют речью.
Это становится возможным, если родители и взрослые, окружающие ребенка с раннего детства, обладают достаточным уровнем общего культурного и музыкального развития, педагогическими знаниями. Но главным все же является желание увлечь ребенка музыкой, сформировать потребность в ней. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.
Формы организации музыкальной деятельности детей в
семье включают:
■ семейное посещение концертов, театров, музыкальных спектаклей и др.;
■ просмотр музыкальных телепередач, слушание записей классической музыки, песен из мультфильмов и др.;
■ домашнее музицирование (как самостоятельное, так и с участием взрослых членов семьи);
■ организацию музыкально-образовательной деятельности детей под руководством педагога-музыканта.
Музыкальное воспитание ребенка в семье начинается, как правило, с его рождения, когда родители начинают играть с ребенком, петь ему. А в настоящее время — в век «просвещенного материнства» — мамы часто
начинают процесс музыкального воспитания ребенка значительно раньше, в период внутриутробного развития, слушая музыку, разговаривая с ним, напевая песенки и т. п.
Конечно, малыш в этом возрасте еще не умеет слушать музыку самостоятельно, но ее содержание он чувствует интуитивно. Поэтому рекомендуют включать в комнате новорожденного лирические, светлые мелодии. Так, например, изящная музыка Моцарта будет великолепным фоном в периоды бодрствования малыша. Можно использовать и песни из старых мультфильмов, на которых выросло не одно поколение. Вместе с тем следует избегать печальной музыки: какой бы красивой она не была, она может вызвать беспокойство у ребенка.
Но самой лучшей музыкой для малыша будут мамины песни и колыбельные, которые готовят ребенка к певческой деятельности с первых дней жизни, ведь уже совсем скоро ребенок начинает «отвечать» на пение гулением и агуканьем, считающимся предпосылкой пения.
Когда малыш немного подрастет (в 3—4 месяца), можно танцевать с ним под музыку. Важно двигаться в такт мелодии в соответствии с ее характером: бодро и энергично — под веселые мелодии, плавно — под лирические и т. п. А еще позже можно начинать учить ребенка двигаться под музыку самостоятельно, придумывая для него различные движения: пружинящие движения ножками, ритмические покачивания головкой и т. и. Важно показать малышу простые движения, научить его танцевать с куклой или другой игрушкой.
Также рано необходимо начинать и знакомство с музыкальными инструментами, аккомпанируя себе при исполнении песенок. Знакомя малыша с новыми звуками, поощряя изобретательность ребенка, пробующего извлекать звуки из окружающих предметов, иллюстрируя сказки с помощью различных инструментов, можно привить ребенку любовь к этим занятиям, способствовать возникновению у него самостоятельного музицирования, импровизации.
Эти музыкальные забавы являются первыми уроками музыки для малыша. С их помощью начинает развиваться весь комплекс музыкальности. Двигаясь под песенки, гремя погремушкой, малыш начинает ощущать их ритм и тембровое своеобразие, пробуя подпевать за мамой, он улучшает музыкальный слух и память. Но главное — развивается одна из основных музыкальных способностей — эмоциональная отзывчивость на музыку, ее характер. Для таких музыкальных занятий не нужно специально выделять время или особыми приемами привлекать внимание малыша. Подобные полевки, пестушки издавна на Руси напевали во время переодевания, купания, пробуждения ребенка, во время различных игр и т. п.
При этом, чтобы музыкальные способности малыша гармонично развивались, близким совсем не нужно иметь специальное музыкальное образование. Просто необходимо как можно больше играть и петь для своего малыша и делать это вместе с ним.
Для того чтобы заложить прочную основу для дальнейшего развития музыкальности ребенка, важно сделать музыку частью его повседневной жизни, частью общения ребенка с близкими, обыгрывать пением, пританцовыванием и звуковым сопровождением разные ситуации, и тогда пение станет для малыша таким же естественным, как речь, а музыка близкой и понятной.
Важно также с самого раннего возраста привлекать внимание детей к окружающей звуковой среде— к голосам домашних животных, птиц, звукам природы: шуму дождя, журчанию ручья и т.п.
После двух лет, используя музыкальные занятия с малышом, можно влиять на развитие его речи. Для этого рекомендуется включать в занятия музыкально-речевые игры, ритмичное пение и чтение стихов, скороговорок, различные формы движения под музыку, т.е. заниматься с ребенком логоритмикой. В этом случае у малыша будут развиваться артикуляционный аппарат, речевая и музыкальная память, выработается правильные ритм и темп дыхания. Все это способствует ритмизации организма ребенка, а значит, и развитию его речи (Е. В. Васько и др.).
С этой же целью в музыкальные занятия с малышами можно включать и пальчиковые игры, сопровождая их различными песенками, так как развитая мелкая моторика также является залогом правильной речи ребенка.
В среднем и старшем возрасте должно осуществляться регулярное прослушивание музыки в записи даже в то время, когда ребенок сосредоточен на другой деятельности, что обеспечит ему непроизвольное запоминание текстов и мелодий, поможет быстро овладеть навыками пения (Г. А. Праслова и др.).
Ребенку можно предложить также:
■ выбрать из нескольких песенок одну для показа движений ее персонажей;
■ выбрать ударный инструмент для игры под фонограмму;
■ нарисовать после прослушивания одного из героев песни;
■ рассказать, о чем песенка, кто из ее героев больше нравится и
почему.
Родителям важно способствовать обогащению музыкально-слухового опыта ребенка, посещая для этого концерты, оперные и
другие музыкальные спектакли. Выбор репертуара во многом зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Родители должны подбирать для детских развлечений такой репертуар, который бы знакомил ребенка с музыкой различных стилей и жанров в исполнении на разнообразных музыкальных инструментах.
В музыкальные занятия с дошкольниками дома рекомендуют включать психогимнастические упражнения (Е. В. Васько и др.). Они объединяют различные психические функции, сводят воедино мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. Музыка на занятиях психогимнастикой играет важную роль: это — язык образов, эмоций и чувств.
Занятия целесообразно выстраивать в форме игр-драматизаций. При этом важно отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все события и предметы сюжета должны быть воображаемыми. Организуя подобные занятия с ребенком, необходимо помочь ему получить удовольствие от таких игр. Музыка же, подходящая по образному содержанию, станет ценным помощником в этом.
Научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, ребенок лучше поймет не только образный строй музыки, но и сформирует умение управлять своими психическими процессами, разовьет творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки.
Г.А.Праслова предлагает ряд педагогических условий, способствующих успешной организации музыкального воспитания ребенка в семье:
■ занятия с ребенком музыкой дома следует проводить регулярно;
■ создание у ребенка эмоционально положительного отношения к занятиям — залог успеха в формировании у него потребности в музыке;
* принцип индивидуального подхода является важнейшим в организации руководства музыкальной деятельностью детей в семье. Он основан на знании индивидуальных возможностей ребенка, его психологических особенностей (памяти, внимания, музыкальных способностей и т.д.);
■ не следует регламентировать время музыкальных занятий. Пускай они будут проводиться по 2—3 минуты, но несколько раз в день и обязательно с радостью, что позволит сохранить у детей положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности. При этом важно демонстрировать успехи малыша членам семьи и друзьям;
■ переходить к более сложным заданиям следует только тогда, когда ребенок легко справляется с предыдущим;
■ пробуждающееся стремление ребенка к самостоятельности требует от родителей тщательной подготовки к занятиям музыкой с ребенком;
■ при подборе игрового и учебного материала следует учитывать вкусы ребенка. Важно не нарушать собственные планы малыша, не отрывать его от детских дел для занятий музыкой, а ненавязчиво вплетать их в игру.
Особое внимание Г. А. Праслова уделяет условиям успешной организации музыкально-образовательной деятельности дошкольника под руководством педагога-музыканта, позволяющей ребенку уже в дошкольном возрасте овладеть навыками игры на каком-либо музыкальном инструменте (обычно — фортепиано). При этом задача родителей видится автору в том, чтобы подготовить музыкально-слуховое восприятие ребенка к игре на музыкальном инструменте, обогатить музыкально-слуховые представления малыша.
Важную роль в организации музыкального воспитания ребенка в семье играет взаимосвязь семьи и дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. Воспитатели, музыкальные руководители, консультируя родителей по вопросам музыкального воспитания детей в семье, должны рассказать им о музыкальном опыте, который ребенок приобрел в дошкольном учреждении; о педагогических установках детского сада в области музыкального образования детей; а также дать рекомендации по применению доступных методов и приемов и организации семейного музыкального воспитания ребенка. Это поможет родителям сохранять преемственность в организации музыкального воспитания детей между дошкольным образовательным учреждением и семьей.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 452;