ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ
В музыкальном дошкольном образовании концепция музыкальной культуры разрабатывается О. П. Радыновой. Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, автор выделяет несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка:
■ музыкальную деятельность (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
■ знания, умения и навыки (исполнительские — пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах; творческие — восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество; опыт восприятия; общие знания о музыке);
музыкально-эстетическое сознание (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус) (схема 9).
Схема 9
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Элементы музыкально-эстетического сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока ориентировочный характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.
Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты еготесно переплетены между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему. Основное средство формирования музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом — это сама музыка. Автор отмечает, что уровень музыкально-эстетического сознания зависит от развития музыкальных способностей и от общего развития детей.
Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются рано. Примерно до 3 лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения.
С 4-го года дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности.
С 6-го года формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.
Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальную деятельность.
На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2—З лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие некоторых навыков. Сознание ребенка в этом процессе еще почти не участвует и проявляется только интуитивной потребностью в музыкальных звуках, удовлетворение которой выражено эмоциональными реакциями. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания. Однако именно в этом возрасте (до 3 лет) важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.
Примерно на 4—5-м году жизни начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — интерес к музыке и музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, более глубокими первичные оценки. Ребенок пытается музицировать уже сознательнее. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первыми оценками музыкального произведения. Оценивание проявляется в ответах на вопросы, например: «Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится?», «Какое настроение в ней преобладает?» ит.д. Уже в 4года ребенок может, хотя и наивно, ответить на эти вопросы, 5-летний ребенок способен дать более аргументированный ответ.
В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. Высказывания о прослушанных произведениях свидетельствуют о живости воображения, фантазии. Дети, которые накопили некоторые музыкальные впечатления, навыки исполнения, способны внимательнее слушать, глубже чувствовать не только общее
настроение произведения, но и отдельные контрастные его части. Обладая некоторым словарем музыкальных и эстетических терминов, они могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять несколько произведений по сходству и контрасту и т.д.
Таким образом, музыкальная культура ребенка связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства и не мыслится вне ценностного параметра.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 753;