Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики 1 глава
«Теория и организация адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной в Госстандарте высшего профессионального образования, а «Теория и методика адаптивной физической культуры» – в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям. Они лежат в основе знаний любой из шести специализаций (см. гл. 1) и профессий в этой области.
В связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трактовки как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики. Поэтому необходимо обозначить основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины (включая профилактическую медицину), коррекционной педагогики, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности.
Как видно из названия, адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов. Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельности будущих специалистов адаптивной физической культуры является именно та категория населения, которая утратила какиелибо свои функции на достаточно длительный срок, а зачастую – навсегда (например, ампутация конечностей, хирургическое удаление пораженного органа и др.).
Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется оздоровительнореабилитационная или лечебная физическая культура (Л.П. Матвеев, 1983), или двигательная реабилитация (В.М. Выдрин, 1985). Данный раздел, как отмечает, например, Б.В. Евстафьев (1985), посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает «восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д.» (Б.В. Евстафьев).
Забегая вперед, отметим, что адаптивная физическая культура включает в себя и адаптивную физическую реабилитацию (для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями). В данном случае физическая реабилитация может использоваться, например, в работе с инвалидамиампутантами по восстановлению временно утраченных функций тех или иных сохранных конечностей, внутренних органов, сенсорных систем и т.п., однако этим отнюдь не исчерпываются огромные потенциальные возможности инвалидов по участию в других видах и формах физкультурноспортивной деятельности, которые, как правило, выпадают из поля зрения специалистов (медиков, психологов, педагогов, социальных работников, юристов и др.).
По сложившейся в нашем обществе системе идеологических и мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны были заниматься представители федеральных и территориальных организаций и учреждений здравоохранения, социального обеспечения, образования.
Что касается сферы физической культуры, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры – спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторноодаренных. В этой связи обратим внимание еще на тот факт, который наглядно подтверждает приоритеты физической культуры по отношению к той или иной категории населения. Ведущий отечественный теоретик физической культуры Л.П. Матвеев даже в ее оздоровительнореабилитационном разделе вторым подразделом называет спортивнореабилитационный, который «способствует восстановлению функциональных и приспособительных возможностей организма (уменьшенных в результате «перетренировки», переутомления и других причин)», возникающих в процессе спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, 1983), то есть здесь речь идет о реабилитации спортсменов.
Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности физическая культура и спорт последних десятилетий, а с 1994 г. и направления физическая культура, являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания (культуры), педагогических институтов и университетов, то легко убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медикобиологического, и психологопедагогического циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являлись две дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.
Уместно будет вспомнить и о Перечне медицинских противопоказаний для абитуриентов вузов физической культуры, который определяет значительно более высокие требования к состоянию здоровья будущих студентов вузов данного профиля по сравнению со всеми другими образовательными учреждениями. Этот перечень, по существу, перекрывал путь в вузы физической культуры инвалидам и лицам с ограниченными физическими и сенсорными возможностями, а само содержание образования, состоящее из сведений практически только о здоровых и моторноодаренных людях, значительно снижало мотивацию его получения теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь работе с инвалидами как полноправными членами общества.
Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательноодаренными детьми и взрослыми.
Авторы учебника не склонны считать, что подобное невнимание к проблемам инвалидов полностью обусловлено позицией представителей сферы физической культуры, хотя, очевидно, именно они должны были быть основными инициаторами расширения сферы влияния в обществе физической культуры, обоснования и доказательства ее действительной социальной значимости[1] . Однако дело здесь гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность теоретических, концептуальных проблем физической культуры инвалидов, не говоря уже об идеологических и мировоззренческих системах взглядов.
Проведенный А.В. Сахно (1993) анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме здоровья, определению его качественных и количественных параметров, позволил ему утверждать, что между понятиями «здоровье человека» и «инвалидность человека» была воздвигнута непроходимая стена и что эти понятия трактовались как взаимоисключающие. В частности, понятие «здоровье», изложенное в уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов», фактически отождествляется с «абсолютным здоровьем», и, естественно, не допускает и мысли о возможности наличия здоровья у инвалида, так как он обладает тем или иным дефектом (физическим или психическим). Такая постановка вопроса, по существу, отказывала огромной группе людей – инвалидам – в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является рациональная двигательная активность человека или, в более обобщенном виде, физическая культура. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что допуск к занятиям физической культурой в школе, техникуме, вузе, в той или иной спортивной секции и, тем более, к участию в соревнованиях выдает врач, который должен констатировать соответствующий уровень здоровья у желающих участвовать в физкультурноспортивной деятельности.
Таким образом, в силу целого ряда объективных условий и субъективных фактов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление – реабилитация. В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов».
Как видно из определения, в понятие реабилитация входят: функциональное восстановление, или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.
Важно отметить, что медицинская реабилитация включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного и психологическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации (А.В. Сахно, 1993). При этом до настоящего времени существуют различные понимания сущности реабилитации теми или иными специалистами – медиками. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией прежде всего подразумевают различные процедуры (массаж, психотерапию, лечебную гимнастику и т.д.); в травматологии и ортопедии – протезирование; в физиотерапии – физическое лечение; в психиатрии – психо и трудотерапию.
Все эти положения с учетом той или иной медицинской специальности вполне понятны, однако они, с одной стороны, сужают цели, задачи, средства, методы, организационные формы реабилитации, ориентируют их в зависимости от профиля заболевания или инвалидности на общепринятые в официальной системе здравоохранения и явно недооценивают роли движения и вообще физической культуры личности участвующего в этом процессе; а с другой, – лишний раз подтверждают, что медицинская реабилитация находится лишь на пути выхода из рамок лечебногоспитальной парадигмы. В соответствии с последней, кстати говоря, неоднократно подвергавшейся критике (И.И. Брехман, 1987, 1990 и др.), главная цель медицины – излечение конкретных болезней в больницах, поликлиниках, санаториях, реабилитационных центрах с помощью лекарств и медицинской техники под руководством и наблюдением специалистовмедиков, а не максимально возможное развитие жизнеспособности человека (здорового, больного, инвалида), его телеснодвигательных и психических потенций, отпущенных природой и имеющихся (оставшихся) в наличии в процессе жизни.
Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на средства традиционной медицины – медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы – движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.
На значительное расширение сферы традиционной медицины, «опьяненной» успехами в лечении ранее неизлечимых болезней и спасении умирающих и «видящей» только в этом главную задачу служения людям, направлены такие ее «ветви», как валеология (И.И. Брехман, 1987, 1990 и др.) и профилактическая медицина (П.П. Горбенко и др., 1995, 1996 и др.).
Главная цель валеологии состоит в реализации «прямого пути» к здоровью, в его сохранении, укреплении и «воспроизводстве». В отличие от медицины основными средствами валеологии являются компоненты здорового образа жизни:
1. Сознание (воспитанное с детства разумное отношение к своему здоровью, правильному режиму труда и отдыха).
Движение (физическая культура и закаливание организма).
Рациональное питание.
4. Профилактические применяемые лекарственные препараты (лекарства для здоровых) (И.И. Брехман, 1990).
Однако, подчеркивая, что в отличие от медицины, занимающейся больными, валеология – это наука о здоровье здоровых людей, а также находящихся в состоянии предболезни или имеющих факторы риска, И.И. Брехман – один из авторов и инициаторов ее появления, по существу, как бы по инерции исключает хронических больных и инвалидов из числа тех, для кого она предназначена. Хотя, безусловно, он, скорее по сложившейся традиции, забывает эту категорию населения, нежели полагает, что валеология и вообще валеологический подход к жизни им не нужен. Как это ни парадоксально, но здесь повторяется ситуация, сложившаяся в сфере физической культуры. Те люди, которым и валеология, и физическая культура нужны более, чем кому бы то ни было, оказываются «за бортом» их концептуальных схем.
Что же касается профилактической медицины, то, безусловно, признавая ее огромную роль в оздоровлении населения России, особенно с учетом его сегодняшнего состояния, необходимо обратить внимание на то, что это всетаки медицина: 1) и по главной цели – профилактике конкретных заболеваний; 2) и по кадровому обеспечению – медицинским работникам; 3) и по средствам – различным лекарственным препаратам, рекреационнореабилитационным комплексам и т.п.
Если проанализировать современные технологии Российского института профилактической медицины – одного из лидеров данного направления (Медицинские технологии, № 4, 1995): ингаляция различных лекарственных и растительных препаратов, гало, аэрофито, аэроионо, фитотерапия; музыкальная аудиовизуальная терапия; диетотерапия; биосауны, гидромассаж, солярий и другие, – то станет вполне очевидной их экологическимедицинская направленность. Однако надо отдать должное директору данного института, профессору П.П. Горбенко, который в отличие от многих медицинских работников уделяет в своей концепции профилактики большое внимание двигательной активности пациентов (работе на универсальных тренажерах, тредбане, велоэргометре, стептренажере и т.п.) и вообще формированию их физической культуры в самом современном понимании этого слова. Разумеется, двигательная активность, предлагаемая в технологиях Института профилактической медицины, представляет собой реализацию в большей степени рекреационного направления физической культуры, главная идея которого состоит в активизации, поддержании или восстановлении физических и духовных сил, профилактике утомления, развлечении и вообще в оздоровлении через удовольствие (В.М. Выдрин, 1982, 1995; Б.В. Евстафьев, 1985 и др.).
Таким образом, отмечая несомненную пользу для инвалидов современных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
Выдвигая данный тезис, авторы учебника хорошо осознают те трудности, которые стоят на пути не только его практической реализации, но и теоретического осмысления и признания специалистами, изучающими проблемы человека (философами, медиками, психологами и др.). Хорошо известно, что физическая культура как атрибут развития и воспитания личности постоянно присутствовала на протяжении многих лет во множестве концептуальных материалов, ориентированных на идеал «гармоничного и всестороннего развития личности». Однако регулярность тиражирования этого лозунга не компенсировала его декларативной сути: единение физического развития с духовностью человека было совершенно внешним, механическим, не сопрягающим два человеческих начала ни в подлинно теоретическом, ни в практическом смысле слова (И.М. Быховская, 1993), а отсюда все, что так или иначе принадлежит к сфере телесного, по существу, не относили к истинно культурному, человеческому вопреки провозглашающимся лозунгам. Здесь необходимо согласиться с И.М. Быховской, которая отмечает, что приоритет дихотомического подхода, «заживо расчлененного человека» (М. Монтень) на бестелесную духовность и бездуховную телесность оказался доминирующим в развитии взглядов на телесность человека вплоть до настоящего времени. Возвышение разума как посредника между человеком и абсолютом и, соответственно, приземление всего материального, телесного, плотского стало во многих обществах и культурах той парадигмой, которая на протяжении двух тысяч лет не только определяла характер теоретического осмысления феномена человеческого тела, но и дала «пышный цвет» в массовом сознании. Однако в отличие от рефлексирующего рассудка, все чаще возвращающегося к пересмотру сложившейся ситуации в этой области (принцип сенсуализма, философия гедонизма, ницшеанский гимн человеческому телу; школы: феноменологии, «философии жизни», философской и интегративной антропологии и др., способствовавшие повышению «рейтинга» вопросов телесности на аксиологической шкале человекознания и реальной жизни), обыденное сознание и, к сожалению, очень часто произведения искусства продолжают воспроизводить эту дихотомию, возможно, и не подозревая об этом. Художественные фильмы или телепередачи демонстрируют, как правило, негативное (или в лучшем случае скептическое) отношение к теоретическим проблемам телесного в гуманитарном познании и презрительнонедеятельное отношение к реальному телу в практическом смысле, а также уничижительносаркастическое отношение ко всем работникам сферы физической культуры вообще.
Разумеется, среди представителей данной области деятельности (кстати, равно как и других) имеются и те, которые заслуживают такого к себе отношения. Однако же не до такой степени и не до такого примитивного уровня: если «физкультурник», то непременно второсортный, второстепенный, если не сказать больше.
Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, использующих движение в работе с различными контингентами населения.
Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов (тифло, сурдо, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компоненты физкультурноспортивной деятельности практически не используются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими целями, задачами, средствами и методами.
То же самое можно сказать и о целом ряде дисциплин, рассматривающих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни. Например, гигиена изучает главным образом среду обитания, диетология – преимущественно лечебное питание и т.д.
Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов для работы с инвалидами в области физической культуры, необходимо констатировать, что здесь уже сделаны первые шаги, имеется определенный, хотя и небольшой опыт, опубликованы научные статьи и учебные материалы.
При этом особо следует отметить подвижническую деятельность специалистовдефектологов бывшей Академии педагогических наук СССР, Одесского, Славянского и Красноярского государственных педагогических институтов, МОГИФКа и ВНИИФКа. Представители двух последних организаций А.В. Сахно и В.С. Дмитриев подготовили к изданию двухтомный Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, являющейся этапной работой в этом направлении.
Начиная с 1995 г. активно работает в этом направлении СанктПетербургский государственныйуниверситет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где были созданы первые в России кафедра теории и методики адаптивной физической культуры (1995 г.) и факультет адаптивной физической культуры (1999 г.).
Контрольные вопросы и задания
Какие области знаний интегрирует в себе адаптивная физическая культура?
Перечислите основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактической медицины, коррекционной педагогики и других отраслей знаний и практической деятельности.
Проиллюстрируйте пространство научных проблем адаптивной физической культуры с помощью декартовой системы координат.
Охарактеризуйте особенности адаптивной физической культуры как учебной дисциплины.
В каких учреждениях и организациях, в каких ведомствах может работать специалист по адаптивной физической культуре?
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ)
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
4.1. Критерии выделения компонентов (видов)
адаптивной физической культуры
В общей теории физической культуры выделяют различные разделы, компоненты, виды, формы этого социального феномена. Так, В.М. Выдрин (1970–1999) выделяет физическое воспитание (образование) (или неспециальное физкультурное образование), спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Л.П. Матвеев (1983, 1984) подразделяет физическую культуру на базовую физическую культуру, спорт, профессиональноприкладную, оздоровительнореабилитационную и фоновую физическую культуру.
При этом Л.П. Матвеев, указывая, что выделенные им разделы соответствуют различным направлениям и сферам использования физической культуры в обществе, различаются по функциям и структуре, тем не менее не определяет классификационный признак или основание, критерий такого разделения. Из текста и, особенно, из приведенной им таблицы можно сделать вывод о том, что дальнейшее деление упомянутых разделов на подразделы (или виды, разновидности) проведено в соответствии с наиболее общими решаемыми ими задачами (специфической направленностью в процессе использования).
Каждый из выделенных видов физической культуры либо обеспечивает чтото (например, специальную физическую подготовленность к военной деятельности), либо способствует чемуто (например, лечению заболеваний и восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм и других причин).
Рассматривая структуру физической культуры, В.М. Выдрин (1999) отмечает, что она сформировалась исторически, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.
Вообще возникновение и развитие физической культуры, равно как других ее видов (производственной, художественной, политической и др.), обусловлено потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития.
Таким образом, В.М. Выдрин в качестве основного критерия выделения тех или иных видов (компонентов, форм, разделов) физической культуры определяет потребности общества и личности.
К числу наиболее общих потребностей общества он относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости. Кроме того, к таким потребностям он причисляет необходимость общества во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Правда, при этом он подчеркивает, что это обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил и взаимоотношениями людей в процессе производства.
Исторический экскурс показывает, что наиболее общими, присущими любому социальному строю потребностями общества являются потребности в здоровой нации, в осуществлении подготовки подрастающего поколения к труду, военному делу и другим общественно необходимым видам деятельности.
Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин (1999) предполагает, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует, в той или другой мере, потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности, а весь комплекс потребностей (к сожалению, автор их не называет) формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости.
Рассматривая отдельные структурные компоненты (виды) физической культуры, он отмечает, что неспециальное физкультурное образование (физическое воспитание) является специфической формой удовлетворения потребности общества и личности, а остальные виды (спортивная деятельность, физическая рекреация и двигательная реабилитация) – потребности личности. Однако дает определения потребностей личности только для двух видов физической культуры – физической рекреации (потребности в активном отдыхе, в удовольствии от движений, в общении) и двигательной реабилитации (потребности в ускоренном и наиболее эффективном лечении).
По мнению В.М. Выдрина, совокупность всех перечисленных форм (видов) функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в физической подготовке людей к разным видам производственнотрудовой, военнопрофессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укреплении здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоничном развитии.
Однако выделенные В.М. Выдриным (1999) и Л.П. Матвеевым (1983, 1984) разделы (или виды, компоненты) в большей степени и прежде всего удовлетворяют потребности общества в здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной к производственнотрудовой, военнопрофессиональной и другим общественно необходимым видам деятельности. Это, по существу, и реализуют физическое воспитание (неспециальное физкультурное образование), физическая рекреация и двигательная реабилитация, которые, соответственно, обеспечивают подготовку людей к жизни, труду и военной деятельности (физическое воспитание), восстановление их после утомления (физическая рекреация) или болезни (двигательная реабилитация).
И даже такой, казалось бы, личностный вид физической культуры, как спорт, содержит в себе предпосылки для удовлетворения потребностей общества, например как способ демонстрации преимуществ социального строя через завоевание спортсменами наибольшего количества золотых олимпийских медалей. Именно такой потребностью общества можно объяснить созданную в СССР государственную систему спорта высших достижений.
Разумеется, можно согласиться с тем, что все эти потребности общества присущи и любому здравомыслящему человеку, однако вряд ли является абсолютно верным утверждение о том, что перечисленные виды физической культуры удовлетворяют все личные потребности человека в этой сфере социальной практики. Для этого необходим более конкретный и детальный анализ таких личных потребностей, который в теории физической культуры не проводится.
Проблема исследования и формирования потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций человека является очень сложной и интенсивно развивающейся в последние годы в связи с тенденциями гуманизации общества и гуманитаризации образования.
Не имея возможности подробнее останавливаться на рассмотрении этой проблемы, обозначим некоторые факты, иллюстрирующие спорность тезиса о том, что выделенные в теории физической культуры виды удовлетворяют все личные и общественные потребности в этой области.
Так, например, многие психологи подчеркивают, что человек испытывает потребность в повышенном напряжении, побуждающую его переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жизни, но не имеющий отношения к спорту.
Потребности самоактуализации, самоуважения образуют ценностномотивационную основу для таких видов двигательной активности, как креативные телесноориентированные практики (техники), а потребности принадлежности и любви – для целенаправленных, порой весьма изнурительных занятий по коррекции собственной фигуры, не укладывающиеся в прокрустово ложе выделенных видов (форм, разделов) физической культуры.
Кроме того, формулировка потребности личности в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии, здоровье, сформулированная в таком общем виде, вряд ли может выступать в качестве действенного мотиватора и регулятора здорового образа жизни, занятий физическими упражнениями.
Установлено, что формирование адекватного отношения человека к здоровью, гармоничному развитию предполагает обращение не столько к когнитивной сфере, непосредственным мотивам сохранения здоровья, сколько к механизмам внутреннего мира личности, прежде всего к комплексу потребностномотивационных структур, определяющих ее общую направленность: мотивы отношения к труду, перспективы профессионального роста и мобильности, мотивы материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, достижение социального престижа, повышение социального статуса; самосовершенствования, повышения самооценки и др. (М.Я. Виленский, 1991–1996).
Данный факт подтверждается исследованиями П.В. Бундзена с соавторами (1998), показавших, что здоровье само по себе вряд ли является терминальной ценностью (конечной целью индивидуального существования) человека, определяющей всю систему жизненных установок личности. В большинстве случаев у здорового человека ценностный аспект «здоровья» активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных резервов, причем в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность.
Таким образом, выделение новых видов физической культуры, формирование потребности личности в здоровье, гармоничном развитии должны осуществляться, исходя из тщательного изучения всесторонних и постоянно увеличивающихся ее потребностей, аксиологической концепции жизни каждого конкретного человека.
В заключении данного параграфа отметим, что при выделении компонентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия такого выделения будут выступать потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом уровне, достаточно размыты и неконкретны. Значительно чаще говорят об обязанностях общества в создании особых условий для нормального развития и жизнедеятельности данной категории населения.
4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
Дата добавления: 2021-05-28; просмотров: 731;