Градостроительство и дворцовая культура Крита
Со времен палеолита в этом районе произрастали лиственные и вечнозеленые растения. Небольшие долины, окруженные горами, создавали благоприятный микроклимат, в котором можно было заниматься сельским хозяйством на самой ранней стадии развития общества. В этих долинах обнаружены одни из самых старых следов занятия виноградарством.
Декоративно-прикладное искусство крито-минойской культуры находилось на самом высоком уровне. В отличие от восточных деспотий Древнего мира в искусстве Крита очень сильны реалистические и жизнеутверждающие мотивы. Большое количество различных скульптур, керамики, ювелирных и ритуальных изделий, найденных в дворцовых комплексах Крита, доказывают это. Одним из символов этого искусства стал стеатитовый ритуальный сосуд для вина в форме головы быка из малого дворца Кносса.
Кроме декоративно-прикладного искусства во дворцах Крита найдено большое количество фресок, которые покрывали большие площади стен, а подчас и потолков. Тематикой этих фресок были различные растительные и животные мотивы природы острова, а также различные бытовые и ритуальные сцены минойского общества. Одной из самых известных фресок является очень яркая по своей выразительности фреска из Кносского дворца «Игры с быком».
В Кносском дворце были найдены декоративные фаянсовые таблички с фасадами критских домов, которые показывают большое разнообразие приемов оформления фасадов зданий. Отличительной чертой этих уличных фасадов зданий является большое количество окон, в том числе и на первом этаже. На них видно, что основным материалом был камень и кирпич. Еще одной отличительной чертой служит, по-видимому, деревянный каркас, который виден на части фасадов. Этот каркас походит на перевязки в стенах и фундаментах зданий, которые и сегодня сохранились на Кикладских островах Эгейского моря, в частности на острове Санторин (застройка типа «скафта», её подробное описание см. в разделе 2. Архитектура острова Санторин).
Гурния. Городская застройка Крита почти не сохранилась, в связи с разными причинами. Одним из наиболее известных по своей планировке поселений может считаться город Гурния. Небольшой город располагался на возвышенности на северном побережье восточной части острова Крит. Он был одним из центров гончарного производства и обработки бронзы. Застройка Гурнии была плотной и нерегулярной, с большим количеством внутренних дворов и небольшим количеством узких улиц, которые как-бы «обнимали» возвышенность.
Основная часть города состояла из двух- трех этажных зданий, в первом этаже которых, по-видимому, находились складские, торговые или производственные помещения. Дворцовый комплекс местного базилевса расположился на вершине холма и примыкал к публичному двору размером 40 х 17 м, он занимал самую высокую точку города. На северо-западной части холма спускалась к подножию зона гробниц и захоронений. Город обладал неплохим благоустройством, в нем были колодцы и стоки для грязных вод, улицы города имели каменное мощение.
Кносский дворец. Он был открыт и реконструирован в начале XX века английским археологом Э. Эвансом. Дворец был центром города Кносс (Кноссос), который к XVI веку до РХ был столицей могущественного морского государства и насчитывал свыше 30000 жителей. В окрестностях столицы находились богатые виллы, малый дворец, хоспис и сельскохозяйственные поселения, в 6 км от города располагался Кносский порт - Амнис.
Город простирался на 4 км в длину, но его застройка и планировочная структура практически не сохранилась. Однако дворец, также как и другие дворцы Крита, и связанная с ними история материальной культуры и искусства были исследованы достаточно подробно. Критские дворцы в Кноссе, Малии, Фесте, Закросе и других городах Крита представляли собой сложные комплексы многоцелевого назначения. Самым большим, сложным и многообразным являлся дворец в Кноссе.
Первый дворец на этом месте был построен в 1900 г. до РХ и занимал значительно меньшую территорию. Около 1700 года начинается активное строительство новых и реконструкция старых дворцовых комплексов по всему острову и прежде всего в Кноссе. Кносский дворец расположился на пологой вершине холма и занял территорию около 22 тыс. м2.
Многочисленные помещения, длинные переходы, частые подъемы и спуски, фресковые росписи продуманного гипертрофированного масштаба создавали впечатление необыкновенной сложности и запутанности дворца. К примеру, фрагмент фресковой росписи из так называемого коридора процессий. Длинный ряд фигур, изображающий молодых юношей и девушек, несущих дары Кносскому владыке, располагался на стенах почти 60-метрового безоконного коридора Кносского дворца.
Высота фигур чуть более 2-х метров и их метрическое размещение, по-видимому, создавали очень сильный психологический эффект. Фресковые росписи Кносского дворца вошли в мировую сокровищницу живописи и являются одним из свидетельств высокого развития искусства позднеминойского периода. Обилие помещений и их сложное взаиморасположение, по-видимому, послужило основой для знаменитого мифа о Минотавре.
Но для обитателей дворца его структура была достаточно рациональной и понятной. Функционально основные зоны дворца группировались вокруг большого центрального двора размером 50 х 28 метров. Еще один большой двор - площадь примыкал к дворцу с запада и являлся прообразом древнегреческой торговой площади - агоры.
Западная часть дворца предназначалась для парадных и храмовых помещений, а также основных складов и темниц. К ней снаружи примыкали две автономные виллы. Длинным коридором складская часть отделялась от дворцово-храмовой части. В восточной части, которая террасами спускалась вдоль холма, находились жилые покои и помещения ремесленных мастерских. При этой зоне также имелась своя складская зона и темницы.
Дворец имел 3 парадных входа: южный, выходящий к дороге на Фест, северный и западный, которые выходили на королевскую дорогу, связывающую дворец с портом Амнис. В восточную зону парадных входов не было. Основным входом для иноземцев был, по-видимому, западный вход.
Он начинался с парадной дороги, которая поворачивала почти под прямым углом от театра и вела через внешний двор с алтарем и большими зернохранилищами мимо мощных слепых стен складской зоны дворца к пропилеям, перед которыми также находился алтарь. Через пропилеи посетители попадали в длинный коридор процессий, на стенах которого была роспись бесконечно движущихся юношей и девушек, несущих подношения критскому царю.
Рис. Виды Кносского дворца
Росписи были выполнены в несколько большем, героизированном масштабе, что не могло не давать определенного психологического эффекта. Через этот коридор, после двух поворотов, гости попадали в парадный зал, ведущий к большой лестнице. Лестница вела к особому помещению с необыкновенно толстыми стенами, смысл которого до сих пор вызывает споры. Из парадного зала через боковые проемы можно было попасть в центральный двор. Или вернуться обратно и разместиться, к примеру, в одной из двух автономных юго-западных вилл.
Рис. Вид Кносского дворца
Инженерное благоустройство дворца находилось на очень высоком уровне для своего времени. В жилых покоях были ванные комнаты, вода подавалась и удалялась в керамических трубах, водопроводная и канализационная системы были проложены под полом, осуществлялось отопление, освещение дворца и т.д.
Изучение дворцовой культуры Крита дало очень много сведений о жизни минойского общества. Наиболее ярким представителем этой культуры является, безусловно, центральный дворец Крита - Кносский дворец. Вопросами реконструкции этого дворца начали заниматься с момента его открытия в XIX веке. Фрагментарная реконструкция Э. Эванса вызывает сегодня очень много нареканий, однако не нужно забывать, что английский археолог был первым, кто начинал это направление и в этом заключается его большая заслуга.
Сегодня во входной зоне Кносского дворца стоит бюст знаменитому исследователю. В Археологическом музее города Ираклеона, столицы современного Крита, который расположен на побережье в шести километрах от Кносса, ведутся большие работы по реконструкции дворца. В основном это графические реконструкции или реконструкции на объемных моделях-макетах.
Малия. Дворцовый комплекс позднеминойского периода. Основан около 1700 г. до РХ. Второй по величине дворец Крита. В его планировочном и архитектурно-художественном облике ощущается единство приемов с Кносским дворцом. Центром дворцового комплекса также является обширный двор, зоны хранилищ- складов также имеют вид узких и длинных помещений с мощными стенами. Но жилая зона значительно меньше и проще организована.
В отличие от Кносского дворца во дворце Маллии комплекс зернохранилищ сразу был включен в общий комплекс и длительное время в этом ансамбле был собственный парк. Основные строительные материалы комплекса - известняк, пористый песчаник и кирпич. Дворцовые помещения также как и в Кносском дворце имели фресковые росписи.
Фест (Фестос). Дворцовый комплекс, основанный, согласно легенде, одним из двух братьев Миносов, царей Кносса. Строился с 1900 г. до РХ, в 1700 г. до РХ был реконструирован. Один из старейших дворцовых комплексов Крита. Среди его отличительных особенностей, как и в Кносском дворце был второй открытый двор у дворца, т.н. «верхний двор» - прообраз рыночной площади - агоры. Рядом с этим дворцом был найден знаменитый «Фестосский диск». На диске написан, по-видимому, ритуальный гимн.
Это круглый диск из обожженной глины диаметром 16 см, датируемый XVII веком до РХ, на обеих сторонах которого штемпелем вдавлены иероглифические знаки, идущие по спирали. Его часто считают первым предшественником типографского шрифта.
Закрос. Дворцовый комплекс в западной части острова Крит. Самый маленький дворцовый комплекс (7500 кв. м), однако в нем присутствуют все функциональные зоны, характерные для дворцов Крита: парадный двор 30 х 12 м, храмовые и дворцовые залы, жилые, складские и ремесленные помещения. Существовал как форпост Кносса и контролировал районы восточной Греции, Анатолии и Египта. В этом дворце найдены керамические модели жилых домов Крита, которые возможно использовались в ритуальных целях или как игрушки.
Там же был найден второй по красоте (после Кносского) ритуальный стеатитовый сосуд в форме головы быка. Изображения быка наряду с изображением женщины-богини с обнаженной грудью и двумя змеями в руках встречаются в этой культуре повсеместно.
После катастрофы Крит попал под влияние Микенского царства, появилось упрощенное линейное письмо Б (расшифровано архитектором М. Вентрисом), а с закатом Микен Крит превратился в рядовой греческий город-полис.
Дата добавления: 2023-05-19; просмотров: 477;