Соперничество и развитие медицинских школ: Салерно и Монпелье
Начальный период Медицинской школы в Монпелье скрыт от нас, подобно ранней истории Салернской школы. Вероятно, на её развитие совместно повлияли наследие римской медицины, а также еврейские и арабские знания, проникшие через Пиренеи. Хотя конкретные данные о римском влиянии отсутствуют, еврейско-арабское воздействие несомненно и значительно, хотя и не до конца определимо. В XII веке в Монпелье уже существовала преподавательская корпорация. Немецкие монахи-учёные отмечали кипевшую там научную жизнь. В январе 1180 года граф Вильгельм VIII Монпельерский издал эдикт, закрепивший условия академической терпимости, что, по легенде, официально открыло школу для евреев и сарацин.
В XII веке главным соперником и более авторитетным конкурентом Монпелье было Салерно. К салернской школе в Монпелье относились с предубеждением, что ярко проявилось в случае с Жилем де Корбейлем. Когда он, вернувшись из Салерно около 1180 года, попытался преподавать там салернскую мудрость, его избили. Этот инцидент, вероятно, и спровоцировал издание указа о терпимости. К концу XII века, как следует из поэмы «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ, Салернская школа несомненно стояла выше, и свобода дискуссий была полезна для развития Монпелье.
Среди ранних профессоров Монпелье Жиль де Корбейль называет Ренодуса, Матеуса Саломона, Ригорда и Рихарда Старшего, однако их литературное наследие, как и у ранних салернских мастеров, неизвестно. Иоганн де Санкт-Пауло, получивший известность в Салерно, был, вероятно, южным французом, вернувшимся на родину. Также стоит отметить Вальтера Агилона, автора трактатов о моче и дозировке лекарств, и Иоганна из Аквилы, поэта-составителя руководства по кровопусканию.
В 1220 году в Монпелье был составлен статут, дополненный в 1240-м. Управление школой приобрело иерархический характер во главе с епископом и канцлером. Были введены учёные степени: бакалавр, лиценциат, магистр или доктор. С 1230 года право практики в городе давалось только после экзамена у двух магистров факультета, хотя права присваивать звание хирурга школа не имела.
Расцвет Монпелье пришёлся на вторую половину XIII – начало XIV века. Несмотря на оппозицию наследию Константина Африканского и ранней арабской медицине, школа с большим рвением обратилась к более зрелой мудрости ислама, приходившей из Толедо и других центров Испании. Хотя возможность пользоваться переводами была (например, через еврея-переводчика Арменгауда Блазиуса), склонность к этому в Монпелье была мала.
Первым профессором, добившимся солидной литературной известности, был Магистр Кардиналис, написавший в 1240 году комментарий к «Афоризмам» Гиппократа. Известность приобрёл и канцлер факультета Жильберт (ок. 1250 г.) с комментариями к «Viaticus». Наиболее выдающимися учёными факультета на рубеже XIII–XIV веков были Арнольд из Виллановы и Бернард Гордон.

Здание медицинской школы в Монпелье, рядом с собором.
Арнольд из Виллановы (ок. 1235–1311), каталонец по происхождению, был, пожалуй, самым передовым, хотя и не лишённым эксцентричности врачом своего времени. В Монпелье он написал глубокое сочинение «Parabolae medicationis» — канон врачебной деятельности. Его «Бревиарий» стал влиятельным сжатым очерком терапевтической практики. Арнольд признавал значение медицинской алхимии и диететики. Именно он собрал медицинские стихи Салерно и других школ в практический компендий «Regimen Sanitatis Salernitatum», который на века стал популярным руководством по здоровому образу жизни.
Бернард Гордон (ок. 1258–1318), чьё шотландское происхождение сомнительно, был южно-французским врачом, опытным практиком и учёным. Начав преподавание в 1282 году, он создал ряд важных трудов: о диететике при лихорадках (1294), о кризисах (1295), общую терапию «De ingenio curativus» (1299) и, главное, большое руководство по внутренней медицине «Lilium medicinae» (1303). Хотя в его работе заметны следы схоластики и интерес к «тайным» рецептам, она была фундаментальным и практичным учебником, сравнимый с «Бревиарием» Арнольда.
Среди других известных врачей XIII–XIV веков, связанных с Монпелье, были англичане: Ричард Английский (ум. 1252), папский лейб-медик; Жильберт Английский, автор «Compendium medicinae» с важными заметками об инфекционных болезнях (проказа, оспа, корь); и Джон Гаддесденский (ок. 1280–1361), чья «Rosa anglica» (Английская роза) следовала образцу «Лилии» Гордона.
Из профессоров начала XIV века можно назвать канцлера Вильгельма де Безье (ум. 1323), итальянца Вильгельма де Брешиа (лёб-медика пап), Жордана де Тура (профессор в 1313–1335 гг., писавшего о беременности), Стефана Арнальди (занимавшегося хирургией и анатомией), Бернарда Альберти и Жеральда де Соло (автора комментариев к Ар-Рази и Ибн Сине). На рубеже XIV–XV веков выделялись канцлер Жан де Писсис и Валлескус де Таранта, чья «Practica» (известная также как «Philonium», 1418 г.) оставалась авторитетным руководством вплоть до XVI века.
Хирургия в Монпелье, хотя школа и не давала звания хирурга, также развивалась. В середине XIII века Вильгельм из Конже обучал оперативному искусству в госпитале Святого Духа. На рубеже веков здесь работал Бонето Ланфранк, сын великого хирурга. Около 1304 года хирургию и анатомию читал Анри де Мондевиль (ум. 1317/20), позднее работавший в Париже. Его новаторство заключалось в использовании анатомических таблиц и активной пропаганде метода лечения ран без нагноения («prima intentio»), ранее развитого Гуго и Теодориком Боргоньони в Болонье. Однако этот метод не получил широкого признания даже у таких мастеров, как Вильгельм из Саличето и Ланфранк.
Самый выдающийся французский хирургический автор средневековья, Ги де Шолиак (ок. 1300–1368), учившийся в Монпелье и Болонье, в своём знаменитом «Collectorium cyrurgiae» (1363) почти не упоминает метод Мондевиля и Боргоньони. Его труд, основанный на критическом осмыслении арабской (прежде всего Авиценны и Абуль-Касима) и западной литературы, а также на собственном опыте, стал основным хирургическим учебником вплоть до эпохи Амбруаза Паре. Хотя его изложение несёт печать схоластики, работа Ги де Шолиака ознаменовала перенос центра хирургической мысли из Италии во Францию.
Подводя итог, школа Монпелье, оставаясь на протяжении трёх веков исключительно медицинской школой, сумела, несмотря на близость арабской учёности Испании, долгое время избегать крайностей схоластики, сохраняя ориентацию на практику и наблюдение. Лишь с XIV века схоластические методы, широко распространившиеся из Парижа, начали проникать и сюда. Здравый медицинский смысл, подкреплённый, возможно, отголосками классической традиции, долго служил ей противоядием, позволяя Монпелье оставаться одним из ведущих и самобытных центров медицинского образования в средневековой Европе.
Сведения об авторах и источниках:
Авторы: Т. Мейер-Штейнег, К. Зудгоф.
Источник: История медицины.
Данные публикации будут полезны студентам-историкам медицины, исследователям античной науки и культуры, практикующим врачам, интересующимся историей своей профессии, а также всем, кто увлекается развитием научной мысли в классическую эпоху.
Дата добавления: 2026-01-02; просмотров: 16;











