Русское садово-парковое искусство
В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.
В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.
При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.
Япония
Японцы — это нация воинов, суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время. Как и большинство представителей воинственных рас, они страстно любят природу и поэзию. Эта любовь в большой степени порождена ландшафтом Японии — каскадами ее зеленых холмов, ее побережьями, опоясанными соснами, и чистотой серебряных далей. Буйная темно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских заливов, и трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи сосен.
Когда вы едете из Токио в Киото — древнюю столицу Японии и родину ее садов, может показаться, что вы находитесь в долине Кангры индийской провинции Химахал-Прадеш. Справа от вас — высокая гряда гор, а под ними — селения, окруженные рисовыми полями. Фудзияма, или Фудзи-сан, как ее почтительно здесь называют, в молчаливой красоте вздымает над Центральной Японией белый лотос своей вершины. На горизонте, точно призраки, маячат в тумане сосны. Вулканические скалы и горы имеют своеобразные очертания, а рисовые поля, которые в сезон посадки заливают водой, напоминают мозаику из зеркал. Склоны холмов покрыты карликовыми мандариновыми деревьями, которые придают удивительную прелесть декабрьскому пейзажу. Крестьянские дома с покатыми, часто крытыми голубой черепицей крышами гармонично вписываются в этот пейзаж, а колокола храмов украшают его музыкой. Можно сказать, что вся сельская местность Японии с ее ухоженными полями и деревеньками, обрамленными соснами и лесистыми горами, похожа на естественный парк.
Японская поэзия пронизана любовью к природе, преклонением перед величием рек, восхищением облаками и озерными туманами. Она воспевает цветы ириса и вишни, полет диких гусей, в ней слышится голос океана, звучат музыка дождевых капель и шум водопадов. Она носит отпечаток поэзии Южного Китая эпохи Тан, в которой идеалы буддизма сливались с поклонением природе.
Хорошо известна японская сказка о девушке, которая однажды утром пришла за водой к колодцу и увидела, что вокруг веревки с ведром обвился стебелек повилики. Она не стала набирать воду из колодца, чтобы не повредить растения. Есть подобная же история о пилигриме, который перестал звонить в свой колокольчик, чтобы не потревожить лепестков цветущей сливы.
Говоря о приношении цветов в жертву Будде, императрица Комио, знаменитая властительницы Нары, правившая Японией в VIII в., пишет в одной из своих поэм:
Срывая цветы, я рукою невольно их оскверняю.
Пусть же стоят на лугу ветром колеблемой жертвой
Буддам времен минувших, сегодняшних и грядущих.
Эти стихи и предания говорят о благоговении японцев перед цветами, и не удивительно, что этот народ создал сады столь изысканной красоты и очарования. И если о культуре страны судить по ее садам, Япония, вне всяких сомнений, займет здесь одно из ведущих мест.
Интересно, что японский сад, отличающийся совершенством, сад, в похвалу которому так много написано европейцами, уходит своими корнями в индийскую почву.
В VI-VII вв. между Индией и Китаем установились оживленные связи через северо-западные горные перевалы. Путешественники, паломники и торговцы несли индийское искусство и религию в Китай и Корею.
В 538 г., в период правления Асуки, Корея сделала японскому двору «в знак почтения и дружбы» первое официальное подношение, состоявшее из позолоченной статуи Будды, нескольких расшитых знамен и священных текстов. С введением буддизма Япония словно бы почувствовала прилив новых жизненных сил. Садовое искусство пришло сюда также через Корею, и первыми дизайнерами сада здесь были осевшие в Японии корейцы. Позже на Японию большое влияние оказал буддизм Китая эпохи Тан. Так индийские пророки буддизма, проникая в Центральную Азию, Китай и Корею, становились носителями культуры прогресса. Неся с собой «послание» Будды, они, в частности, распространяли идею храмового сада. Описывая историю садоводства на Дальнем Востоке, миссис Вильер Стюарт говорит: «Буддийский сад индусов, забытый у себя на родине, все еще сохраняется на Дальнем Востоке, хотя он так изменился под влиянием другого климата и так окрашен гением других народов, что садовая история сливовых и вишневых деревьев, глицинии и вьюнка, лотоса и японского ириса часто оказывается трудно восстановимой. Тем не менее, японский сад – наиболее сокровенное и притягательное выражение национального духа страны – пришел сюда, как и многие другие искусства, из Индии, через Китай и Корею. Зачатая первыми храмовыми садами, заложенными буддийскими монахами и паломниками, постепенно выстроилась вся прекрасная и сложная система японского садоводческого искусства. Индийские «носители лотоса» достигали Китая двумя путями: через Туркестан и с юга – через Бирму и Камбоджу. Таким образом, «Угольный холм близ Тартар-сити в Пекине есть не что иное, как воплощение «Холма Удовольствий». Стиль этот, как предполагается, был занесен в Японию в VI в. неким Юанлунханом, который устроил высокие насыпные холмы (некоторые из них достигали ста футов и более) и с помощью труб провел к ним воду, чтобы наполнить озера и пруды. Эти холмы и пригорки были на индийский манер засажены цветущими деревьями и кустарниками. Буддийский храмовый сад нашел в Китае и Японии благодатную почву. Влажный, умеренный климат Японии вообще благоприятен для растительности, а населяющий ее народ не только трудолюбив, но обладает яркими художественными наклонностями. Благодаря этому буддийский храмовый сад трансформировался здесь в новый тип сада — японский ландшафтный парк с великолепным ландшафтным дизайном.
Китай
Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3 тысяч лет. К сожалению, наиболее древние культурные ландшафты не сохранились, но подходы к выбору их географической основы и способы достижения художественной выразительности были сохранены и воплотились в более поздних ансамблях.
На развитие китайского садово-паркового искусства оказали очень сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие совершенно особое мировоззрение общества. Другими факторами, естественно, являлись национальные традиции и физико-географические условия территории.
Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией, основанной на земледелии. Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела ярко выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию.
Главное в искусстве создания китайского сада - это умение в «меньшем увидеть наибольшее» не просто увидеть, но и сказать об этом. В использовании ландшафтных компонентов прежде всего видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Этот способ мог выступать в виде контраста двух берегов одного ручья — оголенного и поросшего растительностью. Он распространялся и на цветочные композиции (контраст цвета, формы растений, линий и объема). Он мог быть, наконец, взаимопроникновением спокойного и изменчивого, как отражение луны на ряби водной поверхности (традиционный образ в Китае).
Открытость миру предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение — представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, водных ресурсов), но и архитектурных сооружений. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе, сад в китайском понимании — это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». Здесь следует отметить такое самобытнейшее и поразительное изобретение Китая, как миниатюра, или «сады на подносе». Растить сад - все равно что создавать миниатюру: и то и другое требует неистощимого терпения и невозмутимого покоя души.
Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово-паркового искусства - северной и южной.
Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарники. Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.
Что же можно сказать про использование ландшафтных компонентов?
Водабыла обязательной принадлежностью китайских садов. В самых знаменитых садах она занимала более половины территории. Водная стихия предстает в двух разных, но равнозначных качествах. С одной стороны, она — зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны, вода — примета вечного движения, текучести, постоянных перемен.
В садах Китая вода - постоянная спутница человека. Водоемы не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Павильоны на островках строились с таким расчетом, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к величине острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» прямо из пруда и смотрятся в свое отражение. Дорожка также вьется над самой водой, а через потоки перекинуты «верблюжьи» мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами. Даже крыши павильонов строили таким образом, чтобы дождевая вода низвергалась с них на камни, как настоящий водопад. Не следует забывать и о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, они служили местами пикников и прогулок, и т.д.
Другим непременным элементом садовых пейзажей были камни. По традиции камень считался материалом, сочетающим в себе природные и антропогенные качества, поскольку он создан природой, но поддается обработке человеком. Поэтому камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия — архитектурные сооружения.
В композиции китайского сада использовались искусственные горкииз камней без применения растительности. В Китае их создание называли «особой наукой», которой занимались целые артели мастеров. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры, поэтому не все ценители садово-паркового искусства относились к их проектированию однозначно.
Традиционный китайский сад выделялся богатой и разнообразной растительностью, причем чем южнее он размещался, тем богаче был его флористический состав. Нередко он включал в себя плантации плодовых деревьев и участки, засеянные лекарственными травами. В любом саду росли благородные породы деревьев. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну — символ неувядающего благородства. Популярен был и бамбук. Почти в каждом китайском саду можно встретить «деревья счастья» — сливу и персик, а также гингко, ивы, тополя, магнолиии различные виды банановых. Как и в естественном китайском пейзаже, цветовая гамма садовой флоры довольно сдержанна: внимание наблюдателя привлечено главным образом к формам растений, а также к игре света и тени.
Обширнейшую отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшее поклонение вызывал пион, заслуживший титул «царя цветов» (было выведено более сотни его сортов). Хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, гиацинты выращивались повсеместно, на юге увлекались орхидеями. Из водяных цветов предпочтение отдавалось лотосу.
Цветы в китайских садах высаживали и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с духом эксперимента, стремлением испытать свойства растений, особенности их роста. Тем же интересом к эксперименту рождена и такая оригинальная черта, как выращивание карликовых деревьев, с большим успехом распространившаяся в более позднее время в Японии.
Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительной жизни. Другое, и даже более важное, его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни. Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.
Обыкновенно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, обязательными атрибутами «зимних» пейзажей были сосны и цветущая в эту пору слива с розовыми ароматными цветками, а также некоторые другие морозоустойчивые растения. Весенние пейзажи составлялись из вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов и др. В «летних» уголках выращивались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались благоуханием мандариновых деревьев.
Китайский парк немыслим не только без всего богатства природного мира, но и без архитектурных сооружений, обозначающих человеческое присутствие. Среди них можно встретить жилые здания и террасы, павильоны и беседки, кабинеты и башни, домики для чаепития и музицирования, дворики и крытые черепицей галереи, позволяющие любоваться парком при любой погоде, тем не менее в пространстве сада нет никаких нарочитых сочетаний и композиций.
Одним из основных принципов ландшафтного проектирования в Китае является соответствие, или даже единение архитектуры и пейзажа, где каждое строение занимает свое уникальное место в садовом комплексе, каждая архитектурная деталь имеет свою меру и ритм, задает свой собственный стиль. Архитектура сводилась большей частью к строгим, не подверженным капризам моды геометрическим структурам. Во многих районах Китая существовал обычай придавать даже дверным проемам форму круга, как бы уравновешивающего прямоугольник самого помещения. Не были редкостью двери в виде восьмиугольника или тыквы-горлянки — знаков космического цикла перемен. Передать связь между внешним и внутренним пространством наилучшим образом удается через окно. Оно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду, а сад входит в дом.
Особым образом садово-парковое искусство соотносилось с литературой надписи - обязательная принадлежность каждого китайского дома и сада. В садах наносили на стены стихи и памятные надписи; отдельные дворики и строения имели свои поэтические названия, запечатлевавшиеся письменно (например, Беседка Ожидания Инея, Павильон Водной Ряби, Терраса Запаха Коричного Дерева и т.д.), террасы и павильоны украшались парными изречениями, письмена выбивали на камнях и специальных каменных столбах и стелах. Слово в садовом пейзаже как бы восполняло недостатки чувственного восприятия, призывало внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что являлось как нельзя более естественным для данного места. Контраст пейзажа и надписи, подобно контрасту слова и образа на живописном свитке, стимулирует воображение к творчеству.
Как и в других странах, сады в Китае обязательно огораживались, поскольку они символизировали рай на Земле. По китайским представлениям, стена сада не ущемляла его естественности, а наоборот, выделяла пространство сада, как раз и делала его «миром в мире». С практической точки зрения она обозначала границу усадьбы хозяина или его земельных владений. С другой стороны, она была также частью окружающего ландшафта, поскольку не только строилась с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, но и следовала его складкам, взбегая вверх и ныряя вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону» (один из традиционных мифологических образов в Китае и Японии). Кстати, образ дракона на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии. Позже его стали почитать как более «домашнего» защитника (человека, дома, храма и др.). Поэтому с определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стены и некоторое подобие дракона, защищающего пространство сада.
Фэн шуй - это древнее китайское учение, которое обьясняет правильно расположение предметов в каком-либо месте, будь то дом или машина. В нашем же случае этим местом выступает сад. Если правильно расположить все растения в саду, правильно достичь восьмиугольной формы. Ведь если все предметы расположить правильно, то по китайскому учению будет гармония во всем. Особый признак классического сада фэн-шуй - свободное пространство в центре: в большинстве случаев тут находится газон, лужайка или водоем. Любой водоем - естественный или искусственный - повышает энергию ци в саду. В какой бы форме вода ни присутствовала в саду, важно, чтобы она всегда оставалась чистой, свежей и прозрачной (мутная, застойная вода притягивает не положительную энергию ци, а разрушительную энергию ша). Согласно фэн-шуй, единственное подходящее место для водоема в саду - перед домом. Оптимальное положение дома - на небольшом возвышении, перед которым плещется ручей или небольшая речка: они несут ци на участок около дома. Следует позаботиться о том, чтобы вид из окон дома был привлекательным в любое время года, раскрепощал, манил в сад. Перед домом должен быть обязательно полисадник, это визитная карточка вашего участка. Если тут все будет так, как надо, то при входе на ваш участок, человек будет наполняться положительной энергией. А это и есть гармония сада с внешними и духовными силами. В саду мы воспринимаем природу всеми органами чувств - колорит цветов, ароматы трав и шелест листьев влияют на наше состояние, несут нам радость. Пусть в Вашем саду преобладают цветы, которые нравятся лично Вам, но не забывайте, что разные оттенки неодинаково влияют на настроение, и высаживайте цветы в разных частях сада сообразно этой закономерности. Все-таки стоит иногда уделять внимание порядку вещей, даже в саду.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 634;