Регулярный стиль (Формальный)
Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элементо регулярного сада – вода.
Регулярные (формальные, классические) сады возникли на заре цивилизации. Их появление, как принято считать, связано с извечным желанием человека организовать и подчинить себе окружающую природу, подчеркнуть свое превосходство над ней.
Каким бы необычными и самобытными не казались сады и парки, в их основе всегда лежат два краеугольных камня, два стилевых направления: пейзажный и регулярный. Если первый создается по принципу подражания природным ландшафтам (о чем мы уже рассказывали), то второй - противопоставляется им. Подчеркнутые его строгость и рукотворность как бы призваны преобразить хаос естественных природных ландшафтов.
В основу решения регулярного сада положен прием геометрической, формальной планировки. Формирование среды идет по линиям подчинения природы геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
Композиции, выполненные в этом стиле, подразумевают симметричное расположение элементов по отношению к заданной или главной оси, строгие геометрические формы элементов ландшафта. Деревья и кустарники сажают по квадратной, прямоугольной или шахматной схеме, при этом их необходимо стричь, придавая им форму различных трехмерных геометрических фигур (шар, эллипсоид, куб, пирамида, конус и т.д.). Водоемы так же имеют строго симметричную, обычно, прямоугольную форму, дорожки и аллеи должны быть прямыми, ровными и четкими.
Одним из главных элементов классического ландшафта является партер – композиция в горизонтальной плоскости, как правило, на значительном открытом пространстве. Название «партер» образовано из двух французских слов «par» и «terre», что значит «по земле». Партер может быть газонным, цветочным и кружевным, в виде разноцветных узоров, выполненных из различных материалов, на основе все того же газона. Партерный газон это тема для отдельного разговора и подробнее о нем можно прочитать в соответствующей главе нашего сайта.
Цветочное оформление участка в регулярном стиле довольно лаконично и просто. Как правило, это одно или двухцветная кайма из низких однолетников, цветущих максимально продолжительное время, либо бордюр из стелющихся растений, но с обязательным отступом от края газона. Часто применяют контейнерную посадку растений. Контейнеры должны быть керамические и размещены в определенном ритме, и, опять же таки, по определенным симметричным схемам.
Сады в регулярном стиле часто обносятся высокими стенами или живыми изгородями, иногда эти элементы дизайна разграничивают зоны внутри участка. Во многих случаях в оформление ландшафта включают многоуровневые террасы, соединяющиеся между собой лестницами, мостками и т.п. При их декорировании применяют скульптуры, фигурные кованые ограждения, контейнеры с цветами.
Ярким представителем регулярного ландшафтного стиля является сады Версаля, а так же значительная доля парков Парижа. Что касается нашей страны, то это садово-парковые ансамбли Петербурга и его окрестностей. Некоторые Московские усадьбы так же выполнены в регулярном стиле
Для Французского сада характерны:
Зрительное расширение пространства
Осевое деление сада
Доминирование дома, выстроенного в классическом стиле
Деление территории сада на функциональные зоны
Преобладание газонов и вечнозелёных насаждений над цветочными культурами
Фигурная стрижка зелёных насаждений
Итальянский стиль
Для Итальянского сада характерны:
Симметричная планировка сада
Расположение сада на террасах с помощью подпорных стенок
Подчёркнутая архитектурность (каменное мощение, скульптуры, лестницы и т. д.)
Большое количество водных сооружений
Использование топиарного искусства
Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.
Пейзажный стиль
Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.
Ландшафтный, нерегулярный парк – это природа, принимаемая за человеческое, и человеческое, принимаемое за природу. Это стилевое направление садово-парковой среды, которое предпочитает преклонение перед природой в ее свободных формах, в ее естественной неупорядоченности.
В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним. Пейзажный стиль убеждает, что равновесие и гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном расположении объектов. Главное условие пейзажного стиля: всё должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности.
Законодателем моды в этом стиле становится Англия, а новый стиль входит в историю как «английский», или, иначе, «пейзажным».
Английский пейзажный стиль – это не плод заимствованных с Востока идей, а самобытное явление английской культуры, воплощающее в себе представление о естественности и красоте мира, лиц его создававших. Более поробно, о возникновении пейзажного стиля в Англии, Вы можете прочесть на странице история садово-паркого искусства.
Данный стиль предполагает свободное, естественное расположение элементов ландшафта, прямолинейность и симметричность полностью исключается. Основным признаком ландшафтного стиля является отсутствие искусственности пейзажа и намека на его рукотворное происхождение. Часто используется «хаотичное», и то же время, тщательно продуманное расположение деталей и элементов. Обязательной чертой данного стиля является неровный рельеф местности с оврагами, искусственными и естественными возвышенностями, водоемами неправильных очертаний. Гармоничность в сочетании элементов является главным мерилом законченности пейзажа. Дорожки, расположенные на участке, должны иметь извилистую структуру, материал дорожек – обязательно природного происхождения или имитирующий его. Данное положение хорошо согласуется с уже упомянутым и очень модным сейчас направлением, древнекитайским учением фен-шуй. В соответствии с положениями этого учения, плавно поворачивающие тропинки и дорожки являются великолепными проводниками благотворной энергии Ци, обеспечивающей гармоничное состояние человека, при его взаимодействии с окружающим миром. Плавность и извилистость линий должны присутствовать во всех элементах ландшафта - в плакучей форме деревьев, в природном камне и даже крыши домов не должны оставаться в стороне.
Важную роль в ландшафтных композициях пейзажного стиля играют водные объекты, будь то пруд, ручей, небольшой водопад или каскад и даже декоративное болотце; главное, чтобы они, так же как и всё остальное выглядели максимально естественно.
При выборе растений для посадки, желательно использовать виды, которые являются естественными для той климатической зоны, где расположен Ваш участок. Однако, при создании тематических композиций, для придания пейзажу дополнительного колорита в средиземноморском, японском или любом другом стиле допустимо и даже необходимо высаживать растения, характерные для климата той части света, которая служит источником вдохновения дизайнера. Последнее, для Средней полосы России, часто представляется затруднительным.
Из примеров оформления ландшафта в пейзажном стиле, безусловно, выделяются старинные Английские усадьбы. На территории бывшего Советского Союза некоторые крымские парки, стиль которых был позаимствован у Англичан, поскольку французский классический стиль планировки, в 30-е годы XIX века, в связи с наполеоновским нашествием, утратил свои модные позиции в мире ландшафтного проектирования.
Для Английского сада характерны:
Естественность пейзажей, отсутствие чётких границ между садом и окружающей природой
Плавность линий рельефа, растений, дорожек и водоёмов
Контраст света и тени, особое внимание к фактуре крон, листьев
Движение во всём – в извилистых дорожках, среди колышущихся растений, у естественных водоёмов
Ведущая роль солитеров и групп деревьев
Отсутствие парадности, преобладание идей романтизма и сентиментализма
Японский сад
Для Японского сада характерны:
Лаконичность и асимметрия пейзажа, миниатюризация естественного ландшафта
Тщательная подборка деталей: ничего лишнего или случайного
Неброская красота, полная философского и поэтического смысла
Символичность всех элементов и деталей пейзажа – воды, камня, фонаря и т. д.
Японские сад — уголок естественной природы в миниатюре. Даже совсем маленькие пейзажные композиции связаны с серьезными размышлениями над миром природы. Каждый из элементов композиции — символ объекта природы, обожествляемой японцами. Основные признаки такого сада — обязательное присутствие камней и гальки, мхов и невысоких растений, асимметрия композиции. Линии сада мягкие, плавно струящиеся, преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый. Каждый камень тщательно подбирается по форме, фактуре, цвету так, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт.
Японский сад создает иллюзию открытого пространства, которое разворачивается в недоступное пониманию и глазу пространство, только приоткрывая хранимую им тайну. Возможно, именно это — секрет особой прелести японского сада.
Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Сады прогулок
Сочетание больших землевладений, праздной жизни феодалов и дворян, общей стабильности эпохи и интереса к путешествиям создало основу для садов прогулок эпохи Эдо. Большинство садов начинались как небольшие чайные сады, необходимая часть зажиточного хозяйства. Со временем вместо одного чайного домика возникало два и так далее, до тех пор, пока не выстраивалась целая коллекция связанных между собой чайных домиков в большом парке.
Такие большие сады обычно называются “сады прогулок”, так как они предназначены скорее для того, чтобы там гулять, а не любоваться ими с веранды или во время лодочной прогулки. В эпоху Эдо эти сады назывались просто yashiki, это обычный термин для обозначения роскошного владения, то есть дома и сада вместе. Современный японский термин для сада этого стиля – kaiyushiki teien – или сад для экскурсий, это говорит о том, что целью создателя сада было обеспечить гостя большим, красивым ландшафтным парком, который может являться местом проведения экскурсий. В соответствии с этим дизайнеры располагали в саду сколь угодно много декоративных деталей, созданных на основе богатых традиционных культурных образов. Излюбленными моделями были живописные уголки Японии и Китая, а также поэтические образы, зачастую заимствованные из классики эпохи Хейан. Дизайнеры “собирали” эти образы, словно они были скульптурами, которые нужно поставить в саду, а затем соединяли их в один совершенный образ. Большое внимание уделялось видам, так что когда вы прогуливаетесь в саду по извилистой дорожке, вы переходите от одной сцены к другой. В свою очередь, каждый вид появляется и исчезает, чтобы позже снова появиться, и вы сможете полюбоваться им с другого ракурса. Следующие примеры дадут некоторое представление о тех различных образах, которые были собраны в садах.
Дамба, которая тянется через Западное озеро в Ханчжоу, Китай, была хорошо известна в эпоху Эдо благодаря картинам и литературе. Здесь воссоздана ее уменьшенная копия. Йосуй-ен, Вакаяма
Гора Фудзияма
Классический пример знаменитого уголка Японии, горы в стиле Фудзи является составной частью многих садов. Лучший из сохранившихся образцов расположен в Кумамото, в Суизен-Дзи, где подстриженная трава образует широкий остроконечный холм. Фудзияма была объектом множества деревянных гравюр, в том числе знаменитой "Тридцать шесть видов на гору Фудзи" Утагавы Нирошиге. Еще один знаменитый образ японского ландшафта, лучше всего известный из литературы, это образ Восьми мостов, yatsuhashi, живописного места, где река разделяется на восемь каналов, как отмечено в "Сказках Исе", сборнике стихотворений десятого века. Эта местность реконструирована в саду – мост изготовлен из восьми толстых деревянных досок.
Виды Киото
Склоны горы Арашияма, покрытые кленами и вишневыми деревцами, каскадом спускаются к реке Ои – это популярный образ, также как и Тогетсу-кио, длинный деревянный мост, пересекающий реку Ои рядом с Арашиямой. Образы Арашиямы были использованы в нескольких садах, например, в Койшикава Коракуен, саду в Токио, где мы также можем обнаружить восстановленный образ Тсутен-баши, моста, пересекающего глубокое ущелье, вдоль которого растут клены, рядом с храмом Тофуку-дзи в южном Киото.
Виды Китая
Дамба, которая идет через Западное озеро в Ханчжоу, Китай, оказалась самым популярным образом и появилась в садах Койшикава Коракуен и Шиба Рику в Токио, а также в Йосуй-ен в Вакаяме и Шуккей-ен в Хиросиме. Энгетсу-кио и Koko-kyo Коко-кио, два извилистых моста в китайском стиле, находятся, соответственно, в Койшикава Коракуен и Шуккей-ен. Маленькую гору Лу, место паломничества пилигримов и одну из самых известных живописных гор в Китае, можно найти в саду Койшикава Коракуен в виде маленького холма, заросшего травянистым бамбуком.
Ама-но-Хашедатэ, длинная отмель. Дворец Катсура, Киото
Инь-Янь
Образы инь и янь (на японском языке in и yd), негативная и позитивная силы в китайской геомантии, обычно были представлены двумя камнями – “женщиной” с обязательным естественным изгибом или расщелиной и длинным, прямостоящим “мужчиной”. В садах эпохи Эдо они, несомненно, считались обладающими сверхъестественной силой, но к эпохе Эдо геомантия значительно утратила свое влияние. Камни стали использоваться просто как скульптурные артефакты.
Каменные скульптуры
Множество образов, которые создавались из камней в древних и средневековых садах, такие как мистические горы Хорай и Шумисен или группы из трех камней, символизирующие буддистскую троицу, можно обнаружить и в садах прогулок эпохи Эдо. По всей вероятности, они не имели никакого сильного религиозного значения для владельцев сада или его посетителей, а просто находились в ряду различных артефактов, которые собирались владельцем сада.
Поэзия
Образы из известных стихотворений были традиционной темой для садов прогулок. В основе дизайна сада Рикуги-ен в Токио лежат 88 сцен из известных waka (японских стихотворений). Хотя в настоящее время сохранилось лишь несколько из них, но вкусы первоначального владельца легко угадываются по его выбору поэзии как главной темы дизайна. В то же время существует качественное различие между тем, как поэзия была связана с садами эпохи Хейан и ее ролью в садах прогулок эпохи Эдо, в которые поэтические сцены включены с большим уровнем мастерства и с большей осмотрительностью.
Вода и камни
Говоря о традиционных японских садах, чаще всего вспоминают сады камней. Такие сады называются сухими. Но в японской садово-парковой архитектуре чрезвычайное распространение получил другой типа садов - мокрый. Мокрыми садами называют парки, организованные вокруг пруда. Чаще всего в парке есть чайный домик, пруд, ручей и несколько мостиков в наиболее живописных уголках. Чаще всего сады расположены на территории храмов, дворцовых комплексах и при виллах древней аристократии. Иногда встречаются муниципальные сады, но это детище уже послевоенной Японии.
Классическим мокрым садом является СИНДЗЮКУ ГЁЭН в Токио. Сад был спроектирован вокруг виллы, принадлежащей Лорду Наито - даймё (феодалу) периода Эдо. (Период Эдо имеет временные рамки с 1600 по 1868 год, но этот сад начал создаваться в конце 18 века по европейскому летоисчислению) Завершилось создание сада в 1906 году, и тогда же он получил статус Императорского. Этот парк можно разделить на две составляющие, европейский регулярный сад и мокрый японский, сформированный вокруг пруда с карпами. Стиль архитектуры, расположенного в саду чайного домика, нарочито китайский.
Само расположение чайных павильонов, соединяющихся друг с другом крытыми коридорами, напоминает об аристократических виллах эпохи Хэйан (с 8 по 12 век - эту эпоху называют периодом правления аристократов). Несмотря на свой светский вид, сады с прудами также имеют непосредственные связи с дзен-буддизмом. Аранжированные строго географически (фасад павильонов должен смотреть на юг), они повторяют топографию так называемого Западного рая Будды Амиды.
С 5-6 веков нашей эры под влиянием буддизма японские мокрые сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора Сумэру, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.
В садовом искусстве Японии главными элементами всегда были вода и камни. Вода - символ отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни - светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство являются основой существования мира. На садах эпохи Хэйан отразилось распространение в Японии учения буддийской секты Дзёдо (Чистая земля), провозглашавшей веру в Будду Амида (Будда Западного рая). Придворные аристократы стали создавать вокруг своих вилл сады, воспринимавшиеся как земное воплощение рая Амиды. Они отражали утонченный дух придворной культуры и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от созерцания Красоты в круговращении времен года. Основное предназначение такого сада - место для прогулок.
Большинство известных сухих садов, расположены на территории дзенских монастырей, их организация и внешний вид тесно связаны с буддийской традицией.
Вероятно, самый известный за пределами Японии сад камней - Рёандзи (фото внизу). РЁАНДЗИ или Храм Миролюбивого Дракона - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г, до сих пор считается одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Исследователи полагают, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.
Каресансуй, японский сад камней или сад Дзен это закрытый плоский ландшафт, содержащий песок, гравий, камни, траву и другие натуральные элементы.
Сад камней абсолютно не похож на европейские сады - в нем вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. И все же сад Рёандзи уже несколько столетий притягивает к себе паломников, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяюще. Почему? Сад камней при храме Дракона представляет собой прямоугольник 23х9 метров, над засыпанной белым гравием поверхностью которого высятся пятнадцать замшелых камней разной формы, объединенных в группы. На гравии служители храма проводят специальными граблями от одного края сада к другому параллельные бороздки, закругляющиеся вкруг камней и напоминающие рябь на морской глади. Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый камень остается "скрытым". Возможно, автор сада хотел таким образом донести до зрителей буддийскую мысль о безграничности мира и о необходимости воспринимать реальность более широко - точно зная, что камней на самом деле пятнадцать, зритель видит лишь четырнадцать из них. Дзэнский сад уже не предназначался для прогулок, как прежде. Его функция была аналогичной пейзажным свиткам - помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий.
Сад камней в храме Райан-дзи
Сад построен в стиле каресансуй. Сад занимает 30 метров в длину с востока на запад и 10 метров в ширину с севера на юг. В саду нет никаких деревьев, только 15 разной формы камней различных размеров, некоторые покрыты мхом, расположенные на клумбах из белого гравия/песка, который выравнивается граблями каждый день.
Камни различных размеров расположены на мелкой белой гальке в пяти группах, которые включают по пять, два и три камня. Сад содержит 15 камней, расположенных на поверхности белой гальки в такой манере, что посетители могут видеть только 14 из них одновременно, в не зависимости того, под каким бы углом не рассматривался сад. Согласно легенде только тогда, когда человек достигает духовного просвещения в результате глубокого размышления Дзэн, он может увидеть последний невидимый камень своим мысленным взором.
Сад не приписывают единственному проектировщику, хотя обычно полагается, что ведущий одноцветный художник по имени Соами(1480-1525), в сотрудничестве с Дайзен-ин, разработал и разбил сад. Однако записи храма являются противоречащими и указывают некоторых других изготовителей, и задняя часть одного из этих 15 камней надписана именами Котарои Хикойиро, которые, возможно, были двумя рабочими, которые сделали фактическое строительство.
Расположение
Существует много попыток объяснить расположение сада Дзэн. Некоторые из них:
-Гравий представляет океан, а камни представляют острова Японии
-Камни представляют тигрицу с ее детёнышами, плывущими к дракону
-Камни являются частью канджи для сердца или души
Недавнее предложение Джерта ван Тондера из Университета Киото и Майкла Лионса из Университета Ритсумейкан, - то, что камни формируют подсознательное изображение дерева. Это изображение не может быть сознательно воспринято, смотря на них. Исследователи утверждают, что подсознательное ощущение в состоянии увидеть тонкую ассоциацию между скалами. Они полагают, что это ответственно за успокаивающий эффект сада и также сделано для того, чтобы иметь тихое место для размышления.
Японские сады камней стали известными на Западе как сады Дзэн. Термин вероятно
начал использоваться в 1935 году американским автором Лорэйн Кук в ее книге 100 Садов Киото, и с тех пор также нашел свой путь на японском языке (дзэн нива). Термин «сады дзэн» также относились к более натуралистическим стилям японского пейзажа, содержащим камни.
Дзэнская культура создала еще один замечательный вариант сада - чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий ко входу в чайный павильон, выступает важным компонентом церемонии, помогая участникам настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Сенсей поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел, вымыл все до чего смог достать: фонари, камни, дорожки; но отец каждый раз говорил, что еще не убрано. И когда сын уже не знал, что и делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Опавшие кленовые листья придали саду недостающее очарование увядающей красоты.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 674;