Голландское барокко
Как уже отмечалось, помимо классического направления в истории какого-либо стиля ландшафтного дизайна, всегда существует целый ряд его разновидностей. Их возникновение обусловлено в первую очередь иными географическими условиями, а также привнесением некоторых национальных особенностей. Так, голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового и ландшафтного искусства Англии, стран Северной Европы и, что для нас наиболее интересно, России. Барочные мотивы отмечались в русском ландшафтном проектировании еще в XVII в. (в основном в московских садах и усадьбах: Коломенское, Кусково, Измайлово и др.). Это было связано с активными торговыми отношениями между Россией и Голландией, а также с участием голландских ландшафтных архитекторов в проектировании московских увеселительных садов.
В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Так, каналы, вырытые в 20—30-х гг. XVIII в. для осушения Васильевского острова и придания ему наибольшего сходства с Амстердамом, уже в 70-х гг. того же века были полностью засыпаны.
Наиболее значительные произведения садово-паркового искусства с широким применением стилистических свойств голландского барокко переместились в новую столицу России и ближайшие пригороды Санкт-Петербурга (Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
Предпосылки возникновения.
Важнейшими естественными предпосылками формирования данного стиля явились мягкий морской климат и низменный рельеф. Мягкий климат с обильными осадками (700—800 мм), мягкой зимой (средние температуры января выше 0°С) и умеренно теплым летом (средняя температура июля +17 °С) способствовал произрастанию самой разнообразной растительности.
Большое значение имели также особенности национального характера, такие как трудолюбие, упорство, аккуратность. Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод. В определенной степени в национальном характере отразилась и религия — протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие. Поэтому и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.
Использование ландшафтных компонентов.
Низменный и довольно плоский рельеф требовал усложнения, поэтому стали активно использоваться его искусственные формы, но, в отличие от высоких террас Италии, более скромных размеров. В силу специфических географических условий Голландии (ландшафты низинных равнин, освоенные в борьбе с заболачиванием и морскими вторжениями) террасы не были крутыми и высокими. Для придания разнообразия плоскому рельефу также применялись такие искусственные формы усложнения, как вертюгадены и булингрины.
Для голландских барочных садов была характерна пышная растительность, которая проявлялась в широком применении зелени для проектирования огибных аллей-берсо, зеленых беседок, трельяжей, живых изгородей, небольших рощиц и др. Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым. Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в., вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.).
В целом, по своему характеру сады и ландшафты голландского барокко отличались не только праздничностью, «театрализацией» и стремлением к созданию приподнятого настроения (что было свойственно всем барочным садам), но и стремлением в большей мере к созданию уюта и уединенности, чем парадности, что в значительной степени отражало и черты национального характера.
Особенности планировки.
Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков.
Франция
Происходит формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для созданияканалов и водных партеров.
Регулярный стиль садово-паркового искусство того времени заметно повлиял на создание садов в будущем.
Классические итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние и на Францию. Однако, параллельно с развитием основных стилистических разновидностей барокко, во Франции создавалась своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции, а главное — иные природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки и т.д. Поэтому дальнейшее развитие собственного паркостроения в ней пошло по совершенно иному пути. Особенно явно этот стиль был выражен уже со второй половины XVII в.
Ведущие европейские державы соперничали не только на театрах военных действий, но и в создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного абсолютизма сформировала совершенно новый тип культурного ландшафта, получившего не только познавательно-увеселительные, но и государственно-репрезентативные функции. Садово-парковое искусство продолжало оставаться одной из любимейших забав сильных мира сего, являясь своеобразной сценой для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений. Именно поэтому регулярные парки королевских резиденций становятся к XVIII в. самыми дорогостоящими «декорациями» для этих «спектаклей». Первопричиной такой «театрализации» жизни, несомненно, является персона августейшего монарха, идеей возвеличивания которой (как отражения господствующей персоны) пронизана вся архитектурно-ландшафтная композиция.
Если кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма, то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь», наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». Существенно изменился не только подход к использованию ландшафтных компонентов, но и вся пространственно-планировочная композиция ансамбля. Во Франции ярчайшими примерами этого стиля являются сады Во-ле-Виконта, Марли, Тюильри, Сен-Клу, Версаля и др. знаменитого ландшафтного архитектора Андре Ленотра (1613—1700).
Особенности планировки.
В отличие от известной камерности итальянского и голландского барокко, наметился переход к проектированию культурных ландшафтов на очень обширных пространствах. Достаточно вспомнить, например, что площадь парка Во-ле-Виконта составляла 100 га (для его строительства было снесено три деревни и отведено русло реки), Тюильри в Париже — 16 га, Марли - более 20 га, а площадь Версаля достигала 1738 га, причем площадь только Малого парка в Версале с 12 боскетами составляла 100 га.
Зрительное расширение пространства.
Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли с выровненным рельефом (что тоже служило идеям парадности, официальности и грандиозности). Более того, впечатление огромного пространства старались усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды садов стали использоваться фортификационные ограды «ах-ах», представлявшие собой рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Эти скрытые ограды вызывали возгласы удивления, внезапно появляясь перед гуляющими гостями, что и послужило причиной столь необычного названия. Такого рода приемы позволяли зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным природным окружением.
Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами обзора, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность.
Доминирование дворца.
Другим, впервые примененным, новшеством являлось использование радиально-лучевых аллей, исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор пространства. Этот прием отчетливо просматривается и в своеобразии «звездчатого» рисунка плана. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение занимает дворец, на раскрытие видов «к нему» и «от него» и ориентирована вся планировочная система. Становится важным его возвышение над парком. Дворец стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и король-солнце Людовик XIV.
Зонирование парковой территории.
Существенной и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного характера парка по мере удаления от центра-дворца. Иными словами, начинает формироваться принцип функционального зонирования территории какого-либо культурного ландшафта. Нельзя сказать, что этот прием был впервые использован во Франции, так как он зародился в садах загородных вилл Древнего Рима, но именно в парках французского классицизма он был наиболее последовательно развит.
Смысл такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: в непосредственной близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных составляющих над естественными, велика роль архитектуры (скульптура, балюстрады, малые архитектурные формы, мощение больших площадок и др.). Также существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам.
По мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план выступают широкие каналы (размеры Большого канала в Версале составляют 60x1600 м, поперечного — 80x1000 м), протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и довольно большие зеленые массивы — кенконсы и боскеты.
Далее, за зоной боскетов и кенконсов, размещается наименее измененная лесопарковая часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Таким образом, в недрах одного из наиболее формальных стилей зародился переход к прогулочным паркам через расширение регулярных садов, поскольку чтобы увидеть новые интересные виды, нужно было уже пройти довольно большое расстояние. Напоминаем, что барочные сады были предназначены для статичного любования открывающимися пейзажами, а не для прогулок.
Англия
В Англии уже преобладает развитие пейзажного парка. Этому способствует мягкий климат и влажность: создаются обширные луга, украшенные группами деревьев и кустарников. Луга играют роль пастбищ, на них пасутся овцы.В Англии отказываются от регулярного стиля при создании садов, усовершенствуют пейзажные парки. Их основа – это естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки -криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используют малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Их размещают в парках. Также иногда устраивают фонтаны.
Пейзажный парк имеет свои принципы построения – в них подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка свободная, все элементы парка подчиняются единому целому.
Английские цветочные сады — самые красивые из европейских.
Климат этой страны, с довольно частыми дождями, благоприятен для травянистых растений. Известна и традиционная любовь англичан к растениям. Сочетание этих факторов способствовало совершенствованию искусства садоводства в Англии. Гвоздики, душистый горошек и розы очень популярны в этой стране. Ограды домов всегда скрыты вьющимися розами многочисленных сортов. Различают три периода в истории английского сада.
В первый период (1066—1500) назначение сада было чисто утилитарным: обеспечить его владельца пищей. Пионерами английского садоводства были христианские монахи, которые выращивали для обитателей монастырей овощи, а также лекарственные травы. Кроме того, в садах росли розы, мальва, гвоздика, пионы, фиалки и лилии. При монастырях создавались виноградники и фруктовые сады. Широко культивировались яблони и груши для изготовления сидра; тутовое дерево и вишню высаживали только в садах знати.
Во времена великого английского поэта Чосераанглийский народ сформировался как нация. Население страны было невелико, города населены не густо, дома живописно располагались среди садов, ферм и выгонов. Интеллектуальным центром страны был Оксфорд.
XV век в Англии называют веком выдающегося ученого Кекстона (1422—1491). На своем печатном станке, установленном в 1477 г. в Вестминстере, он напечатал около 100 книг. Именно в эти годы была закреплена современная форма английского языка, объединившего несколько диалектов. Распространялось образование, и печатный станок как множитель знания оказал влияние на развитие культуры и искусства.
В самой ранней английской книге по садоводству Джона Гарденера, написанной в 1440—1450 гг., названо более 80 овощных и цветочных растений, которые автор рекомендовал использовать для приготовления соусов и тушеного мяса. Английские сады XV в. были точной копией садов континента. Разнообразие растений в них было невелико: розы, ландыши, мальва и ирис.
Во времена Генриха VIII (1509—1557) ландшафтному дизайну в Англии стали уделять большое внимание. Это был век господства симметрии в декоративном искусстве. К середине XVI в. в английский сад с континента пришли цветочные грядки, групповые насаждения, фигурная стрижка деревьев; аллеи со сводами из сплетенных ветвей, террасы. Так в Англии появился сад эпохи Тюдоров. Здесь можно упомянуть сад в Хэмптон Корт, заложенный и построенный кардиналом Уолсеем и расширенный затем Генрихом VIII. Наряду с дыней и цветной капустой в таких садах высаживались фруктовые деревья: персики, абрикосы, миндаль и инжир. Сад пересекали симметрично расположенные дорожки, оградой служила стена из подстриженных вечнозеленых растений. Среди зелени располагали скульптуры — металлические фигуры оленей, изображения греческих богинь и нимф.
При Генрихе VIII морской флот Британии занял ведущее место в Европе, что имело далеко идущие последствия для экономики страны. В этот период были построены королевские суда и основаны судостроительные верфи в Вулвиче и Дептфорде. Строительство бортовых кораблей с установленными на них пушками изменило характер морских военных действий. Британия стала править морями.
Во времена правления королевы Елизаветы (1558—1603) в Англии произошли изменения, которые также имели серьезные последствия. Была колонизирована Северная Америка. В стране образовались новые торговые компании. Они начали вести товарообмен с Россией, Пруссией, Балтийскими странами, Турцией и Ливевантом (Ливаном). В 1600 г. королева Елизавета утвердила привилегии Ост-Индской компании. Оживилась торговля с Индией. Могущество Англии росло.
Население Англии и Уэльса в это время составляло вместе около четырех миллионов человек. Города были небольшими, дома располагались среди садов и ферм. Кент, с его яблонями и вишнями, был «фруктовым садом Лондона». В сельской местности в большом количестве разводили овец. Говядина, баранина, бекон и хлеб составляли основную пищу населения. Картофель выращивали лишь как садовую культуру. В Эссексе огромные поля были заняты шафраном.
Новым словом в ландшафтном дизайне стало появление цветочного сада в отличие от утилитарного. Широкими дорожками цветочный сад делился на прямоугольники и квадраты и был полностью открыт для обозрения прямо из окон дома.
В эпоху Елизаветы в ландшафтных садах выращивались ароматные травы, такие, как чабрец, розмарин, лаванда, а также левкои и лилии. Лаванду подстригали, как живую изгородь. В саду можно было наслаждаться не только красотой и ароматом цветов, но и пением птиц, которых держали в клетках, подвешенных на деревьях. Сады были украшены фонтанами, солнечными часами, деревянными фигурами зверей. Искусство фигурной стрижки деревьев в ландшафтном дизайне стало очень популярным, и можжевельник, тис, розмарин и бирючину теперь стригли, придавая им различную форму.
Часть растений для сада английские солдаты, моряки и торговцы доставляли из зарубежных стран своим друзьям на родине.
Новые растения пришли в Англию из Северной и Южной Америки, Индии и Цейлона. Тюльпан был привезен из Константинополя в XVI в., анютины глазки—в 1613 г., пурпурная скабиоза (Scabiosa atropurpurpurea) — в 1629 г.
В эти же годы Англия положила начало приготовлению фруктовых сиропов и домашнего вина из смородины, первоцвета и бузины. Чай и кофе в то время здесь еще не появились.
Почему цветочный сад возник именно в Елизаветинскую эпоху, а не раньше? Потому, что это был не только век Шекспира и удачливой королевы, но время богатства и изобилия для Англии. Началось с того, что в 1453 г. Константинополь был захвачен турецким султаном Мохаммедом II, и турки блокировали торговлю с Индией, которая шла по суше через Левант. Турецкая блокада стала источником бедствия для Генуи и Венеции, бывших крупными торговыми центрами Европы. В то же время широкое развитие получила торговля, которая осуществлялась морским путем. Страны Европы, имеющие выход в Атлантический океан (Испания, Португалия и Англия), стали богатыми морскими державами, что, в свою очередь, стимулировало развитие искусств, в том числе искусство создания садов.
Во времена правления Якова I(1603— 1625) и Карла I (1625—1649) любовь к ландшафтному дизайну и цветам стала характерной особенностью англичан. Эта любовь была привита англичанам протестантами-гугенотами, беженцами из Голландии, которые поселились в Норвиче и Лондоне. Ткачи-иммигранты, осевшие в Спайтелфилдсе, были инициаторами создания садовых обществ. Они привезли в Англию тюльпан и ряд других цветов, которые стали неотъемлемой принадлежностью старого английского коттеджного сада. Это— чернушка дамасская, лунник, настурция и другие растения, сохраняющие цвет и форму в засушенном виде. Голландцы также привезли в Англию золотой дождь, тюльпанное дерево и клен красный.
Елизаветинский век был свидетелем рождения в Англии ботаники как науки. Уильям Тернер (1508—1568) сделал первую попытку определить и классифицировать британскую флору. Его книга «Новые травы» закончена в 1568 г. и посвящена королеве Елизавете. Джон Джерард (1545—1612) заложил сад в Холборне. Два списка цветущих растений, которые он составил в 1596 и 1599 гг., дают представление о тех видах, которые культивировались в Англии и использовались в ландшафтном дизайне.
Джон Ивелин (1620—1706), один из основателей Королевского общества, в 1664 г. опубликовал «Трактат о лесных деревьях и разведении пород строевого леса в доминионах ее Величества», который является классической работой по древоразведению и в свое время оказал большое влияние на развитие ландшафтного дизайна и архитектуры Англии. Ученый также написал работу о том, как защитить атмосферный воздух от дыма, и выступал за создание зеленых поясов. Таким образом, Джона Ивелина можно считать пионером в деле охраны окружающей среды. Он перевел на английский язык также книгу Де ля Квинтея под названием «Общее садоводство».
Изобретение микроскопа в XVII в. способствовало прогрессу биологии. Роберт Гук дал описание клеточной структуры растений; Мальпиги провел исследование анатомии растений. Левенгук наблюдал бактерии, водоросли, простейших животных и сперматозоиды. Был открыт секрет размножения растений; велись наблюдения над процессами их опыления и плодоношения.
Н. Грю заложил основу селекции. В своей работе «Анатомия растений», опубликованной в 1682 г., он писал, что тычинки цветущего растения являются его мужским органом, а пестик — женским; пыльца выполняет функции семян. Камера-риус, немецкий ботаник, в 1688 г. создал теорию пола растений на основе наблюдений над тутовым деревом.
Томас Форчайлд, владелец питомника в Лондоне, скрестил гвоздику с флоксом волокнистым и получил новый вид растения, который называется флокс Форчайлд. Таким образом, ученый впервые создал новое садовое растение путем обдуманного вмешательства в естественный процесс репродукции.
Большое число растений было завезено в Англию с Востока через Константинополь, а также из Ост- и Вест-Индии. Ботанический сад в Оксфорде основан в 1632 г., а в Эдинбурге - в 1680 г.
По мере развития морской торговли с зарубежными странами у англичан возникло желание выращивать растения теплых стран, например апельсины. В конце XVII в. появились оранжереи, которые теперь занимают значительные площади в окрестностях Лондона.
Под влиянием Франции английские садоводы в XVII в. начали применять сплетение липы и граба, обрезку и формовку в шпалерник фруктовых деревьев, таких, как персик, смоковница и вишня. Но особенно это влияние сказалось на планировке сада, ландшафтном дизайне и архитектуре.
В XVII и XVIII вв. ландшафтный дизайн и архитектура Франции нашли свое лучшее выражение в садах Версальского дворца Людовика XIV, которые были спроектированы Андре Ленотром, создателем известных садов в Сен Клу, Сен Жермен и Фонтенбло во Франции а также Сент Джеймс-парка в Лондоне. Сады Шонбрунна, Варзбурга, Дрездена, Петергофа и Ферстенберта в Праге решены в аналогичном стиле. В этих садах партеры являются своеобразной проекцией комнат и галерей дворца. Позднее партеры стали более сложными.
Выращивание цветов в садах Ленотра было подчинено общему архитектурному замыслу. Деревья и кустарники в ландшафтном дизайне высаживались в строго геометрическом порядке. Сад составляли как бы комнаты, или, скорее, огромные залы под открытым небом. Они были пышны и величавы, но, по мнению английских садоводов, сад от этого выглядел однообразным.
Английский парк, окруженный живой изгородью из причудливо подстриженного тиса с живописными дорожками и статуями, принял свой наиболее типичный облик при Вильгельме и королеве Анне (1702—1714). Во всем этом присутствовала большая доля искусственности, и, как мы увидим в следующей главе, это недолго устраивало английских садоводов.
Постепенно стали предпочитать нарочитости природную красоту, и сады приобрели свободную планировку.
Период XVIII и начала XIX в. называют «эпохой Англии». В этот период англичане распространили свое влияние на Северную Америку, Австралию, Восток.
Промышленная революция, а вслед за ней сельскохозяйственная, развитие торговли значительно обогатили страну. Большие средства были вложены в земледелие, строительство жилья и садов.
Сельское хозяйство и ландшафтный дизайн тесно связаны, поэтому нельзя рассматривать историю создания садов без упоминания о приемах ведения сельского хозяйства.
Сельскохозяйственная революция началась в Англии в первой половине XVIII в. Система вспашки земли под пар и ротация (чередование культур на участке земли) бобовых исчезли, выращивание луговых трав сократилось. Стала применяться научно обоснованная ротация культур.
С 1770 г. новая система ведения сельского хозяйства распространилась по всей Англии. Было установлено разумное соотношение между земледелием и животноводством. Возникли новые отрасли: овощеводство и выращивание фруктов.
Использование изобретенной фермером Джетро Таллом сеялки позволило отказаться от устаревшей практики разбрасывания семян. Талл также явился изобретателем подковы для лошади. Бейквелл вдвое увеличил вес овец и крупного рогатого скота путем отборного скрещивания. В 1784 г. Эндрью Мейкл из Шотландии изобрел молотилку.
Увеличение цен на продукты сельского хозяйства во время революции и наполеоновских войн (1793—1815) повысило благосостояние земледельцев, а применение новых орудий позволило сделать труд более производительным.
В XVIII в. сельское хозяйство стало профессией. В 1790 г. в Эдинбурге было учреждено звание профессора сельского хозяйства. В 1723 г. в Шотландии и в 1777 г. на западе Англии образованы общества, деятельность которых была направлена на улучшение работ по разведению различных культур. В 1776 г был учрежден ежемесячный журнал сельскохозяйственных рабочих.
К 1820 г. открытые поля преобразованы в прямоугольные участки, обрамленные живой изгородью. Небольшие землевладения крестьян вытеснены крупными фермами, принадлежащими лендлордам. Огораживание полей повлекло за собой новые методы осушения земель, строительства дорог и реконструкции жилых домов фермеров. Увеличилось число загородных домов с садами и парками. Обогащаясь, крупные землевладельцы получили возможность совершать поездки в Италию и Францию, откуда они привозили картины и скульптуры итальянских и французских мастеров для украшения своих вилл. Специи и тканые хлопчатобумажные товары привозились из Индии; шелк, чай, фарфор - из Китая; сахар — из Вест-Индии.
Англия – живописная страна. Красота ее растительности и прелесть холмистых склонов издавна вдохновляли поэтов, художников и естествоиспытателей.
В последнем десятилетии XIX в. возникла знаменитая английская школа пейзажистов, в основном акварелистов, виднейшие представители которой — Тернер, Кром и Котман, Констебль. Среди пейзажистов более позднего периода следует назвать Де Винта, Дэвида Кокса, Эдварда Лира. Восхищение красотой Англии нашло отражение и в литературе, особенно во «Временах года» Томпсона, в сочинениях Каупера и Вордсворта, позднее — в поэзии Китса. Большую часть Викторианской эры в поэзии царствовал Теннисон. В его стихах привлекало точное и выразительное описание природы.
Новые веяния в живописи и литературе не могли не отразиться и на искусстве ландшафтного дизайна. Появилась тенденция отхода от формализма Ленотра и утверждения природного, естественного начала в планировке сада, главным и определяющим компонентом которого стала растительность.
Наиболее известными представителями нового направления в ландшафтном дизайне стали Уильям Кент, Ланселот Браун и Хэмфри Рептон. Созданная Кентомконцепция планировки сада построена на утверждении, что природе не свойственна прямая линия. Он, в частности, заменил симметричные водоемы прудами неправильной формы.
Браун и Рептон вошли в историю как выдающиеся мастера ландшафтного дизайна и архитектуры. Прямые дорожки они заменили извилистыми тропинками; на смену подстриженной живой группы растений. Ручьи и водопады были размещены таким образом, что представляли собой непрерывно движущуюся панораму. Газон начинался у самого дома.
Браун был автором знаменитого сада в Латон Ху, расположенного на площади в 1600 акров. В саду много интересных водоемов, посадок на холмах, извилистых лощин, по которым разбросаны группы деревьев. Здесь же — великолепные образцы каменистых и водных растений, розарий, лесистая часть сада с цветущими кустарниками (махровая вишня, рододендроны и азалии). Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев.
Английский ландшафтный дизайн — не заимствование искусства Китая или Японии. Он является самобытным произведением Англии, и его создатели выразили в нем собственные представления о красоте природы. Планировка садов и парков проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями, с учетом законов гармонии. Совершенство групповой посадки заключается в умелом сочетании деревьев различных видов, возраста и величины. Хвойные, например, высаживались вместе с широколистными деревьями, сбрасывающими листву.
Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна — это газон и бордюр из однолетних травянистых растений. В английских садах огромные газоны окружали здания сплошным ковром зелени. Сад был как бы частью природы.
Ощутимый вклад в садоводство Англии внесли питомники растений, луковиц и семян, доставляемых из разных стран. Первый большой питомник принадлежал Джорджу Лондону и Уайзу. Организатор другого питомника— Филипп Миллер, куратор сада лекарственных растений в Чесли и автор словаря для садоводов. При Королевском садоводческом обществе, основанном в 1804 г. сэром Джозефом Бенксом и несколькими энтузиастами, был открыт в 1818 г. экспериментальный сад, который стал поставщиком растений для садоводов.
В начале XIX в. начал падать интерес к манере Браунав ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго.
Ботаник-исследователь Дэвид Дуглас, селекционеры и садоводы начали культивировать множество неизвестных ранее цветущих растений, и этот наплыв новых культур разрушил педантичность викторианского сада, который превратился в современный английский сад с его густым травяным покровом, бордюром из травянистых растений, посадками кустарника, в частности, способного расти среди камней.
Промышленная революция начала XIX в. глубоко повлияла на социальную структуру Англии. Сила, которой обладали землевладельцы-аристократы, перешла в руки купцов, банкиров и промышленников, т. е. в руки нового, капиталистического класса, в викторианский период образовался средний класс, который составляет ядро современного английского общества. Большинство лендлордов не могли позволить себе иметь огромные ландшафтные сады и частные парки, и это повлияло на искусство ландшафтного дизайна. Наиболее частым стал небольшой современный сад.
Перечень известных садов Англии следует начать с Королевского ботанического сада в Кью, история которого очень характерна для многих других садов этой страны. Основателем сада Кью был Уильям Тернер, специалист по травам. После его смерти сад перешел во владения лорда Капеля, который начал выращивать в нем ряд фруктовых растений, привезенных из Франции.
Сад в том виде, как он существует в наши дни, объединил два королевских владения: восточная его часть заняла земли Кью Хаус, а западная — земли Ричмонд Гарденс. Кью был отделен от Ричмонда вьючной тропой, которая называлась «тропа любви». Сад Ричмонда создавался под пристрастным наблюдением королевы Каролины, не жалевшей на его усовершенствование больших сумм. Планировка сада принадлежала Бриджемену, самому модному в то время ландшафтному архитектору. Он предусмотрел сохранение естественного ландшафта, дубовых рощ, допускал создание живой изгороди.
Фредерик, принц Уэльский, в 1730 г. арендовал эти земли и привлек Уильяма Кента для работы в саду. Жена Фредерика, принцесса Августа, решила придать саду научный характер. В 1759 г. принцесса привлекла к работе английского ботаника Уильяма Айтона, и по прошествии 20 лет сад по праву мог называться ботаническим. Айтон начал снаряжать научные экспедиции в зарубежные страны, где его посланцы находили и собирали интересующие ботаника растения. В 1789 г. Айтон опубликовал очередной том «Ноrtus Kewensis», в котором перечислил 5 500 видов растений, культивируемых в Кью, и дал их классификацию в соответствии с системой Линнея.
Следующим владельцем сада был Георг III (1760—1820), который пригласил Брауна для перепланировки сада. Наибольшей известности сад достиг, когда им стал заниматься сэр Джозеф Бэнкс, состоятельный человек, который изучил ботанику. Сэр Джозеф Бэнкс принимал участие в плавании капитана Кука, когда были открыты Новая Зеландия и Австралия. Он посылал сборщиков растений в Индию, Китай, из которого были привезены Нуdrangea hortensis и Раеоnia moutan, в Чили, откуда доставлена Fuchsia magellanica, и в другие страны. Около 7000 новых видов были ввезены в Англию. Многие красивые садовые растения, в свою очередь, попали в различные страны Европы из Кью. Сэр Джозеф Бэнкс выращивал редкие экземпляры в Кью в течение года, а после их цветения щедро делился с другими специалистами.
Доктор Уолличв 1818 г. привез в Англию из Непала Rhododendron arboretum. Ввоз растений осуществлялся очень интенсивно.
После смерти Георга III и сэра Джозефа Бэнкса сад пришел в упадок. Лишь в 1841-1865 гг. он снова расцвел стараниями сэра Уильяма Хукера. В 1841 г. королевским указом сад в Кью был преобразован в Национальный ботанический сад, и Хукер был назначен его директором.
Преемником Хукера стал его сын, Джозеф Дальтон Хукер, который путешествовал по Индии и изучал флору долины Ганга, Бихара и Сиккима. Он привез в Англию большое число новых видов рододендрона. В 1882 г. мисс Марианна Норт подарила саду великолепную коллекцию из 850 картин с изображением растений и цветов.
В 1852 г. в саду была построена оранжерея для показа огромной водяной лилии Victoria regia. В 1887 г. сооружена, а позднее значительно расширена оранжерея для альпийских растений. В саду собрана также большая коллекция гималайских рододендронов. Деревья и кустарники посажены здесь в соответствии с принципами ландшафтного дизайна и архитектуры. Помимо научной, сад имеет огромную эстетическую ценность.
Выдающуюся роль сыграл ботанический сад Кью в распространении полезных растений, среди которых следует назвать чай, кофе, какао, каучуконосы, ананас, банан, хинное дерево. Интродукция этих растений в другие части света, где климатические и почвенные условия сходны с природными условиями мест их естественного обитания, позволила создать огромные плантации. В некоторых странах это помогло значительно поправить экономику. Следует назвать и некоторые другие растения, которые были привезены в Англию в XVIII и XIX вв. и впоследствии использовались в ландшафтном дизайне.
В 1710 г. здесь появился желтый бурачок; в 1713 – катийская гвоздика, в 1731 г. - китайская астра, вероника длиннолистная; в 1771 г. - камнеломка китайская; в 1802 г. - георгин; в 1882 г. - шалфей; в 1828 г. - каландриния.
Флокс был при<
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 1396;