Первые отблески эпохи Возрождения освещают «Декамерон» Боккаччо


В середине XIV веки Декамерон итальянского поэта Боккаччо (1313-1375) становится связующим звеном между средневековьем и приближающимся Ренессансом. Группа благородных флорентийцев покидает пораженный чумой город, чтобы найти пристанище на вилле Фьезоле. Сад этого уединенного места еще средневековый, но его замысловатость уже предвещает великолепие садов вилл эпохи Возрождения.

Сады короля-мецената
Младший сын Людовика II Анжуйского Рене (1409- 1480) получает в наследство королевство Неаполитанское и Сицилийское. Герцог Анжуйский и граф Прованский, устраивает свои главные резиденции в Анжере и в Экс-ан-Провансе. Он увлечен агрономией и виноградарством; ему французы обязаны посадкой шелковицы на юге Франции, и муската - уроженца южных владений. Увлеченный садами герцог развел их по всему Анжу, акклиматизировав даже розы Прованса, сделав из своего герцогства «сад Франции».
В 1471 г. Рене обосновывается в Провансе, привлеченный богатой культурой этой области. Край близок к Италии, с которой герцог поддерживает торговые, а также духовные и культурные связи: Авиньон был папской резиденцией в предыдущем веке. Несмотря на огромные долги Рене продолжает строить, организует праздники и турниры, увлеченно экспериментирует в области садоводства и до самой смерти создает сады отдыха.
Эти сады уже давно исчезли, но величие «доброго короля Рене» еще живо в народной мифологии и в литературных произведениях, в которых преобладают описания пейзажей и пасторальные темы. Самое известное произведение той эпохи - Книга о влюбленном сердце - трактат о светской любви в духе времени, полный большого поэтического чувства к природе.
Много передавалось сказаний о цветах. Существовало огромное количество рыцарских легенд. Например, нормандская легенда О рыцаре и белой лилии. Эта легенда легла в основу многих средневековых романов о любви в садах наслаждений.

Среди воображаемых садов Боккаччо в Декамероне Долина дам, окруженная симметричными холмами и террасами, с газонами и цветами, - это еще средневековая смесь естественного и искусственного. Другой описываемый Боккаччо сад, покрытый травой, окруженный стенами, в центре, которого фонтан из белого мрамора, где вода льется из статуи, стоящей на колонне, и проходит по «искусственным, тонко сконструированным каналам» - это уже эпоха Возрождения.

Эпоха Возрождения

Италия

Для Петрарки сад был прекрасным местом поэтического творчества, где витал дух античности. Его собственный сад, правда, не был столь удачным, но он открыл путь возрождению садоводческого искусства. Итальянские гуманисты XV века, стремились возродить эстетический и интеллектуальный идеал античности. Они видели возвышенное только в прошлом.

Альберти и классическая гармония
В Греции и Риме сад играл большую роль в жизни философов и поэтов, образованных граждан и государственных деятелей. В Италии в эпоху Возрождения этот сад возьмут за образец. Сад Лоренцо Медичи близ монастыря Сан Марко, где была собрана великолепная коллекция античных скульптур, был задуман как приют и место работы скульпторов. На вилле Кареджи Флорентийская Академия собиралась вокруг неоплатониста Марсилио Фичино (1443-1499). Обе группы считали образцом для подражания произведения ученого, архитектора, теоретика искусства флорентийца Леона Баттиста Альберти (1404-1472), трактат которого De re aedificatoria, напечатанный в 1485 г., был посвящен изучению античного наследия. В нем выражалась уверенность, разделяемая Плинием Младшим и Витрувием, что красота - результат гармонии. Произведение Альберти описывает идеальную сельскую виллу, где можно в полном объеме воспользоваться всеми удовольствиями, которые представляет госпожа Природа. Это идеальное место для созерцания. Прототип сада - римский сад, засаженный буком разбит на склоне горы, откуда можно любоваться чудесным видом. Сад должен был быть окружен стенами, но благодаря склону, вид вдаль на подступах к дому ничто не загораживает. Идеал Альберти - гармония виллы, сада и природы.

Рим и сад Ренессанса

Возрождая сады, Флоренция подготовила расцвет искусства. Риму предстояло дать решительный импульс его развитию. Величественные архитектурные сооружения, посадка деревьев по плану, массовое использование деревьев стойких пород, которые будут отличать итальянский сад до конца XVIII века, - все это пришло из Флоренции. Но эти характерные черты будут приняты, закреплены и доведены до полного расцвета в окрестностях Рима. С начала XV века созданию садов благоприятствовало увлечение дачной жизнью на вилле, центре общественной жизни за городом. Рим был в руинах, когда папа Мартин V Колонна вступил в него 30 сентября 1420 г. С этого момента началось возрождение города. Но пройдут десятилетия, прежде чем он оправится от разрушения и опустошения. Первым известным просвещенным папой XV века был Николай V. Частое пребывание во Флоренции привело его к контактам с кружками гуманистов. Под их влиянием папский двор станет центром просвещения. И нет ничего удивительного в том, что Николай V явился основателем библиотеки Ватикана. Это были также годы новых открытий «произведений искусства древности», которые рассматривались как источник вдохновения и изучения.

 

 

Сады пап и кардиналов Папа Юлий II, который станет одним из самых крупных строителей Рима, перед тем как подняться на папский трон в 1503 г., уже имел сад, не сохранившийся до нашего времени. Он был разбит для демонстрации большой папской коллекции произведений древности, в частности Аполлона Бельведерского. Потом папа перенес свои сокровища в Бельведер, на виллу, построенную Иннокентием VIII (1432-1492), и ему пришла в голову мысль соединить ее с дворцом Ватикана большим садом. Чтобы осуществить этот проект, папа выбрал архитектора Донато Браманте (1444-1514), монументальный проект которого для двора Бельведера был революционным этапом в истории архитектуры садов. Вилла Мадама - первая вилла Ренессанса, построенная за пределами Рима. Она предназначалась для тосканского кардинала Юлия Медичи. Возможно, под влиянием внутреннего убранства семейной виллы Фьезоле между 1516 и 1520 гг. она была расписана Рафаэлем и Джованни да Удине. Вилла Мадама стала возрождением античной римской виллы. Фундамент для нее был создан с помощью земляных насыпей на холме, откуда открывался прекрасный вид на Рим. Архитектурный замысел, величественный и элегантный, находился в тесной взаимосвязи с местным ландшафтом: окружающая природа полностью и органично входила в него. Другие сады будут в дальнейшем устроены по образцу этого незавершенного шедевра.

 

 

Во Флоренции XVI столетия сады процветали. К этому времени относятся сады Боболи с их Большим гротом, где три внутренних грота ведут к статуе Венеры. Это творение Жана де Болоня. Монументальный барочный сад на вилле Гарзони близ Лукки в «любезной Тоскане» был разбит в 1652 г. В нем есть эффектная водная лестница. Палладийные виллы Бренты близ Венеции сохранили архитектуру и сады унитарной концепции по теории пропорций Ренессанса: сад только продолжение архитектуры. Архитектура главенствует над природой.

Гроты пришли к нам из античности. Это места священных таинств, искусственные элементы украшений в римских жилищах; Альберти их рекомендует для этой цели. Монтень отлично уловил фантастический стиль в своём описании грота Виллы Медичи в Зратолино: «Здесь есть музыка и гармония. Все это достигается благодаря движению воды. Вода колеблет статуи, и они как будто плывут. Животные на такой воде словно ныряют, чтобы напиться...»

Не кто иной как французский гугенот Саломон де Каус (около 1576-1626) стал связующим звеном между садоводческой традицией Италии и остальной Европы. Он путешествовал в 1605 г. по Италии, прежде чем отправиться в Брюссель создавать сад для эрцгерцога Альберта. После 1610 г. Каус отправился в Англию, где работал на королевскую семью - принца Генриха в Ричмонде, королеву в Сомерсет Хаусе и Гринвиче, а также в Хэтфилд Хаусе. В 1613 г. Каус последует, наконец, в Гейдельберг за принцессой Элизабет, бывшей замужем за Фредериком V. Там мастер спроектирует великолепные сады Хортус Палатинус, к несчастью, не сохранившиеся. Исаак де Каус, возможно, родственник Саломона, великолепно знал планы его творений, опубликованные в 1620 г., когда также отправлялся в Англию. Он привел в порядок сад замка Уилтон в Уилтшире, один из шедевров уходящей эпохи Ренессанса. Как и в Гейдельберге, концепцию сада здесь определял план, в котором подчеркнута необходимость центральной площадки, откуда открывается вид на весь сад. Это главная особенность сада «по-французски», славы европейского XVII века.

 


К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Таким образом барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля +28°С). Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства. Поэтому эпоха барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с затратами на строительство самих дворцов. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте — пять, а в садах виллы Д'Эсте — восемь.

Особенности планировки.
В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1,4 га, виллы Д'Эсте — 3,5 га). Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.

Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства.

Садово-парковое искусство Эпохи Возрождения характеризуется планировочным и композиционным единством архитектурных ансамблей. Итальянский сад – это целостное художественное произведение. В нем гармонично сливаются природа и искусство. Садам итальянского Ренессанса присущи общие черты, используемые в ландшафтном дизайне и сейчас:

1. Сады располагают на террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами составляют основу итальянского сада.

2. Вода является основой садов Эпохи Возрождения. Ее очень много, она подается с блеском и музыкой в фонтанах и каскадах, в бассейнах и различных водоемах. Вода стала композиционным центром итальянских садов

3. Используются ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Цветочный ассортимент многообразен.

4. Регулярные итальянские сады замкнуты. Их регулярность не жесткая. Сады пышные и богатые, но умеренно.

5. Учитываются цвета, колористика сада.

 


Использование ландшафтных компонентов.
Если ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом барокко разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность. Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.). Другим, не менее важным, моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа. Все это играло более значительную роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность. Кроме того, интерес к всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода к растительной составляющей. Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников), известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.

Итак, основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще — создать торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также развлечь посетителя и показать эрудицию владельца.

Сады итальянского барокко отличаются:

  • террасированным расположением сада;
  • подчеркнутой архитектурностью (центральное положение дворца, широкое применение каменного мощения, скульптуры, лестниц и других архитектурных сооружений);
  • большим количеством водных устройств (фонтаны, каскады и др.).

Распространение итальянского сада
Сады XVI века во Франции, Англии и Нидерландах очень похожи. Беседки и аллеи, высокие клумбы и огороженные квадратные участки постепенно изменяют свой облик под влиянием идей итальянского Ренессанса. Многие итальянские мастера садово-паркового искусства работали в то время по всей Европе. Король Карл VIII и его армия были поражены виллами и садами Неаполитанского королевства, которое они захватили в 1495 г; Ремесленники, следовавшие за ними при возвращении во Францию в том же году, способствовали широкому распространению этих идей. Они вошли в основу первых французских творений. Эти тенденции проиллюстрированы произведением Жака Андруэ Дюсерсо «Самые прекрасные здания Франции».



Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 518;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.