История Сицилийской экспедиции
После Никийского мира 421 года, завершившего первый этап Пелопоннесской войны, на самом деле ничего не было решено. В 416 году Афины решили возобновить план экспансии, захватив остров Мелос и получив из сицилийской Сегесты просьбу о помощи против некоторых соседних городов. Афинские послы прибыли в Сегесту и были обмануты, решив, что у города больше ресурсов, чем было на самом деле.
Афиняне обсудили просьбу о помощи: Никий выступил против, а Алкивиад, племянник Перикла, поддержал ее, и в итоге победил последний. Афиняне назначили Алкивиада, Ламаха (способного полководца) и Никия во главе экспедиции. Перед отплытием экспедиции в Афинах произошло религиозное злодеяние - избиение Гермы. В этом деянии подозревали Алкивиада, и когда он потребовал, чтобы его судили до отплытия экспедиции, обвинения были отложены. Флот из 100 военных кораблей и 30 000 бойцов, включая 5 000 гоплитов, отплыл в начале лета 415 года. Прибыв на место, флот обнаружил, что у Сегесты нет обещанных средств.
Никий предложил, чтобы флот обогнул остров и продемонстрировал свою силу, а затем ушел; Алкивиад предложил собрать союзников из других городов и вернуться, чтобы помочь Сегесте; Ламах понял, что главная цель - Сиракузы, и предложил, поскольку Сиракузы не были хорошо организованы, напасть сразу. Если бы план Ламаха был принят, город и остров, вероятно, пали бы. Вместо этого они решили следовать плану Алкивиада, но прежде чем он успел воплотить его в жизнь, афиняне постановили, что его следует вернуть для суда.
Алкивиад бежал и прибыл в Спарту, куда также прибыла делегация из Сиракуз, чтобы попросить помощи. Алкивиад предложил Спарте прислать способного полководца, который был бы ценнее армии, и укрепить лагерь Децелея в Аттике, чтобы перекрыть поставки серебра, чтобы Афины не могли финансировать свой флот в Сицилии. Афиняне на Сицилии под командованием Никия провели оставшийся сезон кампании, дав Сиракузам время на реорганизацию.
Афинские экспедиционные силы в 414 году напали на Сиракузы, надеясь заставить их подчиниться. Они захватили возвышенность Эпипола и укрепили близлежащий район Лабдалон, но не высоты. Афиняне начали строить стену, чтобы отрезать город от подкреплений. Во время строительства афиняне разрушили сиракузскую контрстену и атаковали ров, проходящий через болото. И снова атака афинян была успешной, но их полководец Ламах был убит. Думая, что одержал победу, Никий не смог достроить стену даже после того, как узнал, что к Сиракузам прибыла помощь из Спарты. Прибыл спартанский полководец Гилипп и, увидев недостроенную афинскую стену, направился к необороняемым высотам Эпиполеи, лишив афинян преимущества. Затем он решил построить контрстену против афинской стены. Обе стороны бросились достраивать свои стены, и Сиракузы одержали победу.
Афиняне не успели достроить стену или укрепить высоты; ни то, ни другое не помешало бы Гилиппу. Афинский флот вошел в Большую гавань Сиракуз и занял южные берега, построив три форта; к сожалению, они находились вблизи болот, где болезнь поразила армию. В этот момент, когда наступила зима, Никий прислал донесение, в котором сообщал, что Ламах убит и что ситуация складывается не в пользу Афин. Он просил либо разрешить ему вернуться, либо выслать более крупные силы и освободить его от должности. В очередной раз Афины не поняли, что у них не тот командир, и позволили отправить второй флот с большим количеством войск под командованием Демосфена. Однако до прибытия второго флота Гилипп решил атаковать афинские крепости и флот. Хотя их флот был успешен, афиняне потеряли свои крепости и были вынуждены закрепиться в еще более затруднительном положении. Афиняне предприняли еще одно морское сражение, но и на этот раз потерпели поражение.
В 413 году прибыл второй флот с семьюдесятью тремя боевыми кораблями и еще 5 000 гоплитов и большим количеством вспомогательных войск под командованием Демосфена, который, видя уничтожение афинского флота, понял, что ему нужно захватить высоты и стену. Атака не удалась, и Демосфен предложил оставить лагерь у болота. Однако Никиас не поддался на уговоры и решил остаться. Вначале он отказался от совета Ламаха напасть на Сиракузы, что, возможно, выиграло бы войну, а теперь не послушал Демосфена, что могло бы спасти его армию. Наконец, после задержки, позволившей Гилиппу прибыть с подкреплением, Никий согласился бежать, но 27 августа произошло лунное затмение, и жрецы сказали, что нужно подождать до следующего полнолуния.
Отложив отплытие, сиракузский флот и армия стали смелее. Афинский флот выдвинулся вперед, но был разбит, так как не смог использовать свое преимущество в маневрировании в ограниченном пространстве гавани. Поражение сломило боевой дух афинян, и, поскольку гавань была блокирована, флот предпринял последнюю попытку 9 сентября. Он снова потерпел поражение, и афиняне на суше запаниковали. Демосфен предложил им снова попытаться прорваться через гавань, но моряки отказались. Демосфен предложил бежать по суше, но сиракузяне послали к афинянам гонцов под видом сочувствующих, сообщив, что дороги перекрыты, хотя это было не так. На следующий день сиракузяне перекрыли дороги, вынудив афинян 11 сентября двинуться в путь по суше. Во время отступления афинян постоянно преследовали, и к 16 сентября тыловое охранение было разделено, а Демосфен сдался. На Никия напали 18 сентября, и он сдался Гилиппу.
С пленными обращались жестоко. Афинские союзники содержались в ужасных условиях в течение семидесяти дней, а афиняне были вынуждены терпеть их еще шесть месяцев. Тех, кто пережил эти страдания, продавали или заставляли работать в государственных тюрьмах. Некоторые в конце концов вернулись в Афины с вестью о случившемся, вызвав панику. Никиас и Демосфен были казнены. Экспедиция была не только неудачной, но и вызвала ряд восстаний по всей Афинской империи, на подавление которых у Афин ушли годы.
Кто был виноват в катастрофе? Причин было несколько, поскольку имели место как политические, так и военные провалы. Политика, направленная на установление контроля над всем островом Сицилия, была ошибочной, не имея достаточных союзников и ресурсов для этого. Афиняне слишком охотно поверили рассказам о богатстве и не подготовились должным образом. Самое главное, они выбрали Никия командиром, хотя он не верил в миссию, и отозвали Алкивиада, движущую силу плана. Затем, когда прибыл флот, военные планы были реализованы катастрофически. Вместо того чтобы прислушаться к Ламаху, способному полководцу, афиняне не смогли взять инициативу в свои руки и напасть на Сиракузы. Затем Никий не смог укрепить высоты и достроить стену.
Когда прибыл Гилипп, афиняне не сразу удвоили свои усилия. Никий не проявил никакой инициативы и был совершенно бездеятелен. Когда прибыл второй флот, Демосфен подчинился Никиасу, хотя мог бы отменить его решение. Этот план и неспособность немедленно отступить привели к тому, что афиняне оказались в ловушке, а когда они наконец бежали, то отступали неорганизованно и были планомерно уничтожены.
В катастрофе, таким образом, следует винить всех: афинян - за их политику и решения выбрать Никия и отозвать Алкивиада; Алкивиада - за его двуличие; Никия - за его полную некомпетентность; Демосфена - за неспособность противостоять Никию.
Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 20;