Историческое значение Сократовского метода


Философская школа, известная как метод Сократа, в которой один человек постоянно задает вопросы, заставляя другого участника сделать бинарный выбор, получила свое название от афинского мыслителя пятого века Сократа. В этой философии человек пытается открыть универсальные истины, сводя их к простым утверждениям. Метод был запечатлен в серии диалогов, в которых Сократ подходил к кому-нибудь и просил дать определение большой идеи.

Затем он оценивал это определение и часто показывал, насколько оно неполно, противоречиво или абсурдно. Затем он продолжал задавать вопросы, призванные постоянно уточнять мнения или ответы. Но Сократ никогда не давал окончательного ответа, хотя часто исследовал неточности других аргументов. Он любил порядок и классифицировал вещи до самого низкого уровня, предвосхищая классификацию идей Аристотеля.

Конечно, его оппоненты указывали на то, что Сократ никогда не создавал идей, а лишь разрушал их. Еще одним возражением было то, что он никогда не давал ответа на вопрос, а просто спорил. Когда оппоненты указывали на то, что делает Сократ, он пытался перевернуть ситуацию, задавая еще больше вопросов, что часто делало первоначальный вопрос или точку зрения еще более запутанной. Для публики он был похож на софистов, поскольку, как и они, использовал уловки и хитрости, менял тему или просто раздражал.

Хотя от самого Сократа не сохранилось никаких записей, два основных автора, знавших его, Платон и Ксенофонт, представили разные портреты. Платон показал эволюцию философа от робкого юноши в «Пармениде», противоречивого ученика в «Протагоре» до мудрого мудреца в «Фаэдо». Эту эволюцию поддержали и другие авторы той эпохи, в частности Аристотель, который заявил, что этот образ Сократа является точным. Ксенофонт же представил воображаемую картину, которая, по мнению Аристотеля, отражала философские позиции Ксенофонта, а не Сократа. Картина, нарисованная Платоном, вероятно, ближе к реальности, но взгляды Ксенофонта, возможно, были более популярны среди многих афинян. Другие писатели были менее добры, описывая Сократа как необразованного и развратного человека, а третьи, как современный драматург Аристофан, изображали его как овода.

Сократ отличался от софистов в важных областях. Он выступал против риторики, пытался укрепить нравственность, учил людей только тому, как исследовать идеи, и не брал денег за обучение. Его ученики восхищались и любили его. Его последователи, похоже, создали школу, и он учил всех, кто его слушал. Его ученики были выходцами из самых разных слоев общества, и они стали основателями многих великих философских школ: Платонизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство и скептицизм. Все эти направления восходили к великому учителю.

Его ученик Антистен основал киническую школу - философию добродетели, отвергающую богатство, власть и славу, Аристипп создал предтечу эпикурейства - философии удовольствий, а Эвклид - идею скептицизма, утверждающую, что истинного знания не существует. Наконец, Платон основал свою школу, ставшую самой известной.

Среди других учеников Сократа были Федот, Ксенофонт, Алкивиад и олигарх Критий. Его врагами часто становились те, кто возражал против взглядов его учеников, например Критий, который был антидемократом и членом Тридцати тиранов, созданных после Пелопоннесской войны, которые казнили пленных и конфисковывали их богатства, и чья связь с Сократом могла быть использована для обвинения философа. Анит, сын Антемиона, утверждал, что Сократ проповедовал не уважать ни родителей, ни богов, и что он также критиковал демократию. Он был главным противником.

У Сократа не было догмы, как у других философов. Его взгляды на религию трудно определить, поскольку он никогда не произносил нечестивых слов и участвовал в религиозных церемониях Афин. Он говорил, что следует своему собственному даймониону (внутренней силе) с небес. Он утверждал, что должен слушаться оракула в Дельфах, говоря, что «мы ничего не знаем о богах». Для Сократа философия была связана с политикой и этикой. Он считал, что софисты ослабили сверхъестественную основу морали. Для него знание было высшей формой совершенства. По словам Ксенофонта, Сократ считал, что аристократия - лучшая форма правления, а демократия - бессмыслица. Если Ксенофонт был прав, то обвинения против Сократа могли быть обоснованными.

Сократ, однако, видел преимущества демократии и ценил ее свободы. Некоторые относились к нему с раздражением, а его представления о религии, в которых он отвергал традиции, вызывали нападки. Когда в конце Пелопоннесской войны произошла олигархическая революция, многие из его учеников, например Критий, устроили террор с казнями и конфискациями, хотя Сократ не поддерживал их действия. Когда демократия была восстановлена, демократы, такие как Анит и Мелет, считали Сократа интеллектуальным основателем олигархии и пытались сместить его за то, что он не верил в афинских богов и развращал молодежь (то есть олигархов).

Его идеи были переданы его ученику Платону, который развил идеи Сократа в своих «Диалогах». Благодаря этим фрагментам Сократ и его идеи стали основным философским форумом и привели к возникновению метода обучения, названного в его честь.

 



Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 27;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.