Рабство в Древней Греции
В греческом мире существовал целый ряд социальных классов, от элиты или аристократии до самых низших, рабов. Состояние рабов часто зависело от вида выполняемой ими работы. Греки считали своих граждан свободными; как утверждал афинский драматург Аристофан, ни один грек не был рабом. Персы же придерживались мнения, что никто не может быть свободным, кроме царя. По мнению Аристофана, эта идея свидетельствовала о политическом и моральном превосходстве греков над персами, Запада над Востоком, цивилизованных людей над варварами.
Однако эта точка зрения не в полной мере иллюстрирует огромные различия в греческом мире. Хотя греки заявляли о своем философском превосходстве над персами и называли персов рабами и варварами, греки продолжали эксплуатировать институт рабства. Грекам не могла прийти в голову мысль о том, что все люди равны. Они ясно видели необходимость в рабах для выполнения тяжелой работы, чтобы продолжать наслаждаться плодами своей экономической системы.
Рабство в античности зависело от множества факторов. Человек мог быть захвачен на войне и продан в рабство; человек мог быть ребенком раба и остаться рабом; ребенка могли выдать или бросить умирать, и если его находили, он всю жизнь оставался рабом; человека могла продать в рабство семья; государство могло продать человека в уплату долга или в наказание за совершенное им преступление. Основными способами получения рабов были война, пиратство, бандитизм и торговля. Аристотель делил рабов на два класса: созданные природой и созданные законом.
К первой группе относились те, кто родился в рабстве, а ко второй - те, кто стал рабом в результате войны или пиратства. В Спарте существовали государственные рабы, называемые гелотами; эти люди принадлежали правительству или государству, и, хотя они находились под контролем государства, у них была возможность оставаться в семейных единицах. Кроме того, рабы были людьми, которых можно было покупать и продавать, а гелоты - нет. Аристотель также говорил, что рабы с деформированными телами являются рабами по естественному праву. Хотя здесь Аристотель, вероятно, имел в виду результаты рабства, эти люди были деформированы из-за работы, которую они выполняли, а не потому, что родились деформированными и стали рабами.
Рабство в Древней Греции было приемлемым социальным и личным явлением. Греки считали, что рабы - это необходимый инструмент, который позволял им достичь жизни, полной отдыха и счастья. Хотя рабство было и остается отвратительным с моральной точки зрения, древние греки не придавали ему никакого морального значения. В Древней Греции у рабов не было никаких политических и юридических прав. Греки использовали множество терминов для обозначения рабов. В ранний период, во времена Гомера и Гесиода, использовался термин domos, означающий «военная добыча» или «собственность». В классический период рабов было принято называть андраподон, что означает «тот, у кого ноги как у людей», в отличие от тетраподона, что означает «тот, у кого четыре ноги или скот».
Чаще всего для обозначения раба использовалось слово doulos, противоположное свободному человеку; это слово произошло от микенских терминов «раб-мужчина» doero и «раб-женщина» doera, означавших соответственно кабалу и кабатчицу. Гомер использовал термин ther- apon для обозначения дублера, такого как Патрокл, друг и последователь Ахилла, который был свободным человеком, но в классическую эпоху этот термин означал «слуга». В классический период для обозначения раба также использовался термин pais (мальчик).
Впервые рабы упоминаются в микенский период, и это могли быть рабы богов, которые упоминаются в текстах по имени, владеют землей и приближаются к статусу свободных людей. Те, кто был обычными рабами, происходили с островов и, вероятно, попали в рабство из-за пиратства. В этот период различают тех, кто жил во дворце, и тех, кто обрабатывал землю. Рабы упоминаются в самых ранних легендах, в «Илиаде» и «Одиссее». В «Илиаде» большинство рабов - это женщины, захваченные в качестве добычи во время войны, в то время как мужчины-воины были выкуплены или убиты на поле боя. Точно так же в «Одиссее» рабынями обычно были женщины, которые работали в домашнем хозяйстве или были наложницами.
Известно, что мужчины также были рабами, как, например, свинопас Эвмей, который помогает Одиссею по возвращении на Итаку. В этих историях они были частью семьи или домашнего хозяйства, ойкоса. В «Одиссее» хозяин и рабы едят вместе, и этот термин не означает унижения или принижения. После Темных веков, вероятно, когда работорговля начала расти, произошел сдвиг в сторону того, что рабы стали низшим классом и подчиненными. Рабы стали более распространены после эпохи Солона, что может отражать рост экономических условий, произошедший с его изменениями в афинской демократии, основанной на богатстве.
У людей, захваченных в плен во время войны, было несколько возможных исходов. Их могли казнить, хотя это часто рассматривалось как святотатство и опасность, учитывая, что современные победители могут однажды попасть в плен и подвергнуться такому же обращению. Пленника можно было обменять на пленного, которого держала армия или родной город, или выкупить у семьи или родного города. Наконец, пленника могли сделать рабом для города или продать на открытом рынке. Если рабы принадлежали городу, их часто заставляли работать в шахтах или каменоломнях. Эти условия были суровыми, и, как видно на примере афинян, взятых в плен после катастрофы в Сиракузах в 413 году, многие из них не выжили. Те, кого продавали в рабство, часто попадали в суровые условия, например, на ферму или в мастерскую. Если им везло, они могли работать в домашнем хозяйстве, а если они были образованными, то могли служить учителями.
Большинство военнопленных греческих городов-государств не подвергались таким суровым условиям, поскольку их выкупали; пленники, захваченные у северных племен (варваров), становились рабами, исходя из аристотелевского представления о рабах по закону. Пиратство и бандитизм позволяли получать большое количество рабов; если за этих людей не удавалось получить выкуп, их продавали торговцам, которые, в свою очередь, продавали их на открытом рынке. Это позволило создать третью основную сферу работорговли - рынок, на котором работорговцы продавали рабов, захваченных во время войны, набегов на варварские земли или купленных у пиратов и разбойников. Рынок рабов стал важным элементом экономики.
Семьи иногда позволяли своим рабам размножаться, хотя воспитание потомства рабыни обходилось хозяину недешево. Если рабыня была женщиной, она могла стать наложницей своего хозяина, и ей разрешалось оставить ребенка. Однако ребенок оставался рабом, без шансов на легитимность и социальное положение. Часто семья подвергала новорожденного ребенка (будь то раб или член семьи) риску, чтобы избавиться от лишнего рта, который нужно кормить, или от потенциального финансового обязательства, такого как дочь, которая потребует приданого, когда выйдет замуж. В Спарте любой ребенок, родившийся с уродством, подвергался риску, и, вероятно, так было и в других городах. Если ребенка находили, он мог быть воспитан либо как член семьи (как Эдип в мифологии), либо как раб. Семья могла быть готова взять ребенка на воспитание, если у них не было своих детей. У такого ребенка не было прав, и он зависел от прихоти тех, кто его находил. Если ребенок воспитывался в рабстве, у него не было большого будущего.
Если семья оказывалась в затруднительном финансовом положении, она могла быть вынуждена продать ребенка (часто взрослого) в рабство, чтобы расплатиться с долгами. Рабство могло быть постоянным или на определенный срок. Это было похоже на то, как государство захватывает человека и продает его в рабство для погашения государственного долга. Государство также могло продать человека, часто негражданина, в рабство, если он совершил тяжкое преступление, но не заслуживающее наказания в виде смерти или изгнания.
Рабы были товаром. По мере роста благосостояния семьи часто покупали больше рабов, чтобы показать и увеличить свое богатство. Трудно оценить общее число рабов в Аттике, но, возможно, оно составляло около 800 000 человек из 2,5 миллионов населения (примерно каждый третий). Поскольку у рабов не было прав, их можно было издеваться или бить по своему усмотрению, не имея на то оснований. Если рабу приходилось давать показания по делу или в суде, его пытали до тех пор, пока он не признавал свою вину или не давал показания против кого-то другого. Ценность этих показаний трудно оценить, поскольку многие рабы признавались или давали показания только для того, чтобы прекратить боль, что до сих пор встречается в современном обществе.
Больше всего на отношение к рабам влияло то, кем был их хозяин. Если хозяин был добрым, то и обращение с ним было лучше. Это можно увидеть на примере Ксенофонта (афинянина IV века), который в своем труде «Экономика» утверждал, что раб должен быть подобен животному - вознаграждаться, когда хорошо себя ведет, и наказываться, когда плохо. В афинских комедиях рабы часто представлялись карикатурами, которые постоянно пытались обмануть своих хозяев, избивались своими бригадирами (которые часто были рабами), были ленивы и коварны. Поскольку большинство рабов находилось в семье, а государство контролировало лишь немногих, нет никаких свидетельств организованных или масштабных восстаний рабов, подобных тому, которое возглавил Спартак против Римской республики.
Рабы могли участвовать практически во всех сферах жизни города, кроме политики, поскольку она была доступна только гражданам. Большинство рабов, вероятно, работали в сельском хозяйстве, поскольку это был основной источник экономики города. У греков не было больших поместий, в которых работали рабы, как у римлян; вместо этого фермы были небольшими, и на них могли работать всего один или два раба. Иногда богатые люди, такие как Никий, который вел афинян на Сицилию, владели большим количеством рабов и сдавали их в аренду городу для работы в каменоломнях и серебряных рудниках. Рабы часто становились ценными членами семьи хозяина. Раб мог быть поваром, дворецким, учителем или домашним работником. Если рабы хорошо служили своему хозяину, они могли заработать деньги для себя и даже выкупить свою свободу, если могли сравняться с уличной стоимостью.
Раба можно было освободить или манумилировать. В этом случае бывший раб получал права иностранца. Часто рабов освобождали в старости, чтобы хозяину больше не приходилось платить за их содержание. Поскольку рабы не могли быть убиты, хозяин отпускал их на свободу и позволял им самим решать свои проблемы. Иногда в освобождении раба участвовали государственные учреждения, которые объявляли или публиковали условия содержания раба, включая любые платежи, которые тот платил городу. Рабы часто получали свободу, когда их «продавали» богу, который затем освобождал их; позже его заменил магистрат, который брал на себя роль бога и освобождал раба.
Рабство было обычным явлением в греческом мире и позволяло экономике развиваться. Как общество, греки всегда воспринимали институт рабства как данность и не могли представить свое общество без него. Рабы выполняли множество различных функций.
Дата добавления: 2024-11-28; просмотров: 14;