Парфенон. Подробная история
На Афинском Акрополе находится ряд храмов, посвященных Афине и славе Афин. Когда персы захватили Афины в 480 году, перед морской битвой при Саламине, они разрушили все старые деревянные сооружения. После победы над персами при Саламине и перед судьбоносной битвой при Платеях в 479 году афиняне поклялись оставить останки как памятник произошедшим великим разрушениям и войне. В течение следующих тридцати лет Афины увеличивали свою политическую мощь и славу, сначала благодаря Делосской лиге, а затем и Афинской империи.
Афинский государственный деятель Перикл предложил новую амбициозную программу строительства, которая должна была прославить Афины и в то же время сделать Акрополь достойным афинского могущества, демонстрируя посетителям величие города. Используя средства, полученные от афинских даннических государств, Перикл предложил использовать эти деньги для строительства великого храма Афине. Ему противостоял соперничающий политик Фукидид из Мелесии (не историк), который утверждал, что использование средств было аморальным; в 444 году Перикл подверг Фукидида остракизму, чтобы тот мог продолжать свои планы.
Парфенон на Афинском Акрополе
Перикл выбрал Фидия, великого скульптора, в качестве генерального проектировщика храмовой территории. На противоположной стороне, напротив нового Парфенона, стояли Пропилеи, храм Афины Ники и Эректеум. Все они были спроектированы таким образом, чтобы работать сообща в рамках согласованных усилий. Пропилеи, архитектором которых был Мнесикл и которые были задуманы Фидием, были обозначением портиков и других монументальных входов. Это был вход в Акрополь в целом. Он стоял наискось от Парфенона, но в пределах его видимости. Это был квадратный зал с тремя нефами и пятью проходами, в котором сочетались дорические и ионические элементы, а также портик с шестью колоннами. На вершине тропинки, ведущей к Акрополю, стоял небольшой храм Афины Ники, в традиционном месте расположения ее святилища.
Это небольшой храм, архитектором которого был Калликрат. В стороне находился Эрехтейон, который планировалось построить в то же время. Он был построен в 420 году, только после того, как Фидий покинул Афины. Он заменил более ранний храм Афины Полиас, построенный в VI веке, который также был разрушен в 480 году. В нем находилось священное сооружение богини, выполненное из оливкового дерева, а также другие объекты. Из-за особенностей местности он имел неправильную трехстороннюю планировку.
Фидий уже сделал себе имя, создав скульптуры в честь победы афинян при Марафоне в Дельфах и на Акрополе, причем последний был посвящен Афине Промахос, защитнице Афин в битве. Эта скульптура была изготовлена из персидских доспехов, взятых с поля боя. Наконечник копья и шлем тридцатифутовой бронзовой статуи были видны далеко в море. Согласно одной из историй, Перикл утверждал, что с заключением Каллиадского мира в 449 году война закончилась, и все обеты, данные в 479 году, были выполнены. В древности эта история подвергалась сомнению, и вполне возможно, что Перикл просто получил большинство голосов от народа за строительство нового храма.
Новый храм должен был быть посвящен Афине Парфенос, деве Парфенона. Здание должно было быть построено на месте ранее существовавшего храма на Акрополе, который был разрушен в 480 году. Он был сделан из пенталикового мрамора из Аттики. Проектировщиком и архитектором был Иктин, который также построил храм в Бассах. Подрядчиком был Калликрат, который построил храм в дорическом стиле. У этого храма было восемь колонн спереди и сзади вместо обычных шести. Колонны имеют выпуклость, более толстую или широкую посередине по сравнению с верхней и нижней частями, и наклонены внутрь, в то время как верхняя часть виска наклонена наружу.
Платформа храма также спускается от центра колонн к углу храма. Эти изменения позволили храму выглядеть естественно, без обычной резкости дорического стиля. Это был большой храм размером 228 на 101 фут. Статуя Афины Промахос стояла за пределами Парфенона. В настоящее время для храма Афины Парфенос была построена новая культовая статуя. Эта фигура достигала сорока футов в высоту и, как говорили, была сделана из слоновой кости и золота. Вероятно, он был сделан из дерева, голова, руки и ноги - из слоновой кости, а драпировка была отделана золотом.
Статуя была в доспехах, а на плечах у нее был плащ из козьей шкуры, или эгида, которая обладала магической силой. На ее шлеме были три гребня в форме сфинкса и двух крылатых коней. В левой руке она держала копье и опиралась на щит, на котором была изображена священная змея. На щите было рельефное изображение сражающихся греков и амазонок. Две фигуры на щите изображали Перикла и лысого мужчину, идентифицированного как Фидий, что было расценено как нарушение стандартов. Эти фигуры также были бы приравнены к святотатству. В то время как враги Перикла не могли добраться до него, они могли добраться до его друзей — в данном случае до Фидия, который был вынужден бежать в Олимпию. Впоследствии он снова прославится огромной статуей сидящего Зевса из золота и слоновой кости для своего храма.
Парфенон также украшен многочисленными скульптурными мотивами. Снаружи, на северной и южной сторонах храма, были изображены 92 сцены битвы метопов. Они изображали битву между лапифами и кентаврами, а также троянские сцены. В дальнем конце стен храма были изображены боги и гиганты, которые, вероятно, изображали борьбу греков и амазонок, когда Тесей победил нашествие амазонок. Они изображали победу эллинизма над варварским востоком, аллегорию победы афинян над персами. На двух широких фронтонах были изображены Афины.
На восточном фронтоне изображено ее рождение: Гефестий разрубает топором голову Зевса, и Афина появляется на свет в полном вооружении и доспехах. Затем она была обрамлена восходом и заходом Солнца в его колесницах, в то время как на дальнем конце были изображены боги и богини, вероятно, олимпийские боги, в различных стадиях покоя: полулежащие, сидящие и стоящие. На западном фронтоне изображена знаменитая борьба между Посейдоном и Афиной за право владения Афинами. Посейдон заставляет забурлить соляной источник на Акрополе, а Афине преподносится в дар оливковое дерево. Также был замечен афинский речной бог Илисс или Кефис.
На внутреннем фризе над архитравом целлы изображены 420 из 520 сохранившихся сцен. Они изображают одно событие и создают непрерывную историю Великой Панафинеи и ежегодного фестиваля. Грандиозная церемония, проводившаяся каждые четыре года, стала важной частью стремления Перикла прославить Афины и их достижения. Фризы, вероятно, являются обобщающими фигурами. Хотя это был религиозный праздник, он также был и светским.
Процессия праздновала принесение ее нового одеяния, сотканного дочерьми горожан. На фотографиях было видно, как она снимает и складывает свое старое одеяние, а затем складывает его на хранение. Затем появились чиновники верхом на лошадях, которые вели в процессии жертвенных животных. Фризы расположены высоко, и, хотя их, возможно, было трудно разглядеть (особенно из-за освещения и тени), они идеализируют процессию. Лица фигур были сдержанными и спокойными. Идея заключалась в том, чтобы передать идеальное состояние человека.
Парфенон стал кульминацией политического и художественного планирования Перикла во времена золотого века Афин. Благодаря трудам Фидия и его мастерской художников были созданы памятники Афин, которые сохранятся на века и подчеркнут достижения города-государства и его империи.
Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 50;