Пелопоннесская война. Подробная история. Первая часть


Пелопоннесская война — война между военно-морской империей Афинами и сухопутными войсками Спартой - берет свое начало в постоянных междоусобных войнах греческих полисов. Войну между двумя великими державами можно рассматривать как борьбу, длившуюся пятьдесят пять лет и разделенную на три этапа. Первая длилась пятнадцать лет, с 460 по 445 год, когда они боролись за контроль над материком, пока Афины не потерпели поражение и не заключили тридцатилетний мир со Спартой. Второй и третий этапы стали известны под общим названием Пелопоннесской войны, но историк Фукидид никогда не использовал этот термин.

Вторая фаза, наступившая после того, как мир был соблюден почти наполовину, продолжалась с 431 по 421 год и обычно называется Архидамовой войной в честь спартанского царя, а завершилась Никийским миром, названным в честь афинского государственного деятеля. На заключительном этапе, с 420 по 404 год, Афины потерпели поражение. В отличие от других событий, события Пелопоннесской войны были описаны современным автором, Фукидидом. Несмотря на то, что он был афинянином, он по-прежнему излагал события настолько непредвзято, насколько это было возможно, учитывая его происхождение.

По мере того как Афины набирали силу и расширялись в Восточном Средиземноморье, их контроль над экономической ситуацией в Греции усиливался. Это, в свою очередь, привело к конфликту с другими крупными державами, в первую очередь с Коринфом, союзником Спарты. Коринф имел обширную торговую сеть в своих колониях, что привело его к конфликту с Афинами, поскольку некоторые из этих колоний были частью Афинской империи. Другие колонии Коринфа были настроены против своего родного города, некоторые из них либо вступили в союз с Афинами, либо сохраняли нейтралитет. Двумя дочерними городами Коринфа, которые втянули две крупные державы в конфликт, были Корсира и Потидея.

Были и другие причины для войны, наиболее важной из которых были опасения Спарты, что Афины в конечном счете будут доминировать над всей Грецией и, таким образом, их собственная мощь будет ослаблена. После того как Афины продолжили свой рост, Спарта была вынуждена отступить в пределы Пелопоннеса и традиционно стремилась контролировать только Пелопоннес; Коринф, будучи единственной пелопоннесской державой с обширными торговыми связями, жаловался Спарте на то, что Афины препятствуют ее власти и связям. Спарта не была склонна к активным действиям, отчасти потому, что опасалась выйти за пределы Пелопоннеса и потенциально позволить илотам взбунтоваться.

Первым инцидентом, спровоцировавшим войну, стал конфликт Корсиры со своим родным городом Коринфом. Афины не могли допустить, чтобы третий по величине флот Корсиры стал частью второго по величине флота Коринфа, вытеснив тем самым самый крупный флот Афин. Когда Афины заключили оборонительный пакт с Корсирой и благодаря удачному стечению обстоятельств в 433 году позволили Афинам взять верх над Коринфом, не прибегая к наступательным действиям, Коринф пожаловался Спарте, которая ничего не предприняла, хотя и была раздражена. Следующее событие касалось коринфской колонии Потидея, которая входила в состав Афинской империи. Потидея получала своих магистратов из Коринфа, и после того, как между Корсирой и Коринфом началась война с участием Афин, Афины потребовали, чтобы Потидея прекратила принимать своих магистратов из Коринфа и снесла свои стены.

В регионе Халкидики царь Македонии подтолкнул другие города, входившие в состав Афинской империи, к восстанию против Афин. Кроме того, Потидее была обещана помощь Спарты в случае нападения, даже со стороны Афин. Коринфяне прибыли с некоторыми силами и потерпели поражение от афинян, которые напали на город в сентябре 432 года. Теперь коринфяне обратились за помощью к Спарте, и Перикл, афинский полководец и государственный деятель, первым нанес экономический удар по Коринфу, названный Мегарским декретом. Мегара помогла Коринфу в войне с Корсирой, и Перикл решил нанести Коринфу экономический ущерб. Указ запрещал продажу товаров из Мегары в Афинах. Это привело бы не только к разрушению Мегары, но и к экономическому упадку Коринфа.

На этом этапе союзники Спарты выдвинули официальные обвинения в нарушении Афинами тридцатилетнего мира. Во главе с Коринфом они обвинили афинян в империалистических настроениях, и им нужно было перейти к действиям, а не к словам. Затем Мегара атаковала Афины за то, что те отказали им в доступе к своему порту. Остров Эгина, находившийся под властью Афин, но считавшийся независимым, вел закулисную борьбу и продолжал провоцировать оппозицию Афинам, утверждая, что его независимость не была гарантирована. Некоторые афинские послы, занимавшиеся другими делами, находились в Спарте, и им было предложено ответить.

Как писал Фукидид, важным во всех этих дискуссиях были не заявленные причины, такие как Коркира, Потидея или Мегара, а скорее страх перед Афинами и их успехами. Спор, который теперь вела Спарта, заключался не в том, начинать ли войну, а в том, когда именно. Спартанский царь Архидам призвал Спарту отложить создание финансовых резервов, поскольку война ведется не только оружием, но и деньгами. Эфоры, однако, были сторонниками войны и просто задали вопрос о том, был ли нарушен мирный договор и несут ли за это ответственность Афины. Спартанское собрание решило, что Афины нарушили договор.

Согласно протоколу Пелопоннесской лиги, решение Спарты не имело обязательной силы — ассамблея лиги должна была проголосовать. Спарта созвала заседание ассамблеи лиги для обсуждения этого вопроса. Коринфяне, которые призывали к войне на спартанском собрании, теперь воздержались, чтобы убедить более мелкие государства поддержать их. Эти государства, не связанные с торговлей и расположенные недалеко от Афин, должны были убедиться, что война отвечает их интересам. Коринф утверждал, что эти небольшие государства зависели от Коринфа и других торговых государств в получении импорта и продаже своих товаров, и у Пелопоннеса были ресурсы для победы. На ассамблее лиги большинство государств проголосовали за войну.

Обе стороны отправили послов друг к другу с требованием снять древние проклятия, но из этого ничего не вышло. Обе стороны вступили в войну, и Спарта подчинила себе весь Пелопоннес, за исключением Аргоса, и всю центральную Грецию, за исключением Платеи. У Афин были свои острова, а на западе - Коркира. Что еще важнее, у двух сторон были разные ресурсы. У Афин был не только собственный флот из 300 военных кораблей, но и флот их союзников, в то время как у Спарты был только коринфский флот, которому не повезло на Корсире. Спарта и ее союзники могли выставить на поле боя 30 000 солдат, не прибегая к своим резервам, в то время как Афины могли выставить на поле боя только 16 000, и спартанцы по-прежнему считались лучшими солдатами в Греции. Афины накопили резерв в 6000 талантов (что эквивалентно строительству 6000 новых кораблей) и получали ежегодный приток в размере 1000 талантов от своих союзников. Спарта и ее союзники не располагали какими-либо заметными финансовыми резервами и были далеки от таких доходов от своих союзников, как Афины. Поскольку Спарта не могла выставить большой флот, она не смогла бы справиться с островами до тех пор, пока Персия не профинансирует спартанцев и их флот.

Стратегия спартанцев состояла в том, чтобы попытаться втянуть Афины в крупную сухопутную битву, в которой их численное превосходство и выучка могли бы сокрушить афинян и склонить их к заключению мира. С другой стороны, афиняне под руководством Перикла стремились измотать спартанцев, поэтому он был готов позволить нападать на Аттику каждый год. У Афин не было ресурсов для размещения гарнизона на материке, что было доказано их неудачей перед Тридцатилетним миром. Стратегия Перикла состояла в том, чтобы использовать внезапные нападения на западном побережье Греции против союзников Спарты. Этот план позволил бы Афинам сохранить за Спартой постоянную гарнизонную службу для защиты собственных земель, в то время как афинский флот мог бы участвовать в рейдах. Спарта попыталась бы отделить афинских союзников во Фракии, где она могла бы заручиться поддержкой Беотии. План Перикла был хорошо продуман и, вероятно, мог бы сработать, если бы дальнейшие события не сорвали его.

Война началась в марте 431 года, когда передовой отряд из 300 фиванцев вступил в Платеи по приглашению некоторых недовольных. Сначала им удалось убедить платейцев в том, что их больше, но когда правда открылась, большинство фиванцев были схвачены и казнены. Хотя этот акт противоречил обычным прецедентам, традиционные междоусобные конфликты между государствами подталкивали государства к подобным действиям. Первая фаза войны, Архидамова война, началась с того, что спартанский царь вторгся в Аттику и опустошил сельскую местность. Война продолжала набирать обороты с самого начала осуществления плана Перикла. Афиняне эвакуировали свои деревни и устремились в Афины. Население города росло и вскоре стало переполненным, что вынудило строить временное жилье, причем многие жители жили в районе между Длинными стенами от Афин до Пирея.

Спартанцы вторглись в Беотию, в то время как афиняне отправили флот из 100 кораблей на запад, где они добились некоторых успехов. На этом этапе афиняне также изгнали дорийцев-эгинетян с Эгины и заселили ее афинскими гражданами. Это завершило столетнюю войну между двумя государствами. В конце первого года войны, зимой, Перикл произнес традиционную речь в память о погибших. В своей речи Перикл восхваляет афинян и их вклад в развитие Греции.

В следующем, 430 году, спартанцы снова вторглись в Аттику. На этот раз Афинам грозила более серьезная опасность — чума. Это была новая болезнь, и врачи не могли найти лекарство. Из-за перенаселенности города болезнь вскоре привела к ужасным последствиям. Число погибших продолжало расти, и вскоре тела начали скапливаться по всему городу, включая храмы, а умирающие собирались у фонтанов, чтобы утолить жажду, что, возможно, еще больше распространило болезнь. Чума распространилась не дальше Афин.

По-видимому, чума зародилась в Африке и распространилась по торговым путям Карфагена по всему Средиземноморью, поскольку пострадали Рим и Афины. Поскольку Пелопоннес не сильно пострадал от чумы, это могло быть связано с торговлей зерном. По оценкам, по меньшей мере 20 процентов населения умерло во время вспышки в первый год. Чума вернулась, но не с такой яростью, как в первый год. Большой афинский флот вместе со значительной армией под командованием Перикла попытались захватить Эпидавр в Аргосе, но потерпели неудачу. Если бы это удалось, то Пелопоннес был бы разрезан надвое, и война, возможно, закончилась бы. В то же время афиняне после годичной осады захватили Потидею и заселили ее афинянами. В следующем, 429 году, произошло еще большее бедствие, когда Перикл заболел чумой и умер. К тому времени у руля государства не было никого.

 



Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 37;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.