Значение остракизма в Древней Греции
Афиняне создали предохранительный клапан под названием остракизм для решения политических проблем, которые потенциально могли повлиять на их демократию. Остракизм мог предотвратить возможные политические потрясения или выразить недовольство политикой конкретного политика или фракции. В отличие от уголовного преследования, такого как растрата или неисполнение служебных обязанностей, остракизм может быть применен к любому лицу без объяснения причин.
Первым этапом остракизма было голосование в афинской ассамблее, чтобы определить, следует ли его применять. В течение шестого месяца, зимой, то есть в январе или феврале, афинскую ассамблею спросили, желает ли она подвергнуть остракизму того или иного человека. Если члены проголосовали "за", то через два месяца, на восьмой месяц, состоялось голосование. Затем горожане дарили остракон (глиняный черепок) с выгравированным на нем именем.
Древняя керамика, использовавшаяся для демократического голосования в Афинах в пятом веке
Затем эти осколки были помещены в урну для обеспечения анонимности и справедливости. Человек, набравший наибольшее количество голосов, должен был подвергнуться остракизму при условии соблюдения определенного критерия. Древние источники указывают, что для того, чтобы был объявлен остракизм, необходимо было отдать 6000 голосов. Однако на этот счет существовало две точки зрения: одна гласила, что общее число голосов должно составлять 6000, и человек, набравший наибольшее число, будет подвергнут остракизму, в то время как второй источник указывал, что за одного человека должно быть подано 6000 голосов. Первая точка зрения, по-видимому, была преобладающей.
Многие найденные надписи с именами были написаны одним и тем же почерком. Учитывая, что люди часто были неграмотными, существовали магазины или частные лица, которые записывали имена, данные избирателями. Можно было написать любое имя, и, вероятно, проводилась агитация, чтобы выбрать кандидата на изгнание.
У человека, набравшего наибольшее количество голосов, было десять дней на то, чтобы покинуть город. От него требовалось не покидать город в течение десяти лет. Человек не терял своего гражданства или собственности, и его семья не обязана была уезжать вместе с ним. Человек не терял никакого статуса, и его семья могла продолжать участвовать в политической жизни. По решению собрания это лицо могло быть отозвано в Афины. Только один человек мог подвергаться остракизму каждый год.
Эту систему можно было использовать, чтобы избавить город от потенциального политического соперника из той или иной группировки. Она также позволяла городу избавиться от лидера фракции и избавить государство от потенциального тирана. Поскольку система была создана в посттиранский период, многие из первых получателей помощи были последователями тирана Гиппия. В отличие от судебных процессов, остракизм был политическим явлением, которое происходило каждый год. Он был автоматическим и не обязательно должен был инициироваться кем-то, в отличие от судебного разбирательства. Во многих случаях люди отправлялись в изгнание в города, расположенные недалеко от дома и Афин, но формально за их пределами. Поскольку большинство из этих людей были богаты и влиятельны, у них должны были быть связи, которые позволили бы им обосноваться в других городах.
Если Клисфен и ввел эту систему, то, по-видимому, она не использовалась в течение почти двадцати лет, пока в 487 году родственник тирана Писистрата не подвергся остракизму. В следующем году Мегакл, племянник Клисфена, был сослан. В 485 году остракизму подвергся другой родственник Клисфена, а в следующем году - отец Перикла. В 482 году остракизму подвергся Аристид Справедливый.
В этих случаях период после битвы при Марафоне может свидетельствовать о постоянных столкновениях со сторонниками тирана. Этот институт не использовался в течение следующего десятилетия до 471 года, когда Фемистокл, победитель при Саламине, был сослан. Еще один случай остракизма произошел в 461 году, когда Кимон, сын победителя Мильтиада при Марафоне, был подвергнут остракизму за свою неудачу на Пелопоннесе, а другие случаи произошли в 460 и 457 годах, вероятно, из-за врагов Перикла.
Аналогичным образом, в 442 году Фукидид, возможно, родственник историка Фукидида, известного своей работой "Пелопоннесская война", и лидер консервативной фракции или группировки, выступил против Перикла, но проиграл харизматичному лидеру и подвергся остракизму. Последним известным человеком, подвергшимся остракизму, был Гипербол, который пытался добиться свержения лидера консерваторов Никия, но ему помешали, когда популярный лидер Алкивиад поддержал Никия.
Ранний остракизм, очевидно, был результатом традиционных конфликтов против тиранической партии Писистрата и его сына Гиппия, особенно после битвы при Марафоне, когда Гиппий попытался вернуться. Следующий этап остракизма был связан скорее с предотвращением появления тиранов, страх перед Фемистоклом уступил место остракизму, который наказывал отдельных лиц за плохую политику, таких как Кимон. Эти остракизмы происходили в то же время, когда другие подвергались остракизму из-за политических конфликтов между противоположными идеологиями, такими как Фукидид и Гипербола. Интересно, что после того, как последнее произошло в 417 году, система вышла из строя, и больше никто не регистрируется.
Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 31;