История монархии в Древней Греции
Древними греческими племенами правили вожди, которые, вероятно, изначально были выбраны за их воинскую доблесть, подобно варварским племенам, жившим к северу от греков, вдоль Дуная, и на востоке, в русских степях. Эти цари, возможно, происходили из главных племенных семей и, возможно, изначально не были наследственными. Эти короли, вероятно, не обладали абсолютной властью, поскольку большинство племен уделяли большое внимание индивидуальным правам и доблести своих членов. Напротив, власть короля была в большей степени основана на убеждении и его предыдущих успехах. Затем этот тип руководства был заменен более традиционным наследственным монархом.
В домикенский период монархи, вероятно, начали централизовывать свою власть, о чем свидетельствуют минойские царства. Здесь монархи острова Крит, возможно, были разными местными лидерами, о чем свидетельствуют несколько дворцов, разбросанных по всему острову. Самый большой дворец находился в Кноссе, и именно там правил легендарный царь Минос. Из легенд следует, что Минос обладал почти абсолютной властью. Однако, учитывая, что нет никаких свидетельств того времени, кроме глиняных табличек более позднего периода, трудно сказать, действительно ли царь обладал такой абсолютной властью и делегировал ли он ее вообще.
В микенский период существовало несколько названий царей. Основными из них, записанными на табличках линейной формы В, были ванакс и басилевс. Эти два термина не использовались как взаимозаменяемые. Скорее всего, ванакс занимал более высокое положение, поскольку Гомер называет Зевса ванаксом как повелителя других богов. Ванакс был более ранней микенской формой гомеровского анакса. В "Илиаде" Гомера упоминаются как ванакс, так и басилевс. Слово Ванакс относится к Агамемнону и Приаму, что ставит их на вершину гомеровского общества.
Оба они рассматриваются как ведущие правители противоборствующих сторон, своего рода сюзерены или верховные короли. Агамемнон был правителем Микен и братом Менелая из Спарты, чья жена Елена была похищена Парисом, сыном Приама, царя Трои. Агамемнон изображен не как абсолютный правитель, а скорее как человек, с которым советуются. Хотя он и пытался отдавать приказы своим собратьям-царям, ему не удалось заставить их поступать так, как он хотел.
Лучший пример - попытка Агамемнона приказать Ахиллу сражаться после того, как Агамемнон обесчестил Ахилла, взяв у него в плен рабыню. Агамемнон не мог заставить Ахилла сражаться — он мог только подстрекать или запугивать его. В других отрывках Агамемнон держит совет с другими своими царями. Здесь они свободно обсуждают идеи и планы. Термин "ванакс" исчез из употребления после микенского периода, за исключением анахроничных упоминаний Зевса и поэм Гомера.
Другим термином, обозначавшим царя, был басилевс, который также встречается на табличках линейной формы В позднемикенского периода и в одном тексте фигурирует как руководитель дворцовых квалифицированных рабочих. Этот термин означает “вождь”, и такой человек, возможно, занимал положение ниже ванакса. В гомеровский период басилевс использовался для обозначения второстепенных царей "Илиады", таких как Ахилл, Одиссей и Гектор. После падения микенских царств басилевс стал общепринятым термином, означающим “царь”. Это может указывать на переход от одного общества, где ванакс был верховным лидером, к другому, в котором использовался басилевс. Это также может указывать на конец системы сюзеренов или феодальной системы, где ванаксы играли главенствующую роль и были заменены отдельными и независимыми королевствами, где басилевс правил без какого-либо надзора. Монархическая форма правления басилевсов продолжалась и в Темные века, когда возник полис и население возродилось. Вероятно, басилевс способствовал такому развитию событий.
Традиционные функции басилевса были троякими: административными, религиозными и судебными. Административная роль была разделена между бюрократией и ее функциями, а также военными, защищавшими полис. Бюрократия включала в себя сбор налогов, надзор за бесперебойной работой города через своих чиновников и институционализацию офисов для обеспечения справедливого распределения почестей и работы.
Сбор налогов был самой важной функцией, поскольку позволял полису располагать необходимыми средствами для управления государственными учреждениями и военной системой. Городские чиновники или бюрократы допускали разделение обязанностей и специализацию. Чиновники были необходимы для обеспечения надзора за рынками, чтобы покупатели и торговцы знали свои роли (т.е. оба несли ответственность за честность), а также для сбора арендной платы с государства, что позволяло развиваться рынкам. Существовали чиновники, которые следили за поддержанием дорог в хорошем состоянии, в то время как другие контролировали ввоз и вывоз предметов снабжения.
Басилевс также узаконил распределение должностей, что было необходимо для того, чтобы влиятельные семьи были вовлечены в управление городом, чтобы удовлетворить свои политические амбиции. Еще одной функцией администрации было создание и оснащение армии. В то время как система фаланг гоплитов появилась позже, королю нужно было убедиться, что у него достаточно людей для защиты города. Обычно в этот период война включала в себя независимые сражения между элитами. Ожидалось, что король не только возглавит воинов, но и примет участие в боевых действиях. Способность короля вести войска в бой стала очень важной.
Басилевс также отвечал за религиозные службы, проводимые в полисе. В рамках религиозной функции государства царь следил за тем, чтобы боги были умиротворены соответствующими жертвоприношениями. Он также отвечал за поставку животных и сельскохозяйственной продукции для жертвоприношений. Возможно, он также был связан с отбором жрецов и жриц для служения богам в их храмах. Кроме того, царь наблюдал за строительством и содержанием городских храмов и святилищ. Басилевс за счет налоговых поступлений собирал необходимые материалы и рабочую силу для строительства или содержания храмов и святилищ.
Царь также принимал участие в жертвоприношениях вместе со жрецами и жрицами. Хотя царь, возможно, и не обладал способностью толковать знаки богов, он был непосредственно заинтересован в предсказаниях. Поскольку царь, как глава государства, получал свою власть от богов, было важно знать, благосклонно ли они относились к его правлению. Царь часто обращался к богам за советом по поводу той или иной политики через таких оракулов, как Дельфийский. Если бы по какой-то причине боги были недовольны царем и его правлением, они бы указали, чтобы он был смещен без какого-либо общественного возмездия или кары. Тогда басилевс желал бы умиротворить богов и править на благо своего народа.
Последним аспектом функций короля была судебная деятельность. Это включало в себя установление законов (которые обычно не фиксировались), их применение и поддержание мира между различными семьями и всем обществом. Определение законов включало в себя то, какие из них должны соблюдаться для обеспечения общественной безопасности и защиты положения короля. Поскольку законы не были написаны, король мог изменять их по своему усмотрению, что часто приводило к социальным потрясениям или гражданской войне.
Роль короля заключалась в обеспечении того, чтобы толкование законов соответствовало не только его позиции, но и позиции его сторонников, обычно представителей высшего класса. Поскольку поддержание мира в обществе имело решающее значение, судебная функция короля часто настраивала богатых и влиятельных против масс. Если король поддерживал только одну сторону, его можно было считать капризным или деспотичным, особенно если он поддерживал только сильных мира сего; с другой стороны, если король поддерживал всех в равной степени, он рисковал потерять поддержку сильных мира сего, которые снабжали его своей властью и средствами.
Расцвет полиса начал подрывать могущество монархии. С увеличением численности населения и усложнением общества монархи увидели, что их власть ослабевает, а в конечном итоге и вовсе исчезла, поскольку городам требовалось больше чиновников для управления бюрократией. Это, в свою очередь, усилило конкуренцию между элитами за повышение своей роли в обществе. С увеличением числа членов правительства и отходом власти от короля его значение уменьшилось. Таким образом, король больше не был нужен.
Однако это учреждение сохранилось в различных формах. В Афинах был архонт-басилевс, который отвечал за религиозное руководство в Афинах. В Спарте сохранился институт царей — в данном случае двух царских семей, которые отвечали за военное руководство. В Эпире на северо-западе Греции и Македонии на севере Греции этот институт оставался в силе. В этих обществах царь сохранял контроль над властью, а иногда даже увеличивал его.
Эволюция монархии в Греции привела к развитию полиса. Традиционные функции царя сформировались в микенский период и продолжались на протяжении Темных веков. Конец монархии совпал с возникновением полиса и расцветом аристократии, которая пришла на смену монархам и идее о том, что их власть исходит от богов.
Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 59;