Мистические религии в Древней Греции
В Древней Греции существовали государственные религии каждого города и мистические религии, которые могли быть государственными или индивидуальными. Государственные религиозные службы обеспечивали защиту города. Часто это были типичные олимпийские боги, такие как Афина для Афинян,
Аполлон в Дельфах или Посейдон в Коринфе. Государственные религиозные праздники были открыты для граждан государства и должны были охватывать общество и его реакцию на проблемы. Им противостояли мистериальные религии, которые должны были быть тайными и открытыми только для тех, кто был посвящен. Эти посвященные обладали знаниями, которых не было у широкой публики, и, зная эти секреты, они получали благосклонность от определенных богов. Обычно они продвигались к пониманию идей достижения спасения в загробной жизни.
Одна из самых ранних мистериальных религий была посвящена поклонению Деметре и Елисейским мистериям близ Афин, которые датировались микенским периодом 1200 года; это стало популярным верованием в афинском городе в противовес традиционным олимпийским богам и богиням. В конечном счете культ получил официальное признание города Афины. Фестивали проводились за пределами Афин каждый год, а главный фестиваль - каждые пять лет. В конечном счете Афины взяли на себя официальное спонсорство, увеличив число посвященных и открыв религию для всех, кто не виновен в убийстве и/или не является варваром (т.е. не говорит по-гречески).
Мифы раскрывают три аспекта тайны Деметры и Персефоны: нисхождение (пленение Персефоны Гадесом), поиск (Деметра ищет свою дочь) и восхождение (Персефона возвращается из подземного мира). Этот последний этап был кульминационным моментом праздника, когда Персефона воссоединялась со своей матерью Деметрой, которая возвращала Земле изобилие. О древности праздника свидетельствует то, что участники чествовали Потнию (богиню природы), упоминаемую в микенских текстах. Хотя празднование не означало, что инициатива станет бессмертной, вместо этого была выражена надежда, что она достигнет более высокого уровня в загробном мире.
Афиняне, взявшие на себя руководство празднованиями, разделили их на праздники Малых и Великих мистерий. Малые мистерии проводились под руководством архонта Басилевса в течение месяца Антестерия, когда посвященные приносили жертвы Деметре и Персефоне и, получив их согласие, могли затем принять участие в празднованиях Великих мистерий. Тиран Писистрат перенес в Афины Великие мистерии, которые проводились в конце лета в месяце Боэдромион в течение десяти дней. В рамках празднования из Элевсина в Афины были перенесены культовая статуя и другие предметы. Участники шествия возвращались в Элевсин по Священному пути, где по прибытии всю ночь праздновали праздник и пили особый напиток.
Затем посвященные принимали участие в инсценировке истории о Деметре и Персефоне, демонстрации священных предметов и пении или произнесении молитв. Посвященные давали клятву не разглашать тайны под страхом смертной казни. Поскольку за разглашение их обрядов полагалась смертная казнь, сегодня известны только основы. После этого наступила кульминация Мистерий, которая могла быть публичной речью и церемонией или частной медитацией, возможно, сопровождавшейся добавлением психотропных препаратов в напиток. Церемония завершилась застольем на всю ночь и поминовением усопших.
Другой популярной религией было поклонение Дионису. Как известно из микенских летописей, Дионис был богом вина, театра и плодородия. Богослужение также включало в себя Дионисии, большой афинский праздник, учрежденный Писистратом и являвшийся важнейшим компонентом дионисийских мистерий. Эти ритуалы включали танцы, пение и выпивку для получения оргиастических ощущений. Эти действия часто позволяли маргинализированным группам населения избавиться от ограничений социальной стратификации. Чтобы участвовать в мистериях, адепты должны были пройти посвящение в тайные обряды, которые давали им возможность обрести спасение. Обряды посвящали в темы рождения и смерти, характерные для элевсинских мистерий.
В этих ритуалах все считались равными, в отличие от традиционной государственной религии, которая благоволила богатым. Мистические религии давали членам общества, особенно бесправным, возможность обрести спасение.
Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 42;