Приморский пояс кустарников и низкоствольных можжевелово-дубовых лесов
Верхняя его граница определяется высотами в 350—400 м, а нижняя—береговой линией Черного моря. С запада на восток он простирается от Севастополя до Феодосии (понятие «Южный берег Крыма» относится по существу именно к данному высотному поясу, хотя некоторые исследователи считают, что оно должно быть ограничено лишь наиболее теплым участком морского побережья, заключенным между мысом Айя и Солнечногорским). От естественной, некогда преобладавшей здесь растительности теперь осталось в общем довольно немного. Южный берег — это зона санаториев и домов отдыха, парков, садов, виноградников.
Почти на всем его протяжении природный ландшафт в значительной степени уже заменен культурным, искусственно созданным человеком. Почвы, на которых формируется растительность приморского пояса, относятся к субтропическому типу и носят название коричневых (хотя они нередко имеют красноватую, кирпичную окраску).
Коричневые почвы содержат в своем составе все элементы, необходимые для питания растений. Особенно благоприятными они оказались для культуры винограда и некоторых технических растений (эфирномасличная роза, лаванда, табак).
В ботанико-географическом отношении описываемый пояс характерен особенно большой насыщенностью средиземноморскими растениями, как местными, дикорастущими, так и культурными. Кроме того, здесь широко культивируются многие вечнозеленые деревья и кустарники из субтропических зон восточной Азии и Северной Америки: из лиственных пород — магнолия крупноцветная, китайская веерная пальма, глициния, а из хвойных— кедр гималайский, мамонтово дерево.
Все эти, да и многие другие южные теплолюбивые растения придают Южному берегу характерный субтропический облик. Местная (аборигенная) растительность представлена главным образом кустарниковыми зарослями из грабинника, держидерева, скумпии, а также низкорослыми лесами из дуба пушистого, к которому нередко примешиваются можжевельник древовидный (Juniperus excelsa), терпентинное дерево, или фисташка (Pistacia mutica).
На некоторых участках (в районе Фороса, мыса Мартьян) сохранились еще очень своеобразные леса, где преобладает можжевельник древовидный, выступая как лесообразующая порода. В прежние времена такие можжевеловые леса были, по-видимому, распространены в горном Крыму гораздо шире. Следовательно, их нужно рассматривать как остаток (реликт) былой растительности Южного берега.
Примером хорошо сохранившегося можжевелового леса является заповедная роща на мысе Мартьян, возле Никитского ботанического сада. Высота верхнего древесного полога, образованного можжевельником древовидным, около 5—6 м, причем невысокие кроны можжевельника не смыкаются или слабо смыкаются между собой. Поэтому лес пронизан светом, в нем мало тени. В под леске постоянно присутствует другой, не древовидный, а кустарниковый вид можжевельника — можжевельник колючий (Juniperus охуcedrus), к которому обычно примешивается грабинник.
Рис. Земляничник мелкоплодный в расщелине скалы на мысе Мартьян
Интересно, что постоянным спутником этого леса является очень характерное для восточного Средиземноморья небольшое оригинальное вечнозеленое дерево — земляничник (Arbutus andrachne). Летом, в середине июня, старая кора земляничника растрескивается и опадает, обнажая молодую зеленую кору, которая к концу лета становится кораллово-красной (у экскурсантов, приезжающих в Крым, это дерево получило насмешливую кличку «бесстыдница»).
Кроме земляничника, в можжевеловом лесу постоянно встречаются такие небольшие вечнозеленые кустарнички, как ладанник (Cislus tauricus), жасмин (Jasminum fruticans) и иглица (Ruscus ponticus) — растения, тоже характерные для восточного Средиземноморья. Надо сказать, что иглица — очень интересный, несколько необычный кустарничек (точнее, полукустарничек), принадлежащий к семейству лилейных. Его жесткие зеленые «листья» па самом деле вовсе не являются листьями.
Это уплощенные зеленые веточки (кладодии), принявшие листообразную форму. Настоящие же листья, в виде малозаметных мелких пленчатых чешуек, сидят у основания кладодиев. Цветки иглицы, тоже мелкие, малозаметные, располагаются на нижней поверхности кладодиев. Плоды — ярко-красные ягоды—созревают поздней осенью и зимой. Область географического распространения нашей иглицы — Крым, Кавказ (западное и восточное Закавказье), северное побережье Турции, Балканский полуостров.
В самом нижнем травяном ярусе можжевелового леса довольно значительная роль принадлежит злакам, а среди них невысокому кустистому чию (Lasiagrostis bromoides), который опять-таки свойствен только восточному Средиземноморью. Вместе со злаками в травяном ярусе постоянно встречаются полукустарнички — дубровник (Teucrium chamaedrys), тимьян (Thymus), солнцецвет (Helianthemum) и многие другие виды, характерные для растительности средиземноморских стран.
В восточном Крыму, между Судаком и Новым Светом, по каменистым склонам гор, спускающимся к морю, можно видеть своеобразное редколесье из сосны судакской и можжевельника древовидного. Небольшие участки судакской сосны встречаются, кроме того, и в противоположной, западной оконечности Крыма, на мысе Айя.
Сосна судакская — яркий пример реликтовой древесной породы, некогда распространенной более широко па территории древней Тавриды. Ряд признаков (строение хвои, шишек) очень сближает ее с сосной пицундской. обитающей на Кавказе и в Малой Азии. Некоторые ботаники не считают даже возможным рассматривать нашу сосну в качестве особого самостоятельного вида.
Но близкая родственность этих двух сосен представляет сама по себе большой научный интерес. Вместе с другими многочисленными подобными фактами она указывает на некогда существовавшие территориальные сухопутные связи между Крымом, Кавказом и Малой Азией, которые оборвались, по-видимому, в недавнюю геологическую эпоху, так как за прошедший период времени сосна судакская «не успела» еще обособиться настолько, чтобы стать хорошо отличимым видом.
Сосновые редколесья в районе Судака и Нового Света имеют высоту около 6—8 м. В первом ярусе этих редколесий господствует сосна, а во втором можжевельник древовидный, обычно не превышающий здесь 3—4 м. Благодаря сильно изреженному, светлому верхнему пологу травостой хорошо развит, причем в нем явно преобладают настоящие степняки: ковыль, келерия (тонконог), костер береговой, асфоделина.
Вместе с этими степными растениями постоянно и в большом обилии встречаются уже известные нам по прежним описаниям сухолюбивые полукустарнички: тимьян, солнцецвет, дубровник, а иногда даже и полынь крымская — показатель особо засушливых местообитаний. Таким образом, сосна судакская является очень засухоустойчивой породой. Это ее ценное качество должно быть использовано при работах по облесению горных склонов.
Однако на большей части Южного берега природная растительность представлена теперь уже не можжевеловыми, можжевелово-дубовыми или можжевелово-сосновыми лесами, а очень низкорослыми кустарниковидиыми дубняками из дуба пушистого (порослевого происхождения) с примесью грабинника и некоторых других древесно-кустарниковых пород.
Очень часто здесь преобладают исключительно кустарниковые заросли, образованные грабинником, скумпией, держидеревом. Такие кустарниковые и низкорослые, порослевого происхождения, лесные сообщества в большинстве случаев являются вторичными. Они возникли на месте некогда бывших можжевеловых, можжевелово-сосновых и можжевелово-дубовых лесов, в течение веков уничтожавшихся человеком.
На Южном берегу широко распространены те самые сообщества из низкорослых засухоустойчивых полукустарничков, о которых говорилось при описании редколесий из сосны судакской. Эти сообщества встречаются главным образом по южным, сухим известняковым склонам и представляют собой в большинстве случаев вторичное явление, после вырубки леса, пожаров или неумеренного выпаса скота.
На менее каменистых склонах развивается травяная растительность, нередко с преобладанием эфемерных злаков — эгилёпса, ячменя луковичного, однолетних костров, которые вместе с целой свитой других эфемерных растений зелены лишь весною, а уже в начале лета желтеют и отмирают.
Южнобережная растительность начинает выгорать еще в июне. И лишь глубокой осенью, когда идут дожди, злаки и некоторые другие травы вновь начинают вегетировать, даже зацветают (например, голубая осенняя пролеска, бело-розовая маргаритка). А первые признаки весны на Южном берегу появляются уже в январе - феврале; именно в это время зацветает белый подснежник крымский и вечнозеленый молочай.
Вместе с ними или несколько позднее появляется много других весенних видов. Южнобережный приморский пояс отличается изобилием красок. Нет ни одного месяца в году, когда нельзя было бы видеть цветущих растений, — и не только в парках, но и в дикой природе. В этом еще раз проявляется средиземноморский характер растительности Южного берега Крыма.
Дата добавления: 2024-03-15; просмотров: 144;