Архитектура Римской империи.
Провозглашение Октавиана Августа императором и превращение республики в империю было закономерным этапом существования римской рабовладельческой демократии. Август предпринимает грандиозные строительные работы по застройке Рима и приданию ему столичного блеска. Строятся новые здания и перестраиваются старые.
Основным строительным материалом становится кирпич, но для облицовки используются дорогие облицовочные материалы. Для архитектуры Римской империи характерно исключительное разнообразие типов зданий:
Основные типы сооружений Римской империи:
1.Дворцы («Золотой дом» императора Нерона, площадью 50га с парком, искусственным прудом, статуей императора из позолоченной бронзы высотой 35м; дворец Флавиев в Палатине (96г); дворец Домициана (80-90г.));
2.Виллы (вилла Адриана в Тиволи (126г); вилла Марка Руфуса в Помпеях);
3.Инсулы – доходные дома (на ул.Джулио Романо в Остии высотой в 7 этажей.);
4.Триумфальные арки (Тита в Риме);
5.Термы – бани ( в Геркулануме, Помпеях);
6.Театры, амфитеатры, цирки для конных соревнований (Колизей в Риме, в Вероне) ;
7.Мемориальные сооружения – мавзолеи, колумбарии;
8.Храмы ( базилики гигантских размеров) и храмовые комплексы (в Ливане в Баальбеке, I – II век)
9. Рынки;
10. Курии – суды;
11. Здания Сената и др.
12.Форумы (Императорский форум в Риме).
Императорские форумы в Риме ( начало 30г. до н. э.- II в.)
В эпоху империи расширяются и приобретают особое величие форумы. Самым грандиозным является комплекс Императорских форумов в Риме. Его ансамбль представляет собой несколько симметрично организованных по продольной оси пространств, близких по планировке к храмовым комплексам Древнего Египта.
Центральным является форум Трояна. Обширный перистильный двор с конной статуей императора в центре замыкался с северо-запада огромной базиликой Ульпия. К ней примыкали латинская и греческая библиотеки. Между ними находится знаменитая колонна Трояна, стоящая на мраморном кубическом основании высотой 5,5м. Эта колонна с дорической капителью высотой 33м из состоит из 17 мраморных барабанов с цветными рельефами, спирально обвивающими колонну. На ней изображены воины – победители в Дакийской войне (2500 фигур, из них 90 – императора). Внутри колонны - винтовая лестница из 185 ступеней, толщина стены 1.80 м. Форум Трояна строился в течение нескольких десятилетий и окончательный вид приобретает к 112-117гг (рис. 27). Он включает:
Рис.27
1. Форум Траяна (126´126м) с конной статуей Траяна, храмом Гению Траяна и базиликой Ульпия (112 г. );
2. Форум Юлия Цезаря – представлял собой торговые ряды, где при Августе были построены таберны – биржи для деловых сделок ( 46г. до н. э.);
3. Форум Августа ( 2 г. до н.э). с храмом Марса Ультора (Мстителя) и арками для отдыха;
4. Форум Роману – это рыночная площадь с навесом (очень плохо сохранилась)
5. Форум Нервы
6. Проходной форум Мира с храмом Мира (70г.);
К форумам сходились основные дороги империи, проводились триумфальные шествия, после победных походов. В честь полководцев на дорогах и выходах на площади ставились триумфальные арки.
Архитектурный тип триумфальных арок ведёт своё начало от парадных входов зданий – порталов. В Риме было выработано несколько типов триумфальных арок – от простого объёма стены с одноарочным пролётом ( арка Тита (81 г.)) до помпезных трехпролётных (арка Константина в Риме). Часто в арках были использованы вставки из деталей ограбленных памятников архитектуры других стран. Арки являлись памятниками полководцам, сооружались в честь побед и служили парадными входами на форумы.
Особое место в архитектуре Рима занимало строительство театров и амфитеатров. Главным отличием римских театров от греческих является то, что в Риме не было естественных откосов гор. Амфитеатры искусственно приподнимались и ограждались. Эвакуация людей осуществлялась при помощи кольцевых фойе.
Театр Марцелла (11-14г. до н. э.) являлся самым крупным римским театром. В театре впервые была применена не круглая, а полукруглая орхестра. В качестве игровой площадки применена скена с колоннадой, позади которой размещались подсобные помещения с уборными и складами, а не проскениум, как в Греции.
Специфически римскими сооружениями являлись овальные амфитеатры, крупнейшим из которых был театр Флавиев, чаще называемый Колизеем.
Колизей (75-80г.)
Колизей (рис.28) был освящён в 80г., но достраивался до конца Iв. Он построен на месте высохшего озера, чтобы не проводить больше земляные работы, а лишь очистить дно. Название «Колизей» произошло по имени огромного колосса - статуи Нерона, сооруженной рядом. Размеры амфитеатра - 186´156 м, высота 48,5м, длина окружности эллипса - 520м. Колизей вмещал от 50 до 80 тыс. человек. Основу этого четырехярусного сооружения составлял каркас из каменных столбов и бетонных сводов.
На фасаде Колизей насчитывал 76 арочных пролётов. 2 и 3 ярусы имели парапеты со стоящими статуями, которые не сохранились, на стенах 4 яруса между оконными проёмами размещались яркие декоративные щиты. Для придания стройности сооружению, его фасады членились поясками. Каждый ярус украшался ордерными формами в соответствии с тектоникой сооружения: снизу вверх – дорическими, ионическими, коринфскими полуколоннами и коринфскими пилястрами. Стены были покрыты штукатуркой с белой мраморной крошкой.
Расположение мест имело различия в зависимости от социального происхождения зрителей. На заглубленной арене размером 45 х 78 м проводились бои гладиаторов, игры, водные битвы и соревнования.
В XIII веке после пожаров началось разграбление камня, до XIXв. расхищались блоки травертина. Из каменных блоков было выстроено 23 жилых дома, 6 церквей, гавань, папская канцелярия. После указа Папы римского для поддержания стен были построены контрфорсы.
Рис 28. Рис.29
Появление новых конструктивных арочных систем позволило создавать свободные от внутренних опор монументальные пространства., таких как Храм всех богов – Пантеон.
Пантеон( Архитектор - Апполодор Дамасский (27 –125г.))
В 120 –125 гг. после пожара был восстановлен Пантеон (рис.29), построенный ещё в 27г. Это новый тип храмовой постройки – храм с круглой целлой - ротонда.
Здание имеет уникальное покрытие в виде бетонного кессонированного (в пять рядов) купола диаметром 43,2 м с отверстием в центре 8,9м. Высота купола 42,7м, снаружи он покрыт позолоченной бронзой.(5 рядов кессонов).
Стены Пантеона выполнены из сырцового кирпича с облицовкой мрамором. Толщина стен у основания - 6,2м. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожённого кирпича. Для облегчения веса купола слои бетона и кирпича в нём постоянно делались тоньше к вершине, а в состав бетона вводится пемзовый щебень. Бетонный фундамент с заполнением из травертина заглублен на 4,5м и имеет толщину 7,3м. По мере возвышения стен, травертин сменяется туфом, а затем кирпичным щебнем. В массивной толщине храма толщиной 6 м устроены 8 ниш. Одна из них раскрывается входом к портику, а в остальных размещены статуи богов.
Перед входом в храм – восьми колонный портик коринфского ордера высотой 14м. Позже храм стали использовать для захоронения великих людей. Ранее перед входом существовал прямоугольный двор с триумфальной аркой.
В XVIII веке ордер внутри Пантеона был заменён филенками. Впоследствии «пантеоном» стали называть усыпальницы выдающихся людей.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 377;