Архитектура Римской империи периода распада
III – V в.в.- время разложения Римской империи. Идет дальнейшая деградация общества, возрастает значение провинций и падает власть метрополии, происходит варваризация общества. Власть императора приобретает всё более абсолютистский характер, хотя престол становится игрушкой в руках армии. Рост эксплуатации, увеличение налогов были причиной многочисленных восстаний как в Риме, так и в его колониях.
После династии Северов началось господство так называемых «солдатских» императоров. При Диоклетиане (284 - 305) произошло 1-ое разделение Римской империи на Западную и Восточную, которое закончилось в 395г.
Архитектура этого периода характеризуется невиданной роскошью и богатством украшений, и вместе с тем утратой стилевого единства, огрублением пропорций.
Дальнейшее развитие получают конструкции крестовых сводов. Из гражданских зданий впервые они стали применяться в термах.
Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров, - завоевание популярности у населения. Пользование банями было бесплатным и любой гражданин мог их посещать не только днем, но и ночью. Предназначались термы не только для купания, но и для физических упражнений, плавания, отдыха и развлечений. В Риме имелось 11 крупных императорских и 800 частных бань. Крупнейшими были термы Диоклетиана (302 – 306гг.), вмещавшие до 3200 человек. Одной из грандиозных построек такого типа былиТермы Каракаллы(рис 30)
Термы Каракаллы (206 –216 гг.)
Термы вмещали до 3000 человек и располагались на площади в 12 га – 337´328м. Комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания 220´114м, помещавшегося в парке, который со всех сторон был ограничен 2-х этажными корпусами номерных бань, , библиотек, стадиона и т.п..
В главном здании по единой оси последовательно расположены большой зал с бассейном 58´24м, роскошно декорированный главный зал площадью 2700м – холодная баня (фригидарий), тёплая баня (тепидарий) и великолепная купольная ротонда горячей бани (кальдарий) с диаметром ротонды 34м, 8 разных по форме залов для отдыха располагались по фасаду, противоположному главному входу. Кроме того, в термах размещались 2 палестры, раздевальни, массажные и т. п..
Система входов терм строилась с учётом наиболее быстрого и удобного пользования помещениями, термы были роскошно убраны скульптурой и др. памятниками искусства. Наружный фасад строг: штукатурка, возможно расписанная. Под залами главного корпуса находились подсобные помещения, отопительная система, водопровод, канализация. Большое помещение в глубине двора занимала огромная цистерна-отстойник.
Рис.30 Рис.31
Последний этап большого строительства в Риме относится к III в. Напряжённое политическое положение, требования обороны привели к возникновению сооружений крепостного типа. Императором Аврелианом (270 - 275) были воздвигнуты из кирпича и бетона городские оборонительные стены Рима длиной 19 км с контрфорсами и башнями.
Само жилище императора приобретает характер укреплённого замка.
Дворец Диоклетиана в Сплите ( 305 г.)
В Далмации на берегу Адриатического моря был построендворец для императора Диоклетиана (рис.31). Это дворец-крепость. В основу его планировки положен принцип римского военного лагеря. Внешние стены дворца одновременно являются крепостными стенами с башнями и воротами. Две части комплекса занимали корпуса для гвардии и провиантские склады. Две другие делились на дворцовую и культовую с 4-х колонным храмом и мавзолеем Диоклетиана, круглым внутри и 8-игранным с наружи.
Улица, выходящая к морю оформлена портиками, где у колонн вместо антаблемента применены арки – нововведение, которое позже широко используется в Италии и других странах. Перекрытый куполом вестибюль дворца связывает площадь с церемониальным залом и открытой на море галереей. В архитектуре дворца заметно влияние восточного зодчества, - это грубость обработки, тяжеловесность форм.
Время распада Римской империи является переходным от язычества к христианству, что сказывается и в архитектуре. Опыт, накопленный при строительстве терм, позволил сооружать крупные общественные и культовые сооружения
В культовом строительстве появляются новые типы зданий: центричные ротонды и базиликальные храмы. Выбор базилики объяснятся большой вместимостью её интерьера, соответстветствующей специфике христианских религиозных церемоний.
Обязательной принадлежностью храмов становится апсида, где размещался алтарь. Апсиды, как планировочный элемент встречалась раньше во дворцах, в них размещался трон императора. В апсидах античных храмов устанавливались статуи богов. Крупнейшей базиликой и последним монументальным произведением римской архитектуры являлась
Базилика Максенция - Константина.(306 – 315 гг.)
Размер её 101´76м, высота среднего нефа 35м. Базилика делится на 3 нефа, - центральный шириной 25м и боковые по 17,5м. Средний неф перекрыт 3 крестовыми сводами. Освещение интерьера осуществляется за счёт перепада высот перекрытий. Позже базилика была перестроена: главный вход перенесли с поперечной стены на продольную, а на противоположную ей стену вынесли ещё одну апсиду.
Базилика - прототип христианских храмов.
С наступлением экономического и политического кризиса империи постепенно сокращается строительство, архитектура становится сухой, помпезной, огрубляются детали сооружений. Наиболее значительные произведения создаются в колониях: Франции, Африке, Сирии. В провинциях наряду с приемами римской архитектуры применяются и местные строительные приемы.
Великолепным примером культового ансамбля является святилище в Баальбеке (Ливан) (III в.) Симметричная композиция комплексов Большого и Малого храмов, характерная для римской архитектуры удачно сочетается с формами восточного зодчества: бассейнами для омовений, шестиугольным проходным двором, башней – алтарем, напоминающим зиккурат.
Характерными чертами римского искусства, уходящего своими корнями в греческое и этрусское является конкретность изображений, высокое мастерство портрета,
историческая точность батальных сцен. Наивысшего мастерства достигает искусство скульптуры, часто копирующее на ранних стадиях греческие образцы.
В позднеримском искусстве появляется размельченность, излишняя деталировка изображений. В провинциях искусство Рима распространяется по-разному. На востоке оно соприкасается с местными традициями. В греческих областях мастера старались сохранить классические традиции.
Характерные черты римской архитектуры:
1.Наивысший расцвет римской архитектуры – конец I – начало II века, период расцвета Римской империи;
2.Исключительное типологическое разнообразие сооружений (в отличие от греческой архитектуры, где велась многовековая работа по совершенствованию сравнительно небольшого количества типов зданий);
3.Грандиозность сооружений;
4.Новые строительные материалы и приёмы (появление бетона, применение различных видов кладки ( инцерт и ретикулати т.д.);
5.Широкое применение арочных конструкций в сочетании с греческим ордером, в результате чего появляется римская арочная ячейка;
6.Создание нового типа храмовых сооружений – базилик и центричных ротонд;
7.В идеологическом плане наиболее монументальные творения римской архитектуры были непосредственно связаны с императорскими заказами;
8.Впервые появляются теоретические труды: «10 книг об архитектуре» Витрувия, где рассмотрены градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщён опыт греческого и римского зодчества. (Витрувий – римский архитектор и инженер 2-ой пол. I в. до н. э.).
К характерным противоречиямримской архитектуры можно отнести:
· Замкнутость архитектуры от окружающей среды, противопоставление сооружений природе.
· Отсутствие единства между подлинно работающей конструкцией и внешней пластикой декора;
· Контраст между грубостью обработки деталей фасада и излишней пышностью внутреннего интерьера.
В 395 году ослабленная Великая Римская Империя разделилась на две части: Западную (Римскую империю со столицей - Римом) и Восточную (Византию со столицей - Константинополем). Набеги варваров с севера, многочисленные восстания рабов и волнения в колониях способствовали распаду Западной империи (476г.)
Римская культура оказала значительное влияние на развитие всей западноевропейской архитектуры и искусства.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 517;