Статуя Зевса в Олимпии.
Город Олимпия был религиозным центром и местом поклонения верховному богу греков Зевсу и проведения посвящённых ему Олимпийских игр. Архитектурный ансамбль сложился в Олимпии к VII –IV в.в. до н. э. Здесь же возводились и многочисленные храмы. И здесь же находилось одно из 7 чудес света: статуя Зевса Олимпийского.
Статуя была создана гениальным древнегреческим скульптором Фидием (500-430 г.г. до н.э.). Он был величайшим архитектором, живописцем, скульптором и мыслителем.
Статуя находилась в конце огромного зала храма (64´28 и высотой 20 м.). 14-и метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, чёрного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвёл сюжеты греческой мифологии и фигуры реальных людей Пластинки из золота и слоновой кости закреплялись на деревянном каркасе статуи, голову украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия. В одной руке у Зевса – статуя золотой крылатой Ники, а другой он опирался на длинный скипетр с орлом на верхнем конце. Волосы и борода Зевса – золотые.
Впоследствии статуя была перевезена в Константинополь. Многие произведения языческого искусства были уничтожены христианскими фанатиками, но эту статую не тронули. Однако в V веке сгорел дворец Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия.
С победой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426г. сожжена по приказу римского императора Феодосия II. Немногие сохранившиеся постройки и статуи были разрушены землетрясениями 522 и 551 годов.
Фаросский маяк
В 332 – 331гг. до н. э. А. Македонский основал столицу эллинистического Египта – Александрию. Здесь находился знаменитый Муссейон – главный научный центр античного мира и Александрийская. библиотека насчитывавшая 700 тыс. томов греческих и восточных книг.
Там же находился и знаменитый Фаросский маяк, сооружённый из известняка, гранита и мрамора всего за 5 лет 283-288г. до н. э. по приказу правителя Птолемея Сотера архитектором Состратом Книдским. Высота его 120 (130-180)м.
В основе маяка – квадрат 30,5м высотой 60м. Эта нижняя башня была сложена из каменных плит и украшена скульптурой. Средняя 8-игранная 40-метровая башня была украшена беломраморными плитами. Верхняя башня – круглая с фонарем на куполе, была установлена на гранитных колоннах и увенчана огромной бронзовой статуей Посейдона высотой 8м.
Внутри находился спиральный пандус и лестницы. Наверху - система металлических зеркал, флюгер, часы, астрономические приборы.
Маяк простоял около 1500 лет и был разрушен землетрясением, его дважды восстанавливали, но он разрушался из-за выветривания камня. На его развалинах была возведена средневековая крепость
В 1961 году во время исследования прибрежных вод на дне моря нашли статуи, саркофаги и шкатулки из мрамора, а в последующем году - колонны и бронзовую статую Посейдона. В 1980 году международная группа археологов обнаружила остатки Фаросского маяка. Тогда же на глубине 8 метров были обнаружены развалины легендарного дворца Клеопатры.
Галикарнасский мавзолей. (Архитектор Сатир.)
Является одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики. Гробница была воздвигнута в 353г. до н. э. женой и родной сестрой царя Мавзола – Артемисией. В архитектуре Мавзолея впервые были применены сразу 3 ордера. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннам, внешние колонны верхнего этажа – ионические, а внутренние – коринфские.
Это 3-х ярусное сооружение. 1-й ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора «Битва греков с амазонками», скульпторы Скопас, Леохар, Бриаксис, Тимофей. Здесь находился заупокойный храм площадью 5000кв. м. и высотой 20м.
2-ой ярус образовывала стройная монументальная колоннада (здесь хранились жертвоприношения). 3-ий ярус – пирамидальная кровля из 24 мраморных ступеней. Венчала здание квадрига, которой правили Мавсол и Артемисия. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Основание гробницы - 36´26,5м. Мавзолей был начат ещё при жизни царя, а закончен через 2 года после смерти. В средневековье был разрушен землетрясением .
Статуи и другие украшения из Мавзолея хранятся в Британском музее в Лондоне.
Характерные особенности классического периода:
1.Высокий дух реализма, совершенство архитектуры и искусства Др. Греции.
2.Создание новых типов сооружений: общественных, спортивных, зрелищных,
общеобразовательных и культовых.
3.Гармония сооружений с требованиями общественного строя, с народными
обычаями и традициями, природными условиями.
5.Большие достижения в области художественной формы, нет ничего запутанного или усложнённого.
6.Главное достижение – создание ордерной системы с чётким разделением на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава) элементы. На его основе был создан универсальный архитектурный язык, пригодный для выражения самого различного идейного и художественного содержания.
.
Архитектура эллинистического периода.
В IV веке до н. э. разрозненные города-государства Греции были завоёваны македонским царём Филиппом, а в 332 году его сын Александр предпринимает ряд дальних походов и создаёт огромную державу, распавшуюся после его смерти на несколько эллинистических государств на обширной территории от Балкан до Индии и от Черноморья до Египта.
С продвижением македонян и колонизацией новых земель возводились новые города, расширялись и реконструировались старые. На смену стихийной приходит регулярная застройка, эллинистическая культура получает широкое распространение, изменяясь в свою очередь под воздействием местных традиций.
Гипподамова система получает свое дальнейшее развитие при реконструкции городов, например, Милета и Приен, где чётко выделяются общественные и религиозные центры. В некоторых городах сохранилась подчинённая рельефу планировка. В Пергаме сооружения акрополя живописно развёрнуты на концентрических террасах, ниспадающих к морю так, что центром композиции стал театр на 14 тыс. зрителей.
В архитектуре и искусстве простота и монументальность классики сменяется динамизмом, размельчённостью, богатством деталей, игрой света и тени, активным использованием перепадов высот в качестве дополнительных средств достижения выразительности архитектуры.
В культовом строительстве храмы строятся меньше размером и носят более деловой характер. Идея обобщения площадей общественного и культового характера происходит при помощи застройки перистильными колоннадами. Ярким примером является
Святилище Афины в Пергаме (II в до н. э.) .
Оно представляет собой обширную площадь, окружённую с 3-х сторон двух ярусной стоей. Южнее святилища располагался алтарь Зевса решённый в виде ионического перистиля. Цоколь алтаря обработан скульптурным фризом общей длиной 120м, изображающим борьбу богов с гигантами. Динамичная, эмоционально напряжённая композиция скульптурных групп алтаря характеризует общую направленность искусства эллинистического искусства, его склонность к психологической характеристике, изображению грандиозных и драматических событий.
В использовании ордеров уже не придерживаются канонических схем, ордер приобретает более богатые декоративные формы. Появляется коринфский ордер.
В сочетании ордеров по вертикали (в стоях) придерживаются принципа тектонической последовательности: монументальный дорический – снизу, лёгкий ионический – сверху, в интерьер вводятся изящные коринфские колонны. Появляются новые типы мемориальных монументальных сооружений. Примером является памятник Лисикрата в Афинах.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 462;