Становление профессионального образования за рубежом
Подготовка подрастающих поколений к трудовой деятельности — одна из важнейших социально-педагогических задач, которую человечество по- разному решало на разных этапах своей истории.
В первобытном обществе подготовка детей к труду осуществлялась непосредственно в трудовой деятельности. С разделением труда — появлением земледелия, скотоводства и ремесла — молодых людей готовили к жизнедеятельности в их семьях, а также в так называемых «домах молодежи».
Во времена рабовладелъчества произошло отделение умственного труда от физического. Дети рабовладельцев могли посещать школы и освобождали от физического труда, который считался унизительным и презренным. Физический труд стал уделом рабов.
В эпоху феодализма профессия рассматривалась как пожизненное призвание, как вид служения, установленный Божьей волей. Ремесло отождествлялся с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета Такое отношение к ремеслу составляло стержень трудовой морали средневекового общества.
Основной формой обучения детей ремесленников было цеховое и гильдейское ученичество. Средневековый мастер передавал своему ученику из рук в руки профессиональные знания и умения, свой индивидуальный стиль работы.
В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». Автор известного в свое время философско-педагогичес-кого сочинения «Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаликон» Гуго Сен-Викторский (1096-1141) назвал механику искусством, которое необходимо при изготовлении вещей, и выделил семь искусств: сукноделие, производство инструментов и оружия, навигацию, агрокультуру, охоту, медицину, театральное искусство. Однако он, как и мыслители античности, считал «механические искусства» уделом «плебеев, детей неблагородных родителей».
В ранних гуманистических произведениях «Утопия» Т. Мора (1478-1535) и «Город солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639) высказаны идеи о необходимости всеобщего участия в труде и соединении обучения молодежи с производительным трудом. Демократический взгляд на роль ремесла и профессии в жизни общества был присущ и Я.А. Коменскому (1592-1670), считавшему необходимой подготовку детей к трудовой деятельности. В его учебнике «Мир чувственных вещей в картинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами, орудиями труда и технологиями производства.
С развитием производственных отношений, прогрессом науки и техники усиливается интерес к проблеме профессионального обучения. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве. Трактат «Предложения об учреждении производственного содружества» английского экономиста и педагога Дж. Беллерса (1634-1725) явился одним из первых проектов профессионального образования. В нем ставилась социально-педагогическая задача избавления от бедности путем приобщения молодежи к профессии и соединен обучения с производительным трудом.
На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк(1632-1704) разработал систему воспитания «джентльмена» (благородного человека), в которой особая роль отводилась обучению какому-либо реме В «Записке о рабочих школах» Д. Локк предлагал правительству создать сеть рабочих школ — приютов для детей из бедных семей, существующих на принципах самоокупаемости, где дети могли бы обучаться какому-либо ремеслу. Французский материалист Дени Дидро (1713-1784) издал «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», внесшую в свое время значительный вклад в развитие профессионального образования.
В конце XVIII в. в профессиональном образовании зарождается новая идея, которая в отличие от тенденции предыдущей эпохи, ориентировавшейся на знания, делала акцент на овладении орудиями, инструментами и технологиями производства.
Роберт Оуэн(1771-1858). Английский социалист-утопист и видный деятель образования. Создал систему обучения и воспитания детей рабочих, впервые на практике соединил обучение с производительным индустриальным трудом, отделил школу от религии, выдвинул задачу воспитания в духе коллективизма, вплотную подошел к диалектико-ма-териалистическому разрешению вопроса о развитии личности |
В проектах переустройства человеческого общества, которые разработали социалисты-утописты К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш.Фурье (1772-1837), Р Оуэн (1771-1858) и другие, были предложены подходы к профессиональной подготовке молодежи: всеобщность труда,
развитие «индустриальных призвании» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Р. Оуэн впервые соединил обучение с промышленным трудом и дал пример разумной организации профессионального обучения.
Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) в книге «О профессиональном образовании» впервые дал анализ состояния образования детей рабочих и системы ученичества, подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества, показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда. К.А. Корбон выступил против ранней профессионализации детей, подверг критике ремесленное ученичество за низкое качество обучения и умственное отупление учеников.
К. Маркс (1818-1883) обосновал идею технического обучения, которое знакомит подростков с основными принципами всех процессов производства и одновременно даёт навыки обращения с простейшими орудиями всех производств, и включил её в разработанную им систему коммунистического воспитания. Им были поставлены вопросы о соединении обучения с производительным трудом, о рациональной организации и защите детского труда, о замене системы ученичества техническими школами. Эти идеи получили широкий отклик в педагогических кругах социал-демократов конца XIX - начала XX в.
Дата добавления: 2021-10-28; просмотров: 314;