Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения. Становление новой картины мира


Переходная эпоха между средневековьем и Новым временем (XIV—нач.XVII вв.) носит название Возрождения (или Ренессанса). Характерная особенность, по которой эта эпоха получила свое название, - возрождение античной культуры, в ней видели образец для человеческой деятельности. Экономической предпосылкой Возрождения был переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развивались торговля и ремесла, появились книгопечатание и первые мануфактуры. Важной духовной предпосылкой стал непосредственный контакт со всем богатством древнегреческой мудрости через византийскую философию, множество представителей которой, вместе с библиотеками рукописей, приехало в Италию после захвата турками Константинополя в 1453 г.

Под влиянием социально-экономического прогресса шло формирование новых принципов культуры:

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

• гуманистическая направленность на изучение человека и стремление доказать его само­ценность;

• антиклерикализм (критика недостатков церкви);

• секуляризация культуры и общкства (их постепенное отделение от церкви);

• антисхоластическая направленность;

• индивидуализм, признание права самому выбирать жизненый путь;

• активизм, признание ценности любого полезного труда;

• эстетизм – особо сильное выражение философско-гуманистических идей в искусстве Возрождения.

К числу отличительных особенностей философии Возрождения от­носятся антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался че­ловек. Для философов он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец - самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве целостной системы взглядов. Он открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за но­вый стиль философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

• социально-политические учения XVI - XVII вв. (Мартин Лютер, Томас Монцер, Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).

Джованни Мирандола(1463-1494) предложил новую пантеистическую картину мира. Суть ее в том, что христианский Бог лишается своего трансцендентного (потустороннего, запредельного) характера и сливается с природой. Это у неоплатоников выражалось формулой: «Творец и творение суть одно и то же». Разослав по Европе свои 900 «Тезисов о достоинстве человека», Мирандола бросил современникам дерзкий призыв сравняться с Богом. Действительно, если присущие Богу качества (всеблагий, всемогущий, всеведущий) переносятся на наш мир, то именно человек должен их в себе воплотить. Пантеист Николай Кузанский(1401 – 1464)доказывал, чтоприрода есть не что иное, как развертывание всего, что со­держится в Боге. Коль скоро происходит развертывание мира, то мир един, нет никакого отличия между Землей и небесными сферами. Тем самым Кузанский подрывал традиционный взгляд на мироздание, который базировался на признании неподвижной Земли центром Вселен­ной, границей которой считалась «хрустальная сфера неподвижных звезд». Когда он перенес на природу божественные качества вечности и безграничности, хрустальная сфера рассыпалась, открыв безбрежный космос.

Для на­турфилософской традиции (2-я половина XVI —- начало XVII в.) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свобод­ное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Николай Коперник(1473-1543) доказывал свою правоту, пользуясь неопровержимыми научны­ми фактами. Он разработал гелиоцентрическую картину мира с самодвижением космических тел, что вело к разрушению иерархической структуры мироздания, основанной на Библии.

Джордано Бруно(1548-1600) соединил бесконечный космос Кузанского с гелиоцентризмом Коперника, создав современную астрономическую картину мира. Он предложил концепцию беско­нечной Вселенной, где существует бесконечное множество миров, насе­ленных разумными существами. При этом Вселенная определяется теми же природными законами, которые действуют на Земле. Бруно тем самым утверждал принципы единства всего матери­ального мира и универсальность законов его функционирования - принципы, которые играли важнейшую роль в становлении естество­знания Нового времени.

Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация (1-я половина XVI в.) Союз разума и веры был разорван, что послужило не просто возникновению критического отношения к церкви как институту, но переосмыслению роли религии, которая автономизировалась, стала более личной.

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 818;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.