История и ведение противопожарной пропаганды
Методы и формы борьбы с пожарами чрезвычайно разнообразны. Здесь и огнестойкое строительство, создание огнеупоров и защитных средств, и производство специальной техники для тушения пожаров, и пожарно-техническая пропаганда среди населения.
Противопожарная пропаганда – это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством РФ форм информирования населения.
Пожарно-техническая пропаганда имеет свою историю. Ее корни уходят в далекое прошлое. В областном центре Волыни – городе Луцке, во время земляных работ по улице Сенкевича, № 48 был найден скульптурный рельеф размером 27X34 см, вылепленный из глины и обожженный, как кафель. На рельефе изображен человек в необычной одежде с алебардой в руке. Археологи определили, что рельеф относится к XV в. По «городским книгам» и актам XV-XVI столетий было установлено, что на нем изображен кликун – своеобразный пожарный сторож замка или укрепленного городка древних славян.
В средневековых замках и городах при большой скученности домов, построенных в основном из дерева, часто возникали пожары. В это время и была введена должность кликуна. Стоя в окне башни или обходя улицы, он днем и ночью громогласно призывал: «Осторожно с огнем!».
Когда кликун замечал пожар, то принимал участие в его тушении, созывал народ на борьбу с огнем.
Рельефы, подобные найденному, использовались как кафельные вставки в печах. Грозное изображение кликуна должно было настораживать людей, напоминать им о необходимости осторожного обращения с огнем. Это был один из видов первых наглядных агитационных материалов.
В 1721 г. при петербургской полиции учреждается специальная должность городского трубочиста и его помощника. Они объясняли жителям столицы России правила кладки и пользования печами, очистки труб от сажи и т. д. Это были первые шаги пропаганды мер пожарной безопасности.
Частые пожары вынуждали царя и сенат принимать специальные указы и постановления о мерах борьбы с пожарами. Так, после пожара 11 августа 1736 г. между Мойкой и Невским проспектом, в результате которого сгорело свыше 200 домов петербургской знати и купцов, было принято специальное постановление правительства, в котором отмечалось: «...дабы впредь разорения приключиться не могло, во всем Петербурге публиковать указы, чтобы у всех обывателей ныне же сделаны и в добром порядке содержаны были на каждом дворе по единому колодезю».
Одним из первых противопожарных плакатов в России является плакат с описанием подвига крестьянина Василия Гавриловича Марина. Во время пожара, происшедшего 11 марта 1853 г. в московском Большом театре, Марин заметил на крыше горящего здания метавшегося в страхе человека. По приставной лестнице и водосточной трубе, рискуя жизнью, он взобрался на карниз здания и оттуда бросил человеку веревку. Василий Марин был награжден медалью «За спасение погибающих», а его подвиг описан в специальном плакате. Кроме того были выпущены и разошлись по всей стране шелковые головные платки с изображением подвига В. Марина.
23 мая 1892 г. любители пожарного дела открыли в Петербурге первую пожарную выставку. С этого же года начинает издаваться журнал «Пожарный», редактором которого становится старший брат Антона Павловича Чехова – Александр Павлович.
После создания Всероссийского добровольного пожарного общества с 1 июля 1899 г. начинает выходить «Пожарный календарь», в котором помещались материалы о деятельности пожарной охраны, в популярной форме рассказывалось о правилах соблюдения пожарной безопасности в стране и первых опытах проведения пожарно-технической пропаганды и агитации.
Массовым тиражом издаются популярные брошюры: «Как Спировцы спаслись от пожара», «Знай и умей, как тушить пожар», «Берегись и бойся огня» и другие.
Пожары в Российской империи были настолько обычным и частым явлением, что появились даже люди, основной профессией которых был «сбор средств на погорелое место». Эти люди одевались как можно беднее, впрягали в сани или повозку клячу, обжигали оглобли и так странствовали из деревин в деревню, из губернии в губернию. Многие из них имели специальные справки, подтверждающие, что они являются погорельцами. «И вот за такой поход соберет мужик кое-какие средства, построит немудреную избенку, но не пройдет и трех-пяти лет, как пожар снова уничтожит кров».
О государственной помощи и страховании на случай пожара, особенно в сельской местности, в царской России думать не приходилось. Страхование имущества от огня было доступно лишь имущим классам. Передовые люди России неоднократно ставили перед царским правительством вопрос об усилении пожарной охраны, об организации действенной борьбы с пожарами.
Один из виднейших архитекторов и инженеров конца XIX – начала XX в., строитель здания Одесской биржи (ныне филармония) А. И. Бернардацций в течение длительного времени близко стоявший к пожарному делу, в своей книге «Некоторые мысли об организации обороны от огня» (1892 г.) писал: «Говорить о тех опустошениях, которые производят набеги этого врага (т. е. пожара), особенно у нас в России, значило бы вдаваться в общие места. Кто их не знает, кому они неведомы – нередко из собственного жгучего опыта. Приводить статистические данные бесполезно: яркая действительность вопит громче цифр.
Какова же наша готовность к борьбе с внутренним врагом – огнем?
В деревне – совершенная беспомощность; в городах – почти повсеместно кое-что для формы лишь одной. “Воды нет!”, “Насос испорчен!” – это тот стереотипный возглас, на который ответом служит только горькая ирония обывателей.
Войны и нашествия бывают редки, пожары неумолимопостоянны и перемирия с ними невозможны.
На чьей стороне перевес вреда и ослабления для страны – сказать не трудно. И перед таким-то лютым истребителем мы стоим почти беспомощны! Нет строя, нет вооружения, нет выправки!».
Так писать Бернардацций имел полное основание. Было, например, подсчитано, что необычайный по своим размерам неурожайный 1891 год оценивался казной в 100 млн руб. убытка. Пожары же ежегодно приносили убытки Российской империи в 500-600 млн руб. Несмотря на частые пожары, особенно в сельской местности, правящая верхушка государства действенных мер к предупреждению пожаров не принимала. Технические и материальные средства, выделяемые для борьбы с пожарами, были чрезвычайно скудными.
В советское время пропаганда была направлена на воспитание у человека чувства ответственности за сохранение народного достояния от огня, что считалось одной из основных задач органов пожарной охраны и добровольного противопожарного общества, вытекающих из требований 131 статьи Конституции СССР, гласящей: «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся».
Претворяя в жизнь этот высокий принцип, работники пожарной охраны постоянно разъясняли населению правила пожарной безопасности, давали рекомендации о мерах борьбы с пожарами, привлекая к этой работе многочисленный актив добровольцев, опираясь на помощь партийных, профсоюзных и комсомольских организаций.
Любая пропаганда, в том числе и противопожарная, является идеологической деятельностью, подчиняется общим требованием и закономерностям, используя одни и те же формы и методы, базируется на тех же технических средствах массовой коммуникации. И конечная цель любой пропаганды – просветить, убедить, воспитать. Различие только в направлении этого процесса на решение той или иной проблемы. Таким образом, главная задача агитационно-пропагандистской работы органов пожарной охраны состояла и состоит в том, чтобы практически каждому человеку стало предельно ясно, что научно-техническая революция среди многих важнейших проблем остро поставила перед человечеством и проблему пожаров, огнеопасности среды обитания. Поэтому жизненно необходимо постоянно разъяснять содержание и суть норм и правил пожарной безопасности, повышать личную ответственность людей [47].
Общие вопросы пропаганды
Агитация (от латинского слова agiatatio – приведение в движение) – это устная и печатная деятельность, имеющая целью воздействие на сознание и настроение широких масс людей для привлечения их к активному участию в решении важных общественно-политических и народнохозяйственных задач. Ее отличительная особенность – кратковременность интервала между призывом и действием, что, в частности, является одним из основных показателей (критериев) эффективности агитации (т. е. чем меньше этот временной интервал, тем выше эффективность, и наоборот). Другим же основным (точнее, главным) критерием служит, естественно, массовость отклика на призыв.
Средства агитации: беседы, митинги, средства массовой информации, плакаты, карикатуры и т. п. Как пропаганда, так и агитация должны быть обязательно информационны, хотя и в неодинаковой степени. Насыщенность информацией агитации и пропаганды соотносятся как один к двум (а по некоторым данным один к трем), что же касается собственно информации, то она лишь одно из используемых в этой работе средств. Основное отличие (при кажущемся сходстве) агитации от пропаганды заключается в преобладании в агитации эмоционального элемента и широкого использования массовых кампаний. Кроме того, агитация может быть прерывна, тогда как пропаганда должна нестись постоянно – даже кратковременный перерыв снижает ее эффективность. Агитация практически неэффективна без предварительной (или параллельной) пропагандистской работы, которая создает почву для агитационной деятельности.
Наконец, пропаганда (от латинского propaganda – подлежащее распространению или propaganda – распространять) – это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, знаний, планомерное использование любой формы воздействия с определенной целью на ум, чувства и поведение людей.
Информация (от латинского informatio – изложение, разъяснение) – это сообщение, сведения, осведомление о каком-то событии, факте, деятельности и т. п. Одно из определений информации гласит, что «информация – это обозначение содержания, полученного нами из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». В общем потоке массовой информации различают: когнитивную информацию (т. е. информацию, рассчитанную на выполнение функций информирования), ценностную (связанную с выполнением функции воспитания), инструктивную (связанную с выполнением функции организации поведения), тонизирующую (связанную с выполнением; функции снятия напряжения) и коммуникативную (обеспечивающую реализацию функции передачи информации). Информация также подразделяется: по характеру – на первичную и вторичную, по способу воспроизведения – на письменную (печатную), устную (фонетическую), образную (визуальную), по содержанию – на избыточную, полную, неполную и свернутую, достоверную и ложную) (дезинформацию), обзорную, текущую, тематическую.
В любом случае информация всегда фактографична, т. е. представляет собой констатацию факта, где факт выступает в виде дискретной части целого потока информации. Сам факт еще ни о чем, точнее, мало о чем говорит, поскольку всегда является лишь элементом сложной понятийной системы.
Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 587;