Приёмы в эстрадно-джазовой манере и их роль
Приёмы следует применять только тогда, когда освоены основные певческие навыки, поставлено дыхание, налажено правильное звукоизвлечение, и певец в достаточной степени владеет своим голосом. В противном случае, использование отдельных приёмов может привести к преждевременной порче голоса, охриплости, снижению диапазона, узелкам на связках.
Разнообразие вокальных стилей огромно. И это понятно: ведь, в отличие академического и народного вокала, здесь правит не канон, а поиск индивидуальной манеры.
Джазовый вокал:
В джазовой музыке такие средства выразительности, как метро-ритм, фразировка, мелодика, гармония очень специфичны. Часто используется характерная джазовая орнаментика (мелизмы) в движении по пентатонике или блюзовому звукоряду.
Мы распознаём джаз и по манере звукоизвлечения, по фразировке, артикуляции.
Строгой формулировки джазового вокала не существует, поскольку он определяется индивидуальными качествами певца. Из навыков, необходимых джазовому певцу, обязательно нужно назвать идеальное чувство ритма (в джазе очень специфическая и непростая фразировка), идеальное чувство гармонии, позволяющее импровизировать (ибо импровизация – суть джаза), подвижность голоса. Джазовый голос, как правило, открытый, глубокий, с опорой на брюшное и диафрагмальное дыхание, но при этом подвижный. В джазовом вокале часто встречаются эксперименты с использованием разных резонаторов, в том числе носового, использованием фальцета, глиссандо, вибрации, возможно резкое форсирование нот. Многие из таких джазовых экспериментов пришли из вокала народного – фольклора североамериканских негров, блюза и спиричуэлс.
Характерный для джазового вокала прием, также заимствованный из африканского фолка, – скэт (scat). Это слоговое (безтекстовое пение), основанное на артикуляции не связанных по смыслу звукосочетаний. С помощью скэта джаз-вокалисты подражают звучанию музыкальных инструментов. Пример скэта - Dream, a little dream, Louis Armstrong and Ella Fizgerald (в самом начале, когда вступает Элла; ближе к концу, и Элла Фицжеральд и Луис Армстронг).
Достаточной популярностью в джазовом вокале пользуется субтон (расщепление звука, при котором проходит очень много шипа и дыхания; т.е., проще говоря, пение с придыханием). Пример: все та же песня, но в исполнении The Mamas and the Papas, первый куплет поется на субтоне.
Историческая справка: Истоками джазовых приёмов явились музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX века в США. В первую очередь, это блюз (blues), спиричуэл (spiritual), ворк-сонг (work song), баллада, рэгтайм.
Перечисленные вокальные жанры внесли в джаз выразительные исполнительские приёмы, которые в дальнейшем стали неотъемлемыми для джазового пения. Блюзовый лад с его интонированием, приёмы пения шаут (shout) и холлер (holler), использование глиссандо (glissando) и дёрти-тонов (dirty tones) характеризует джазовый вокал как экспрессивный по своей природе.
Вокалистов, поющих в такой горячей манере, иногда называют шаутерами(shouters).
С другой стороны, появление таких стилей, как свит (sweet) и кул (cool), проникновение в джаз ритмов латиноамериканской музыки, а также развитие звукоусиливающей техники придало звучанию джазового вокала интимность, мягкость, сентиментальность.
Певцов, исполняющих джаз в такой лиричной и даже сдержанной манере, называют крунерами(crooners). Практически любой человек, чутко воспринимающий музыку, отличит звучание джаза от какого-либо другого музыкального направления.
И в академическом, и в народном пении, и в эстрадном пении вокалист должен свободно владеть своим голосовым аппаратом.
На заре становления джаза исполнители на духовых инструментах своей артикуляцией подражали человеческому голосу, а по мере развития джазовой музыки голос стал брать на вооружение приёмы инструментальной игры (например, техника скэта, филировка звука). Таким образом, с самого начала формирования джазовой артикуляции её роль в создании джазового саунда огромна. Саунд (англ. sound –звук, звучание) - индивидуальное качество звучания музыканта, певца или ансамбля, а также отличительные черты звучания какого- либо стиля.
Способы интонирования в джазе:
Блюзовое интонирование (англ. – blue notes- блюзовые тоны)- в афроамериканском фольклоре и джазе специфическое, в отличие от темперированного строя европейской музыки, интонирование некоторых ступеней лада. Чаще всего III, VII, V ступеней. Практика нотации подобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладом с минорной терцией и низкой септимой. На самом деле блюзовое интонирование не предполагает точную темперацию.Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, но и при исполнении джазовых стандартов.
Бендинг (англ. bend - сгибаться) – «подъезд» к ноте, который по сути является портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуковысотном диапазоне (тон или полутон).
В инструментальном исполнительстве термин «бендинг» означает звуковысотную подтяжку к ноте.
Дёрти-тоны (англ. dirty tones – нечистые тоны)- один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Истоки дёрти-тонов находятся в афроамериканском фольклоре. Отличаются нестабильной («пёстрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.
Глиссандо(итал. glissando – скользить) – равномерное скольжение от одного звука к другому. Обозначается волнистой линией или чертой.
Мелизмы ( греч. песнь, мелодия) – наиболее часто употребляемые виды орнаментики. В европейской академической музыке каждый вид мелизма имеет определённое значение. К мелизмам относятся различные вокальные украшения, исполняемые на один слог текста,- распевы, а также мелодические украшения, такие как форшлаг, группетто, мордент, трель. Использование певцом мелизмов придаёт джазовой теме индивидуальное звучание.
Для джазового музыканта свингование– это активное и осознанное ощущение метро-ритма, причём не только в теле, но и на уровне внутреннего ощущения времени. Свингование не есть только синкопирование или триольная пульсация. Работа над свингом начинается с работы над развитием ощущений музыкального пульса и метра.
Эстрадный вокал. Под эстрадным вокалом прежде всего подразумевается легкая популярная музыка. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов.Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 1512;