Психологические аспекты гигиены голоса.
Психика играет важную роль в формировании певца. Контроль над своим психологическим состоянием убережёт от нервных перегрузок, которые в крайних случаях чреваты полной потерей голоса. Вокалист должен уметь себя настраивать на успешное преодоление вокальных трудностей, эффективно бороться со сценическим волнением, уметь поднять себе тонус и настроение, не обращать внимание на неконструктивную критику. Неуверенный в себе певец всегда споёт плохо. Качественная подготовка программы всегда отнимает много времени и сил, но если наряду с самокритикой молодой певец не обладает позитивным настроем, то его результаты будут скромными.
В связи с этим в задачу педагога входит:
· Создание благожелательной спокойной атмосферы на уроке;
· Неуместна постоянная акцентуация недостатков и промахов начинающего вокалиста, у впечатлительных людей это вызывает нервный срыв или нежелание продолжать занятия;
· Не стоит сразу «заваливать» ученика большим количеством сведений. На одном уроке лучше отрабатывать что-нибудь одно.
· Необходимо уметь любые вокальные трудности разбивать на более мелкие и подходить к обучению комплексно.
· Поощрять словом за достигнутые успехи, но не захваливать.
· Научить ученика бороться со «сценобоязнью», если таковая имеет место.
· Учитывать возрастные, психологические, национальные особенности ученика.
· Всегда помнить, что пение - не просто эксплуатация своих голосовых возможностей, оно призвано дарить людям КРАСОТУ и ГАРМОНИЮ!
Виды певческих диапазонов. ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordon) - через все (струны)) - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.
Чаще всего говорят о звуковысотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) доступный данному голосу.
Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, степени его обученности - в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется. Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.
Различают также диапазон ДИНАМИЧЕСКИЙ и диапазон ТЕМБРАЛЬНЫЙ.
ДИНАМИЧЕСКИЙ диапазон. Он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Так называемая «динамическая шкала». Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого.
При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами - в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p), меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff).
ТЕМБРАЛЬНЫЙ диапазон - это разнообразие тембров, звуковая "палитра" голоса, определенный набор специфически звучащих красок голоса. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. При известной тренировке удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань /с размахом до нескольких см/, менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение вокальных задач.
Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный певческой задаче тембр голоса - одно из важнейших профессиональных умений.
Диапазоны голосов
Детские голоса:
· дискант (мальчики), детское сопрано (девочки) : до первой – соль-ля второй;
· альт: соль малой - ми второй.
Женские голоса:
· колоратурное сопрано: до первой – соль-ля третьей
· сопрано: до первой - до третьей
· меццо-сопрано (иногда говорят просто "меццо"): ля малой - ля второй;
· контральто (иногда этот голос называют альтом, иногда различают женский альт и контральто, как более низкий тогда, чем альт): фа малой - фа второй.
Мужские голоса:
· контр-тенор (обычно поют фальцетом): соль малой - ми второй (контртенора-сопранисты могут вписываться в диапазон сопрано);
· тенор: до малой - до второй; Тенор-альтино поёт до ми второй.
· баритон: ля большой – ля первой;
· бас: фа большой - фа первой.
По окраске, насыщенности и тембру голоса различают также
драматический, лирический, лирико-драматический голоса
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 366;