Артикуляция – это работа органов речи.
В речевой артикуляции принимают участие следующие органы: язык, губы, зубы, мягкое и твёрдое небо, глотка, мышцы нижней челюсти. В ротоглоточном канале выделим две области: ротовую и глоточную.
Как известно, звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Как и где формируются согласные? По месту произнесения и механизму формирования различают несколько видов согласных.
- В ротоглоточном рупоре образуются шумовые каналы. Если шумовой канал полностью перекрывается, а затем резко размыкается, то возникают взрывные согласные: п, к.
- Если образуется сужение в виде щели, то формируются согласные: с, ф.
- При глухих согласных: ц, к, т, с, ф, ч, ш — гортань не включена в работу, их источник — шум.
- При произнесении звонких согласных: в, з, б, д, л — вместе с шумовым источником работает и голосовая щель, в гортани возникают вибрации.
- На губах образуются б, п;
- согласные с, т, л, д — в передней части ротовой полости;
- р— в средней части;
- к, г, х — в задней части ротовой полости.
- Такие звуки, как к, ж, г поднимают гортань, поскольку язык
поднимается.
- Твердые согласные д, т и взрывные вызывают смыкание голосовой щели по типу твердой атаки.
Если произносятся л, то это способствует мягкой атаке,
придыхательной — произнесение согласных х, ф, с.
При артикуляциигласных меняется положение языка и подъязычной кости.
- На гласной «И» гортань смещается вверх, надгортанник тоже, и вход в гортань открывается.
- На гласных «А», «О» язык отодвинут назад, вход в гортань прикрывается надгортанником.
- На гласной «У» язык отодвинут назад и вниз, в нижней части глотки образуется полость, корень языка смещается вперед и над гортанник, следуя за языком, приоткрывает вход в гортань.
Эти данные раскрывают воздействие артикуляции на положение гортани и надгортанника, что меняет характер работы голосовых связок и соответственно изменяет тембр голоса.
При произнесении различных согласных изменяется и импеданс — противодавление в ротоглоточном канале по отношению к подсвязочному давлению. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, т. е. при большом импедансе. Разные звуки создают разное давление под связками и потому возникает разный импеданс, от которого также зависит работа связок.
Импеданс возрастает в ряду гласных: а-о-е –у –и; «А» имеет наименьший импеданс, «И» — наибольший, «А» — наиболее громкий звук, «И» и «У» — наименее громкие.
Импеданс — защитный механизм гортани, позволяющий снять подсвязочное давление и облегчить работу связок.
Артикуляция при переходе к пению.Основное отличие — это положение гортани в речи и пении. Надгортанник в пении располагается так, что вход в гортань сохраняется узким (сужение). Гортань сохраняет в пении свое постоянное положение вне зависимости от произнесения гласных (в соответствии с типом голоса) и не влияет на артикуляционные уклады.
В пении все звуки должны быть равновокальны, т. е. они должны сохранять единый тембр, вибрато, а значит, и певческие форманты — высокую и низкую.
- Певческие гласные отличаются от речевых еще и тем, что они более округлы и, как правило, имеют смешанный характер: поется не чистая а, а с примесью о или ё, и т. д.
- Раскрытие рта в пении, как правило, большее, чем в речи. Однако степень открытия нижней челюсти зависит от индивидуальных особенностей строения и от условий формирования импеданса. Сопрано, пользующееся малым импедансом, могут широко открывать рот. Голоса, требующие большего импеданса, могут незначительно открывать рот.
- В пении губы могут принимать характерное для разных гласных положение, но лишь в начальный момент, — затем они переходят в стандартную позицию, правда, связанную с типом голоса. Пение на улыбке чаще используют высокие голоса, пение с губами чуть вытянутыми вперед встречается чаще у низких голосов.
- При пении меняется и уклад языка.
- Мягкое нёбо в пении занимает повышенное по сравнению с речью положение. Правда, на положение мягкого нёба в пении есть два взгляда: одни считают, что его надо поднимать высоко, другие это отрицают. Отсюда берутся и разные приемы.
- В пении в отличие от речи глотка расширяется.
Для учащегося самое важное — научиться произносить согласные так, чтобы не нарушалась вокальная линия, т.е. кантилена, а гласные — так, чтобы они не искажались до неузнаваемости и не изменяли смысл слова. Ясность дикции в значительной мере зависит от высокой позиции звука, над которой и работают педагоги-вокалисты. При таком пении создаются наиболее оптимальные условия для работы губ и кончика языка.
Четкость произношения можно разработать, используя актерские скороговорки. Однако практика показывает, что хорошая актерская речевая дикция не является залогом ясной вокальной артикуляции. Причина — в разнице между речевым и певческим процессами произнесения звуков. Поэтому наиболее эффективными для развития дикции являются:
— аналитический подход к слову в исполняемом произведении, включая проработку и осмысление текста без пения.
— вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных;
В культуре живой речи существуют законы орфоэпии — законы правильного произношения слова. Правда, переносить автоматически эти законы речи на пение было бы неверным. Так, например, по законам орфоэпии продленный первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости.
Слово «пятачок» произносится как «петачок». Но если этот слог будет стоять в начале вокальной фразы, то его надо будет петь как «пя».
Аналогичный пример можно привести и со словом «взяла», которое в речи звучит как «взела», а в пении, например, на фермате, над первым слогом нужно будет спеть «взяла». Если же в пении и в речи слог сохраняется коротким, то законы орфоэпии автоматически переносятся на певческий процесс. Например, в романсе П.И. Чайковского «Средь шумного бала» слово «глядели» во фразе «лишь очи печально глядели» произносится как «гледели». Слово «что» произносится как «што» и в пении, и в речи, слово «скучно» произносится как «скушно», например, в романсе А. Гурилева на слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно».
Красиво окрашенная вокальная речь, четкое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее а, может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 517;