Развитие федеративных отношений в России
В.Н. Лихачев, доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Проблема современного федерализма стала ныне для многих государств одной из наиболее актуальных среди тех политико-правовых и социально-экономических вопросов, которые им приходится осваивать, познавать и решать. Объяснение этого феномена — в ее огромном, можно сказать, стратегическом влиянии на организацию и функционирование государственных институтов, на их эффективность и
безопасность, на обеспечение курса реформ и демократии. Нельзя не назвать и другой существенный фактор. В конце XX в. заметно возросло значение прав человека и прав народов, их цивилизованного универсального соблюдения. Один из реальных путей достижения этого — строительство новых или модернизация существующих федеративных отношений.
У каждого государства (унитарного, федеративного или иной формы) — своя история и свое будущее. Каждое из них уникально и выбирает собственный путь эволюции.
Диалектика развития характерна (ретроспективно, перспективно) и для российской государственности, имеющей свои обычаи и традиции. Новейший период ее становления связан с поиском ответов на массу вопросов политического, экономического, социально-психологического и т.д. свойств.
Переходя к характеристике российского федерализма, следует сразу подчеркнуть, что мы имеем дело со сложным (объективно/субъективно) феноменом, возникновение, становление и развитие которого подчинено политическим, экономическим, социологическим, юридическим (включая международное право) и другим закономерностям и тенденциям.
Дальнейшее развитие политических событий в России, реформирование федеративных отношений, стремление субъектов к цивилизованному осуществлению права народов на самоопределение и равноправие в современных условиях и вытекающая из международно-правовых обязательств России (ст. 15 п. 4) обязанность федеральных органов обеспечить их выполнение привели к тому, что нормативный комплекс по регулированию сложившихся вопросов российского федерализма стал дополняться правоустановлениями законодательных органов самих субъектов России и как следствие деятельности этого комплекса — конституционно-договорной практикой федеративных взаимоотношений.
Наконец, совершенно очевидно, что в рамках правовой системы России формируется новая отрасль — федеративное право. Она имеет свой предмет, свои принципы и механизмы правотворчества и правоприменения. Ее зарождение — добрый знак юриспруденции, знаменующий, что российская государственность живет в режиме реформирования. Каковы будут итоги этого процесса, зависит от нас всех.
Сложно произнести это слово — реформы, еще сложнее понять их, обеспечить действие, способное привести к положительному результату. Но альтернативы нет.
Закончу словами Ф. Бэкона: «Выбрать время — значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну».
Он стал для страны спасательным кругом. 31 марта исполняется 10 лет со дня подписания Федеративного договора1
Р. Абдулатипов, член Совета Федерации
Идея разработки Федеративного договора была продиктована обостряющейся борьбой между руководством СССР и РСФСР, которая могла привести к выходу из состава России целого ряда автономных республик и их прямому участию в Союзном договоре. Сегодня можно смело говорить, что при всех противоречиях и сложностях мы смогли вокруг Федеративного договора собрать Россию.
Мне пришлось быть руководителем рабочей группы по подготовке этого договора. И хорошо помню, какие кипели страсти вокруг него. Но, несмотря на это, нам удалось вычленить главную проблему: мы сохранили действующую Конституцию, разграничили, как было возможно на то время, полномочия между Федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Поэтому уже летом 1991 г. все субъекты Федерации, в том числе и Чечено-Ингушетия и Татарстан, были готовы подписать Договор. Но не было достигнуто единство в этом вопросе в окружении Бориса Ельцина. И все же 31 марта 1992 г. Федеративный договор был согласован и подписан. Таким образом был решен вопрос о целостности Российского государства. Буквально через несколько дней, 10 апреля, VI Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и включил его содержание в текст Конституции Российской Федерации. По сути, Договор позволил принять новую Конституцию.
Такова история. Но и сегодня нам полезен опыт этого Договора. Мы вступили в этап обобщения опыта разделения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по вертикали. Ибо ошибок за эти годы, несоответствий с федеративным законодательством накопилось много. Причем тут важно понять, что время договоров, разговоров и рассуждений прошло. Государство и общество нуждаются в упорядочении правоотношений по всей вертикали государственной власти, где однозначно должны быть определены права, обязанности и ответственность всех органов власти и должностных лиц.
Но при этом важно учесть другое: невозможно обеспечить единство страны, идя путем пренебрежения к интересам регионов, народов и местных сообществ. Не только в масштабе страны, но и в регионах эти крайности приводят к пагубным процессам дезинтеграции. Учет региональной, этнической и местной самобытности — составная часть реализации принципа федерализма. Право наций на самоопределение в эпоху глобализации важно истолковывать не как право на изоляцию и самодостаточность, а прежде всего как право на расширение возможностей своего самоутверждения путем интеграции. Только так Россия, сохраняя единство и целостность, сможет обеспечить будущее своих народов и их культур, станет мощной державой.
Центральная власть также вправе обеспечивать прямое воздействие на органы власти территорий. Ибо Федерация в целом — главный гарант защиты прав и свобод человека и гражданина, независимо от их национальной принадлежности и территории проживания.
Договорный процесс оказался за бортом Конституции1
В. Воробьев
К 1 июля 2003 г. предполагается юридическое прекращение действия договоров, заключенных между федеральным центром и субъектами Федерации. Об этом сообщил Советник Президента России Сергей Самойлов.
По его словам, на сегодняшний момент уже расторгнуты или находятся в стадии оформления расторжения договоры с 22 субъектами Федерации. Самойлов пояснил, что сейчас «в правовой системе взаимоотношений центра и регионов такого правового понятия, как договор, не предусмотрено».
Сегодня совершенно ясно, что Россия — конституционная Федерация, вполне способная развиваться на основе Конституции, федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации. «Дальнейшее развитие Конституции, федерального законодательства нигде более не оставило простора для договорного процесса», — подчеркнул советник Президента (ссылка).
Ну а что касается подписанного 10 лет назад — 31 марта 1992 г. — Федеративного договора, то, по мнению Самойлова, данный документ себя исчерпал. «Его страница закрыта, и перспективы с точки зрения дальнейшего развития, наполнения он (договор) никакой не имеет», —
отметил советник. Напомним, под Федеративным договором свои подписи поставили руководители всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечни.
Вместе с тем Самойлов подчеркнул, что Договор стал «серьезным камнем в фундаменте российской государственности», существенно укрепив ее, «не дав ей треснуть и развалиться». Подписание этого документа юридически закрепляло желание всех субъектов Федерации оставаться в рамках единой России, а также позволило сделать серьезный шаг к выравниванию статуса субъектов Федерации. В соответствии с этим документом края, области и автономные образования получали те же права, что и республики, входящие в состав РСФСР.1
Документы Киевской Руси2
Повесть временных лет3
· Вот повести минувших лет,
· откуда пошла Русская земля,
· кто в Киеве стал первым княжить
· и как возникла Русская земля.
· Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет.
<...>
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. Был единый народ.
<...>
По разрушению же столпа и по разделению народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Мафертовы же — взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета — так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте.
Также эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах. И еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суде и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».
<...>
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне и жили они родами на своих местах, управляясь каждые своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сегодня в Киеве.
<...>
Все они (эти племена. — Прим. автора) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждый — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай; не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. Радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, если все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, складывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие законы.
Слово о погибели Русской земли1
О, светло светлая и красно украшенная, земля Русская!
Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Отсюда и до угор, до ляхов и чехов; от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы и до немцев; от немцев до корелы; от корелы до Устюга, где обитают тоймицы поганые, и за Дышущим морем; от моря до болгар, от болгар до буртас до черемис; от черемис до мордвы, — все то покорил бог народу христианскому, все страны — великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели, а литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Володимир не наехал. А немцы радовались, далеко будучи за синим морем; буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на князя Великого Володимира, и сам Мануил Царегородский, страх имея дары великие посылал к нему, чтоб великий князь Владимир Царягорода у него не взял.
А теперь беда приключилась христианам, от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского...
Казанское взятие (из «Казанской истории»)2
Как мне рассказать, как описать напасти грозные и страшные, все великое зло, которое причиняли русским людям казанцы, хуже Батыя. Ибо Батый раз прошел через Русскую землю, как молния попаляя и пожигая и города разрушая, христиан пленя и мечом губя. Казанцы же постоянно губили Русь, никогда из земли Русской не выходили, то с
Рис. 2. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в первой половине XIX века
1Собственная его императорского величества канцелярия (конец XVIII в. - 1917) — личная канцелярия русского императора. Имела ряд отделений, в том числе III отделение — орган политического надзора и сыска в России (1826-1880).
2Совещательный орган по общегосударственным делам под пред. Царя (1857-1882).
3Высший судебный орган по осуществлению надзора за деятельностью гос. учреждений и чиновников (первая половина XIX в.). Высшая кассационная инстанция (1864-1917).
4Высший совещательный орган Российской империи (1810-1917). Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения царем, сметы и штаты гос. учреждений, жалобы на определения департаментов: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии и из министерств.
5Высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906): совещания царя с министрами и др. высшими должностными лицами.
6В 1802 состоялось утверждение первых восьми министерств и Государственного казначейства на правах министерства. В 1810-1811 было учреждено Министерство полиции, а Министерство коммерции было упразднено, одновременно состоялось учреждение «главных управлений» — путей сообщения и ревизии государственных счетов («государственного контроля»). В 1837 V отделение собственной е.и.в. канцелярии было преобразовано в Министерство государственных имуществ.
царем своим, то с воеводами разоряли Русь, и как сады посекали русских людей, и кровь их как воду проливали. Страх меня охватывает, и сердце горит, и плач смущает, и слезы сами текут из очей. Многие города и села русские травою и быльем поросли. Рязанская земля и Сиверская погублены крымским мечом, Низовская же земля вся — Галич, и Устюг, и Вятка, и Пермь — от казанцев запустела.
Как звери дикие нападали казанцы, золото и серебро во мгновение ока хватали. И продавали русских пленников в дальние сарацинские страны, откуда и выйти никто не мог, и помощи подать нельзя. Боялись казанцы русских держать у себя, потому и продавали в рабство.
Многие державцы московские, праотцы царя и великого князя Ивана Васильевича, ходили походами на Казань, желая взять город тот, а не могли из-за мужества казанцев (см. рис. 2).
1 Костомаров Н. И. Мысль о федеративном начале Древней Руси // Отечественные записки. 1861. Кн. 2. С. 53-54.
2 Солженицын А. И. Россия в обвале. 1998. С. 121.
1 Панарин А. С. Выбор России. Цивилизации и культуры. Вып. 2. М., 1996.
1 Буганов В. И., Зыряков П. Н. История России. М., 2000. С. 240.
1 Статья опубликована в Интернете: FORUM. 1999. 23 июня.
1 Статья опубликована в: ПОЛИС (Политические исследования). 2001, № 4.
1 Элазар Д. Дж. Сравнительный федерализм // ПОЛИС (Политические исследования). 1995. № 5. С. 108.
2 Захаров А. К. Вопросы о федерализме культуры // Вестник МГУ 2001. С. 15-17.
1 Историческая энциклопедия. Т. 4. М., 1987. С. 426-427.
1 Статья опубликована в: Российская газета. 2002. 29 марта.
1 Статья опубликована в: Российская газета. 2002. 29 марта.
1 Прим. автора. Как показала практика, не стоит отказываться от договорной практики регулирования федеративных отношений. В марте-апреле 2003 г. Президент России В.В. Путин предложил применить ее к урегулированию отношений с Чечней.
2 Фрагменты из книги: Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
3 См.: Памятники литературы Древней Руси. М., 1978.
1 См.: Памятники литературы Древней Руси. М., 1981.
2 См.: Памятники литературы Древней Руси. М., 1985.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 375;