Отрывки из книги «Федерализм в истории России»
Р. Абдулатипов, Л. Болтенкова, Ю. Яров
Вся мировая история человечества есть иллюстрация того, как на смену разрозненным государственным образованиям приходят более крупные и монолитные, которые, в свою очередь, распадаясь, дают
толчок к образованию новых объединений. Исторический опыт свидетельствует, что конкретные нации — системы более устойчивые, чем конкретные государства, хотя государства существовали еще до образования наций.
На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. на территории Древнего Египта сложилось 40 номов, пли областей, каждый во главе с царем. Потребовались сотни лет, чтобы эти номы объединились в два царства — Верхний Египет и Нижний Египет. Много позже фараон, например, насильно объединил эти два царства. В 395 г. Египет стал провинцией Византии, в 619 г. его захватили персы. В 639 г. в Египет вторглись арабы. Но, несмотря на все дальнейшие перипетии судьбы, египетское государство выстояло и существует как независимое в современную эпоху.
Тысячелетняя история Римской империи свидетельствует о масштабах интеграционного процесса. Потребовалось почти 250 лет только для того, чтобы сформировались государственные структуры (754-510 гг. до н.э.). Почти 500 последующих лет развивались республиканские формы государственности, и еще столько же — монархические. Римская империя, собрав воедино десятки народов и стран, аккумулировала, переработала и развила все лучшее, что было в их правовой системе, традициях и обычаях. В ее недрах была создана такая правовая система, которая почти без изменений легла в основу современного гражданского права.
В 476 г. глава германских племен Одоакр сверг римского императора и занял его место. Это событие и принято считать концом Западной Римской империи.
Но продолжала существовать Восточная Римская империя со столицей в Константинополе (Византия), куда в 395 г. переместились высшие государственные службы из Рима. Будучи восприемницей римской цивилизации, объединяя в едином государстве многие народы с древней и высокой культурой, Византия сумела сохранить и усовершенствовать строительную технику и художественное ремесло, кораблестроение, стекольное производство, горное дело, медицину. Дальнейшее развитие получили историческая наука, философия, литература, право. Однако история как Римской, так и Византийской империи изобиловала примерами жестокости и кровопролития.
Какое-то время в Византийскую империю входили Палестина, Сирия, Месопотамия (Ирак), Египет, Балканы, Турция. В империи существовало устойчивое централизованное руководство во главе с Сенатом и Государственным советом. К высшим ведомствам управления
принадлежали министерства внутренних и иностранных дел, военное, финансовое. В местном управлении военная и гражданская власти соединялись в руках генерал-губернаторов. Но чтобы генерал-губернаторы не представляли опасности для императоров, провинции дробились, их территории уменьшались. Сохранению сильной монархической власти способствовали такие факторы, как наличие крупных городских центров (наследие римской эпохи), а значит — и сохранение экономических связей между областями и провинциями; борьба крестьян и городского плебса за свои права; внешнеполитическая опасность. Все уменьшаясь в размерах, империя просуществовала до 1453 г.
<...> Благодаря знанию английского и французского языков, народы колониальных империй получили доступ к сокровищницам мировой культуры, науки искусства. ...Благодаря империям происходило в известной степени выравнивание уровней духовной и материальной культуры.
<...> Вторая мировая война вызвала мощные интеграционные процессы. Человечество, заплатив огромную цену за науку объединения, сплочения, взаимопонимания и взаимопомощи, наконец создало такие общественно-политические, правовые структуры, которые позволяют сейчас в мирных формах развивать интегрирующее начало.
<...> Нынешние объединения различного рода возникают прежде всего в рамках тех территорий, которые когда-то составляли часть империй. Кажется, с завидной быстротой интегрируется Европа, однако фундамент для ее объединения был заложен еще на заре летосчисления. Путь к сегодняшнему единству был долгим и кровавым.
<...> В бытность СССР столкнулись две линии исторического интеграционного процесса: насильственно-националистическая (приведшая к развязанной Гитлером войне) и революционно-интернационалистическая (проявившаяся в прокатившихся вслед за Октябрьской революцией революциях по другим странам, в создании компартий и мирового коммунистического и рабочего движений).
<...> Распад Советского Союза не был исторически неотвратим. Напротив, сохранение видоизмененного Союза сыграло бы положительную роль как в европейском, так и в мировом интеграционном движении. Слишком тяжелым оказался груз противоречий, затруднивший продвижение по пути преобразований.
В настоящее время одна из самых актуальных и жизненно важных для судеб России проблем — определение и правильное понимание ее
роли в возрождении и обновлении системы федеративных связей, в объективном процессе интеграции стран и народов.
<...> Народы всегда охотно идут к соглашению, они готовы «забыть» обиды, причиненные друг другу, жертвы и потери во имя торжества мира и стабильности.
Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 300;