Обычное письмо и индивидуальные почерки


В XIV—XV вв. сфера использования обычного письма значительно расширилась. Его применяли не только ученые и студенты, но и нотарии, клирики, купцы и вообще все грамотные люди, число которых возросло; оно проникло в документы. Писцам-профессионалам, особенно нотариям, приходилось много писать.

Они часто вели протоколы судебных заседаний, заседаний городских советов и т. д. Ускорение процесса письма исключило каллиграфию, но национальные особенности сохранились. В течение XIV—XV вв. индивидуальный почерк сформировался именно в сфере обычного письма.

В XIV—XV вв. в обычном письме произошел ряд общих преобразований. Оно заметно изменило пропорции (буквы растянулись в ширину) и стало предельно небрежным, порой настолько, что многие буквы утеряли свои элементы, превратившись в черточки. Появилось огромное число петель; иногда вся буква становилась одной большой размашистой петлей. Наконец, очень часто слова оставались недописанными без всяких знаков суспенсий.

Изучение индивидуальных почерков требует изучения физиологии процессов письма. Для этого необходимо обратить особое внимание на два основных момента:
1) на начертание букв и прежде всего петель, которые в курсивном письме вообще, а в индивидуальном почерке в особенности, играют главную роль «ориентиров» при чтении;
2) на связь букв между собой.

Начертание букв определяется способом держания пера и движением трех пальцев (большого, указательного и среднего); связь между буквами осуществляется движением слева направо безымянного пальца, мизинца и края ладони. Координация движений трех пальцев объясняет механизм начертания букв, а координация движения всех пальцев и ладони — механизм соединения букв.

Для каждого индивидуума характерен свой способ держания пера (между большим и указательным, между указательным и средним, у кончика пера или значительно выше, при согнутых или выпрямленных фалангах указательного пальца и т. д.) и свой метод передвижения кисти: плавный или отрывочный. Все это необходимо учитывать при изучении индивидуальных почерков.

Форма заточки пера тоже имела значение. Одни пользовались пером с готическим срезом; тогда при определенном способе держания пера вертикали получались жирные, а соединительные и верхушки петель тонкие. Одновременно размашистые движения края ладони увеличивали размеры петель, а энергичный нажим на перо приводил к появлению широких жирных петель. Другие писали пером с острым срезом; тогда при тех же движениях буквы начертывались с некоторыми особенностями.

Механизм движения создает определенный характерный только для данного человека дукт буквы, от которого зависят и ее форма, и связь букв между собой. В результате создается индивидуальный почерк. Его влияние обнаружилось в канцелярском письме. Так что из сходных, на первый взгляд, типов письма можно выделить своеобразные, с характерными особенностями почерки.

Все возрастающее обилие и разнообразие документов содействовало изменению письма и широкому распространению его курсивных форм. На смену единообразию в канцелярском письме появились национальные особенности. Как и в книжном письме, это явление несомненно связано с общим процессом формирования элементов будущих европейских наций.

В XIV в. Парижский университет стал терять свою былую славу и международную роль. В ту пору во всех странах Западной Европы один за другим возникали свои университеты, и уже не было необходимости ехать для получения образования именно в Париж. На артистических факультетах университетов и в школах каждой страны велось обучение письму, но дальнейшее совершенствование происходило либо в специальных нотариальных школах, либо в школах при корпорациях писцов, появившихся с XIV в., либо у отдельных маетеров-каллиграфов и писцов.

Появление книгопечатания в XV в. повлияло на развитие канцелярского письма лишь в том отношении, что сферой применения мастерства писцов стали только канцелярии или педагогическая деятельность.

Идентификация почерков — очень трудная задача, но она имеет большое значение для определения авторства и принадлежности рукописей или писем тому или иному лицу, что в свою очередь важно для истории развития литературы, истории и культуры в целом.

Как отличить почерк одного писца от почерка другого? Вот вопрос, который мучает современных исследователей. Для этого необходимо многое: знания, опыт, интуиция. Ведь, получив письмо и бросив мимолетный взгляд на конверт, вы тотчас же узнаете автора письма, потому что вам знаком почерк. По каким-то неуловимым или ярко выраженным особенностям начертаний букв, их связок между собой, наклону письма вы безошибочно определяете знакомый почерк автора письма или рукописи.

С почерками средневековья значительно сложнее. В реальной жизни мы идем от знания к узнаванию, а имея дело со средневековыми рукописями, мы должны сначала распознать, точно идентифицировать, накопить знания, а затем дифференцировать почерки. Сложность в определении почерка средневековья заключается в том, что установленные общие правила и обучение им придавали черты сходства многим почеркам, особенно если это были книги, часть которых предписывалось выполнять специально для этого выработанным стереотипом.

Поэтому для выделения одного почерка из сотен и тысяч других нужно знать, как именно один человек начертывал букву, варианты букв и соединений. Кроме того, целесообразно выявить приемы расположения текста на странице, разлиновку, украшения, сигнатуры и пр. Работа может быть облегчена, когда есть хотя бы один автограф, с помощью которого можно проводить сравнительный анализ. Пристальное внимание и интерес современных ученых к этим вопросам уже дают и бесспорно дадут положительные результаты в будущем.

 



Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 276;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.