Готическое книжное письмо
С конца XI в. каролингский минускул начинает постепенно вытягиваться, буквы уплотняются, некоторые даже сливаются друг с другом, вместо закруглений появляются изломы и тонкие штрихи, буква «о» из круглой превращается в ромб. Такое письмо называется готическим.
Представление о готическом письме как о немецком неточно и сложилось потому, что продолжительное время (вплоть до середины XX в.) широко применялось в печатной книге Германии. Название такому изломанному письму в XV в. дали итальянские гуманисты, у которых все предшествующее, за исключением античности, было презренным — «варварским» или «готическим». Однако к готам это письмо не имеет никакого отношения.
Готы, как и другие народы Европы, пользовались римским курсивом в его областной форме. Традиция закрепила это название за письмом XIII—XV вв., как и за готической архитектурой, скульптурой, живописью.
В научной литературе имеется общее название готического письма книг и документов — fractura, существует также ряд терминов, которые основываются на различиях, появившихся в разное время и в разных странах Европы:
1) textura — обозначает текст книги в отличие от текста глосс;
2) littera formata (lettre de forme — фр.) — каллиграфическое книжное письмо, иногда его называют «архитектоническим». В Италии такое письмо называли rotunda. Северная Европа познакомилась с этим письмом по болонским юридическим кодексам, поэтому оно получило название littera boloniensis;
3) «бастарда» (от фр. bätarde — «незаконнорожденный») — это книжное своеобразное письмо, появившееся в XIV в. под влиянием курсива.
Оно отвечало требованиям времени, так как было достаточно каллиграфически четким, чтобы не препятствовать легкому чтению, и в полной мере обладало курсивными элементами, чтобы его легко и быстро могли начертывать. Оно не было чрезмерно сжатым, как готическое книжное письмо, буквы его были поставлены свободно, расстояние между строками увеличилось, что позволило разместить выносные, удлиненные и украшенные петлями, зачинами и нажимами.
Наиболее красивые формы бастарды были созданы писцами канцелярии бургундских герцогов. В XV в. в Англии тоже появилось красивое и изящное каллиграфическое письмо. Широкое распространение бастарда получила в Чехии после основания Пражского университета, а с 1440 г. и в Польше. При этом во всех странах она сохранила национальные черты.
Взаимодействие разных типов готического письма породило многообразие форм и соответственно терминов. В 1953 г. ученые-палеографы на первом Международном коллоквиуме по палеографии поставили на обсуждение вопросы терминологии книжного письма средних веков. Главная задача заключалась в том, чтобы выбор терминов соответствовал особенностям письма и всеми исследователями понимался одинаково. По отношению ко всему готическому письму применяется термин «готический минускул». Термином «первоначальный готический минускул» обозначается книжное готическое письмо в период его формирования.
Каллиграфическая форма книжного готического письма называется littera textualis formata. Обычное письмо книг называется littera textualis. Готическое книжное письмо с элементами курсива называют littera cursiva textualis. Поскольку все эти типы письма имели в разных странах некоторые особенности, то при характеристике письма к каждому названию добавляется прилагательное, объясняющее происхождение письма, например: итальянское книжное готическое письмо.
Когда и где сформировалось готическое письмо? К сожалению, в работах ученых-палеографов XVII—XIX вв. нет ответа на этот вопрос. Наиболее полную характеристику готическому письму дал немецкий ученый Ф. Стеффене. Он отмечал удлиненность букв, тесное их расположение, контрасты жирных и тонких линий, указывал, что характерная черта — излом появляется в письме XI в., и сделал предположение, что такой тип письма ранее всего появился на территории Северной Франции. Западноевропейские ученые XX в. немного добавили к тому, что было сделано предшественниками. Причин изменения готического письма и его происхождения никто не исследовал.
Впервые проблема генезиса готического письма была поставлена О. А. Добиаш-Рождественской. В 1925 г. она опубликовала статью «Некоторые соображения о происхождении письма, называемого “готическим”». В статье было высказано предположение о происхождении этого письма от беневентанского, которым пользовались монахи Монте-Кассинского монастыря.
Это предположение основано, во-первых, на внешнем сходстве двух типов письма — излом линий, составляющих буквы, и во-вторых, на реальных связях между святилищем св. Михаила архангела Монте-Гаргано на берегу Адриатического моря и Мон-Сен-Мишель у берегов Нормандии во Франции. Монахи этих двух обителей, общаясь, друг с другом, переносили рукописи, и вполне вероятно, что беневентанское письмо могло влиять на формирование готического письма. Гипотеза О. А. Добиаш-Рождественской была поддержана итальянским палеографом Л. Скьяпарелли, немецкими учеными К. Лефлером, Р. Леманом и А. Крустом.
И хотя в дальнейшем гипотеза не подтвердилась, следует отметить, что О. А. Добиаш- Рождественской не только впервые была поставлена проблема происхождения готического письма, но был избран правильный исторический подход и намечен путь дальнейшего исследования.
Немецкий палеограф Бернар Бишоф считал решающим моментом в формировании готического письма излом буквы внизу, сопровождаемый легким косым штрихом. Появление этой особенности в письме ставится им в связь с влиянием англосаксонского письма. С конца XII в., по его мнению, добавляется слияние букв р и b с соседними буквами.
Бишоф прослеживает два этапа в развитии готического письма:
1) определяющий признак имеет нечеткую форму и применяется несистематически;
2) готическое письмо оформляется к концу XII в., когда наблюдается слияние округлых букв.
Эта точка зрения оспаривалась Лифтинком — хранителем библиотеки Лейденского университета. Он доказал, что наиболее существенное различие между доготическим и готическим типами письма заключается в уменьшении размера готических букв, поскольку увеличилось число строк на странице. Очевидно, что Лифтинк в качестве критерия предложил не одни лишь графические новшества, но и такой существенный признак, как тесное расположение букв на строке, т. е. большую экономичность готического письма. Следует отметить совпадение этого мнения с мнением Т. В. Луизовой.
Т. В. Луизова, ученица А. Д. Люблинской, работавшая в Отделе рукописей Публичной библиотеки в Ленинграде, в начале 1950-х гг., исследуя западноевропейские фонды библиотеки, решила проверить гипотезу О. А. Добиаш-Рождественской детально, сравнив графику беневентанского и готического шрифтов.
Рис. Беневентанское и готическое письмо
При внимательном рассмотрении обнаруживается, что вертикаль буквы беневентанского письма (1) состоит из двух ромбиков, излом прямой вертикали происходит посередине, в то время, как в готическом письме (2) излом линии вверху и внизу вертикали. Кроме того, Т. В. Луизова отметила, что беневентанское письмо представляет переходную ступень от лангобардекого, находится на ступени развития, предшествующей каролингскому минускулу, т. е. беневентанское письмо есть разновидность так называемого национального письма.
В нем сохраняется много архаичных букв и лигатур. Т. В. Луизова подметила, что беневентанское письмо не оказало влияния на письмо Северной Италии, где был каролингский минускул, перешедший в готическое письмо.
Доказав несостоятельность гипотезы О. А. Добиаш-Рождественской, Т. В. Луизова, однако, как и ее предшественница, следовала историческому подходу в решении проблемы происхождения готического письма. Она стремилась выяснить причину его появления. Свое исследование Т. В. Луизова начала с характеристики социально-экономических условий.
Время появления готического письма XI в. — период крупных изменений в экономике и социальной жизни общества. Это эпоха окончательного оформления феодальной системы. Произошло второе разделение труда: ремесло отделилось от земледелия, результатом чего явилось появление города, этого наиболее «яркого цветка средневековья» (по выражению немецкого историка и философа Ф. Энгельса).
Развитие ремесла и торговли вызвало у горожан потребность в знаниях, стремление к образованию. Увеличилось число приходских школ, возникли частные школы, из которых выросли университеты. Так, из школы Робера Сорбона XI в. появился Парижский университет, частная школа в Салерно явилась основой для организации там университета. Ученики, студенты, грамотные люди нуждались в книгах. Как мы знаем, книги в то время изготовляли из пергамена. Развитие сельского хозяйства, поставлявшего шкуры животных для изготовления пергамена, не могло обеспечить возросшие потребности в писчем материале.
Из-за недостатка пергамена стали уменьшать буквы, но физиология глаза такова, что он не воспринимает очень мелкие буквы. Необходимо было изменить письмо так, чтобы экономить пергамен, не уменьшать буквы, сохранив их четкость в написании. Очков, помогающих чтению, в то время не было. Линзы появились лишь в XIII в. По мнению Т. В. Луизовой, каролингский минускул стал менять пропорции (соотношение ширины к высоте 3:5), вытягиваться, уплотняться; округлость букв постепенно терялась, усилилась разница между волосными и толстыми линиями; в местах перехода этих линий буква как бы надламывалась; появилось угловатое письмо.
Его появление связано с техническими изменениями. Обычным каламом невозможно было начертать описанные выше формы букв. Стали использовать птичье перо с косым срезом, с помощью которого легко воспроизводились толстые нажимы, и легкий поворот на кончике пера начертывал тонкую волосную линию (см. с. 42).
Процесс изменения письма происходил постепенно, варьировал во времени, а в разных странах Европы его характерные черты появлялись в разное время. Т. В. Луизова определила 3 этапа развития готического письма в Западной Европе.
Первый этап — «переходный» охватывает 10—80-е гг. XI в. и характеризуется наличием большей части признаков будущего готического письма, но в разных географических областях они получили разную степень развития.
Второй этап охватывает 80-е гг. XI—30-е гг. XII в. и назван «раннеготическим», письмо характеризуется значительным единообразием, наличием всех готических признаков, однако они в разных областях развиты в разной степени. В письме присутствует много сокращений.
Третий этап включает 30-е гг. XII—начало XIII в, и назван «готическим». В письме этого периода все готические признаки получают полное развитие во всех областях Западной Европы.
Создание такого письма не является делом одного скриптория, процесс этот наблюдался на севере Франции, Англии, в Южной Германии, Центральной Франции, Северной и Центральной Италии. Более интенсивно этот процесс шел во Франции. В Италии на письмо оказывали влияние античные риминисценции, поэтому готическое итальянское письмо не имело очень ярко выраженных угловатых форм, оно было более округлым.
Английское письмо сочетает угловатые и островные формы, а немецкое в последующие века продолжает усложняться. Французские формы готического письма считаются классическими. Итак, Т. В. Луизова, изучив письмо рукописей XI — XIV вв. на фоне исторической обстановки в Европе, пришла к выводу, что причиной появления готического письма был недостаток писчего материала, т. е. пергамена.
В период формирования этого письма Европа еще не производила бумагу (за исключением Испании, куда ее завезли арабы). Потребность в пергамене была обусловлена возросшим спросом на книгу, что было результатом развития образования. Свои исследования Т. В. Луизова изложила в диссертации.
Европейские ученые узнали о выводах Т. В. Ауизовой лишь в 1970-х гг. из доклада А. Д. Люблинской на одном из заседаний Комитета латинской палеографии. В дальнейшем ко дикологические исследования западноевропейских ученых действительно подтвердили недостаток пергамена для книг, что не могло не повлиять на изменение письма.
В 1951 г. французский ученый Ж. Буссар (J. Boussard) выдвинул гипотезу об английском происхождении готического письма. Причиной появления этого письма, по его мнению, было использование особого пера с косым срезом, которое стали применять в английской канцелярии.
Другой французский ученый Р. Маришаль (R. Marichal) заметил, что готическое письмо появилось в результате развития образования и культуры. Графика непосредственно связана с диалектикой и явилась отражением духа эпохи.
Выдающийся немецкий палеограф Б. Бишоф (В. Bischoff) считал, что новый стиль книжного письма возник в XI в. в Бельгии и на севере Франции. Каролингский минускул в этих регионах стал более жестким, угловатым, потерял гармоничный характер. В Англии появление готического письма связано с норманнским завоеванием, и благодаря английской каллиграфии оно становится более гармоничным и изящным. Кроме удлиненности и излома букв Б. Бишоф отмечает особенность букв f и s (длинной) в том, что они стоят на строке, и только у букв g, j, р, q, у имеются элементы, спускающиеся вниз.
Итак, формы нового письма явились результатом экономии пергамена, что было вызвано потребностью в увеличении количества книг. Была ли это дальнейшая эволюция каролингского минускула ?
Сравнение готического письма с каролингским минускулом при использовании методики Жана Маллона привело нас к выводу о том, что готическое письмо является лишь новым каллиграфическим стилем, так как формы, дукт, угол письма остались прежними, изменился модуль, появился излом, что и было стилевой особенностью нового письма.
Замена каролингского минускула готическим письмом происходила весьма интенсивно во Франции в начале XII в., затем в Англии, в Германии — лишь к концу XII в. Готическое письмо завершенных форм широко применялось в XIII в. в книгах значительной части Европы.
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 395;