Художественное оформление рукописей


Книга для людей средневековья была не только источником знаний, объектом поклонения, но и предметом эстетического наслаждения и восхищения. Аромат цветов и плодов, воздух гор и долин, величие и строгость средневековых замков, богатство интерьеров и костюмов, наивность в восприятии и интерпретации действительности, ирония и легкий юмор — все это можно увидеть в миниатюрах и украшениях средневековых книг.

К элементам украшения рукописных книг относятся цветные рубрики (заголовки текстов, фигурные скобки, получившие название «Pieds de mouche» — «лапки мушки», отделяющие одну мысль от другой), разбросанные по тексту инициалы, декоративные ленты, узоры, заполняющие оставшиеся пустыми концы строк, бордюры на полях рукописи, рамки и, наконец, миниатюры (как в инициале, так и на отдельных листах).

Первоначально инициал, начинающий первое слово в книге, или заглавие, или первые слова в тексте (рубрики), писали красной краской (отсюда — «красная строка»). В некоторых рукописях цитаты или важные части текста выделяли красной краской. Единичные случаи сохранили нам рукописи, полностью написанные красным. Таково Евангелие IX в., созданное на севере Франции (London, В. L. Harley, 2795).

Каковы отличительные особенности украшений средневековых рукописей? Как и кем, они создавались? Каковы техника и живописные приемы художников средних веков?

В монастырский период создания рукописей переписчик был одновременно и художником. Сначала он переписывал текст черными чернилами, а затем, вооруженный бутылочкой с киноварью или более светлым минием (отлат. minio, are — «красить суриком, расписывать»: отсюда происходит название «миниатюра» — раскрашенная красным), вписывал заголовки книг и отдельных глав, а также рисовал простейшие инициалы.

Позднее этим стал заниматься другой человек, называвшийся рубрикатором. Художник рисовал миниатюры. Если в монастыре не было миниатюриста, его приглашали из другого монастыря. Таким образом, в изготовлении рукописных книг наметилось разделение труда, утвердившееся и развившееся уже в период ремесленного производства книг в XIII—XV вв. Ремесленная мастерская объединяла писцов и художников.

Иногда переписка книг происходила в одной мастерской, а затем рукопись с написанным текстом поступала для оформления в другую. В рукописи специально оставлялись свободные места, предназначенные для инициалов, рубрик и миниатюр. В ремесленной мастерской были художники, вписывавшие малые и крупные инициалы, орнаменталисты, рисовавшие бордюры и декоративные рамки. Рисунок миниатюры (в самой рукописи или на отдельном листе) набрасывал мастер — глава мастерской, иногда он писал на полях рукописи пояснения художникам-исполнителям, что именно следует изобразить на свободном листе.

Например, во французской рукописи XIV в. (РНБ, ОР, Фр. F. V. XV № 2) с текстом «Романа о Тристане» на нижнем поле листов сохранилось несколько помет. Одна из них гласит: «два вооруженных рыцаря рядом на конях» (см. с. 172), другая — «король, плывущий по морю». Изображения в инициалах соответствуют этим пометам.

Получив указание или набросок, сделанный мастером, рисовальщик разрабатывал рисунок, затем иллюминатор раскрашивал его красками. Случалось, что рисовальщик намеренно или по непониманию менял первоначальный замысел, предложенный мастером. Так, в рукописи XIV в. «Роман об Александре», хранящейся в Британском музее, на одной из миниатюр мастер наметил сцену борьбы Александра Македонского с одноглазым циклопом. Иллюминатор, не читавший текста, решил исправить «ошибку» и нарисовал циклопу два глаза.

От иллюминатора рукопись попадала к позолотчику, который на оставленные места в инициале или миниатюре первоначально накладывал грунт, а затем приклеивал тонкий листок золота или покрывал грунт твореным золотом. Золотом выделяли священные слова (Nomina Sacra), инициалы; в Евангелиях золото часто использовали для таблиц канонов, имен святых в календарях, литаниях и легендариях.

В раннюю эпоху известны случаи написания целых страниц, а иногда и полных книг золотом (см. РНБ, OP, Lat. Q. v. I № 21 — Евангелие X в. Франция). Иногда золотыми чернилами писали грамоты (Оттона I, 962 г., Оттона II, 972 г., Конрада II, 1035 г., Генриха IV, 1079 г. и 1095 г.). В некоторых манускриптах использовали твореное серебро, им подкрашивали инициалы или писали на пергамене, окрашенном в пурпурный цвет (см. РНБ, OP, Lat. Q. v. I № 26 — Евангелие IX в. Франция).

Затем рукопись снова попадала к мастеру, который обводил рисунок миниатюры чернилами и исправлял недостатки. При массовом производстве одинаковых книг (псалтирей, часовников, молитвенников) ремесленники использовали образцы, копируя с них миниатюры.

Многие страницы манускриптов поражают яркостью красок, сочностью тонов, необыкновенно хорошей сохранностью. Объяснение этому следует искать в технике приготовления красок и наложения их на пергамен.

Цветовые сочетания в орнаменте рукописей и миниатюр в разных областях Европы свидетельствуют не только о вкусах художников и заказчиков, но также об ограниченности или полноте имевшихся в данной области минеральных или растительных красок. Некоторые из них получили названия по месту их первого приготовления или в соответствии с местом, где добывались материалы, или способом приготовления красок. Например, испанская или руанская зеленые краски.

Развитие оформления и украшения рукописной книги менялось в течение столетий в разных областях Европы и шло от простого к сложному. Сложность и качество украшения зависели от содержания рукописи. Научные трактаты оформлялись чрезвычайно просто: один красный крупный инициал, красные рубрики и кое-где красные или красные с синим малые инициалы. Молитвенники, часовники, псалтири, Евангелия и Библии украшались инициалами и миниатюрами. С веками выработалась традиция в оформлении разного рода книг.

В период с V по VII в. рукописи украшались незначительно. В V в. едва выделялся инициал: его выводили красной краской. В следующем столетии инициал увеличился в размере, появился простой орнамент. В последней четверти VI в. инициалы составляли из фигурок птиц и зверей, более или менее стилизованных. Этот декор распространился повсюду. Возможно, он родился в Италии, может быть, в скриптории Кассиодора, где изображение рыбы было своего рода символом этой мастерской письма. В ирландских рукописях кроме красной для инициалов использовали зеленую и- желтую краски.

В VII в. орнамент усложнился и выступил на поля. Заглавные буквы ирландских рукописей, написанные черными чернилами, расцвечивали желтой и зеленой красками, что создавало впечатление разбросанных по странице драгоценных камней. Данный прием в дальнейшем усвоили и на континенте, но использовали для этого только красную краску.

Значительную декоративную нагрузку несли рубрики. Яркий цвет киновари или сурика эффектно выделялся из общего текста, начертанного черными или коричневыми чернилами. Большое распространение начиная с X в. получили синие и красные рубрики в виде скобы, отделявшей одну мысль от другой.

С конца VII в., когда появляется орнаментальный инициал, несущий основную декоративную нагрузку, в разных странах и областях Европы начинает оформляться свой орнаментальный стиль. В романский период его формирование заканчивается. Для средиземноморских областей характерными являются плетенка и украшение основного контура инициала белыми точками, как будто жемчугом.

Растительный орнамент, сочетавшийся с геометрическими формами, был присущ главным образом Франции и Италии, а звериный орнамент характерен для Скандинавских стран. Последний был заимствован английскими мастерами и доведен до необычайной красоты и совершенства ирландскими художниками.

Ирландская орнаментика представляет одну из самых блестящих страниц раннесредневековой живописи. В ней сплелись воедино средиземноморские мотивы с коптскими, сирийскими и кельтскими. Большое число ирландских монастырей и монахов на континенте распространяло и внедряло этот своеобразный, чрезвычайно красочный, целостный и многообразный стиль. В ирландскую книжную орнаментику перенесены черты различных отраслей прикладного искусства: ювелирного, мозаики, ткачества.

В ней удивительно сочетается стилизация с жизненностью изображаемого. Хотя по содержанию рукописи, как правило, были религиозного характера, их декор по духу и происхождению носил светский характер. Орнамент ирландских рукописей больше всего напоминает сочетание драгоценных камней, узоры ярких тканей, переплетенные с фигурами фантастических животных из легенд и мифов.

Рис. Типичный ирландский инициал (уменьшено)

Некоторые рукописи являются настоящими шедеврами. В них обнаруживаются утонченный вкус, громадная фантазия, необычайная четкость рисунка. Основу композиции, используемой в украшении инициала, составляет линия. Изображаемые фантастические животные благодаря двумерности превращаются в орнамент.

Использование сочетаний белого, коричневого, красного (многих оттенков), голубого, желтого, сиреневого цветов содействует еще большему орнаментальному впечатлению. Некоторые художники оставляют вдоль контура белую полоску, делая орнамент еще более выпуклым, сближая его с эмальерным искусством.

От орнаментов многих ирландских рукописей невозможно отвести глаз, так динамична, гибка, тонка и изящна линия, так стилизованы и вместе с тем чрезвычайно живы и выразительны изображаемые животные с разинутыми пастями, сверкающими глазами, заглатывающие друг друга, прикусившие свои хвосты или запутавшиеся в тончайшей кружевной сетке, выделяющейся на темном фоне, так привлекательны тонкие и изящные сочетания красок.

Готический период, сохранив отличительные особенности, унаследованные от предыдущего периода, внес огромное разнообразие и специфику в орнаментику инициала. С XI в. устанавливаются иерархия инициалов и традиция в их написании.

 



Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 360;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.