Национальные канцелярские курсивы
Канцелярским курсивам XIV—XV вв. присущи три главные черты: 1) сочетание курсивных и каллиграфических элементов (особенность, унаследованная от предшествующего периода), причем в одних типах памятников преобладают каллиграфические элементы, в других - курсивные;
2) нарушение сложившегося в XIII в. сходства отдельных вариантов канцелярского письма, в итоге — появление характерных для каждой страны национальных особенностей; 3) постепенная эволюция и совершенствование как каллиграфии, так и курсивных элементов в пределах национальной формы. Поэтому каждый национальный тип канцелярского курсива следует охарактеризовать в отдельности.
Первые признаки национальных особенностей в английском курсивном письме появились в конце XIII в., а в начале XIV в. их формы уже определились. Они заключаются в том, что графика письма построена на контрастах жирных и волосных линий, а также угловатых и закругленных форм разных букв.
Жирные утолщения на выносных f, h, 1, р, q, s, г (последняя буква пишется с удлиненной вниз чертой) сделаны во всю ширину среза пера с энергичным нажимом вверху и ослаблением нажима книзу. Эти формы отдаленно напоминают формы выносных тех же букв в англосаксонском письме. У букв b, h, 1 выносные загибаются вправо тончайшими волосными линиями.
Характерна и своеобразна форма петли d. Буква начертывается одним приемом, петля вытянута влево и заканчивается энергичным нажимом пера, что вполне гармонирует с утолщениями других выносных. Буквы с прямыми вертикалями построены на чередовании жирных и волосных линий. Вертикали букв I, m, n, u, t (у t не всегда) вверху и внизу имеют излом и соединяются между собой и с другими буквами тонкими волосными линиями.
В некоторых грамотах вертикальные черточки, составляющие букву, заостряются книзу (следуя опять-таки традиции англосаксонского письма). Буквы а, с, d, е, о, р, q, s (на конце слов) начертаны мягкими округлыми линиями без излома, характерного для книжного готического письма, причем округлость букв нарочито подчеркивается округлыми закрытыми петлями у b, 1, h, полузакрытыми вверху у f, s (в середине слова) и внизу р. В английских канцеляриях (как и в других странах) применялось перо готического среза, но ширина среза была уже, чем в пере, употреблявшемся для книг.
Знаки сокращения также построены на контрастах. Знак суспенсий имеет закругления или петли, поднимающиеся вверх, контракции — длинную горизонтальную черту над словом. Все отмеченные национальные особенности проявились в той или иной степени в разных английских документах в течение всего периода XIV—XV вв.
Ведущей канцелярией во Франции к XIV—XV вв. стала королевская канцелярия, и выработанные в ней графические формы, приемы начертания, заточка пера находили широкое применение в других французских канцеляриях.
XIV век — это время движения канцелярской графики и поисков графического выражения национальных особенностей. Тогда еще не во всех типах канцелярских документов они были выражены одинаково; в одних они заметны в большей степени, в других — в меньшей. Если в канцелярском курсиве XIV в. каллиграфические черты преобладают, то в XV в. они слились с курсивом и окончательно подчинились его закономерностям.
Графические особенности французского канцелярского курсива сводятся к следующему. Буквы f, s (в середине слова) имеют удлиненные формы в виде «факелов» (или «ланцетов»), загнутых вверху в полупетлю и заостренных книзу. Буква d имеет вытянутую влево вверху петлю, начертанную жирными линиями, а петли b, h, 1 — излом вверху; буква g с помощью мягкого излома закругляет свою длинную выносную влево; второй элемент сие слегка как бы отскакивает от первого, напоминая о таких же формах в римском и меровингском курсивах.
Все буквы с выносными наклонены вправо, а вертикали остальных букв либо перпендикулярны строке, либо наклонены влево. Крупные буквы чуть заметно растянуты в ширину, но размещаются свободно друг от друга, их линии обладают готическим изломом. Расстояние между строками в 3—5 раз превышает высоту корпуса буквы, так что все петли и выносные свободно размещаются между строк, создавая целостную и гармоническую каллиграфию.
В XV в. эти особенности становятся привычными для писцов всех французских канцелярий. Каллиграфия подчинилась принципу курсивности. Полупетли на выносных f, s превратились в закрытые петли, примыкающие внизу к следующей букве. Перо, стремясь к связному начертанию букв, растянуло их формы так, что высота корпуса букв стала равна ширине или чуть ее превысила. Буквы d, г, s (на конце слов), и изменили свою привычную форму.
У d вместо петли часто (но не всегда), особенно в королевских грамотах, прямая жирная линия значительно наклонена влево. У и первый наклонный влево элемент высоко поднимается вверх, а второй закругляется; г имеет четыре формы (см. 183). Конечная буква s либо в виде петли, либо сходна с буквой е (но с двумя крючками вместо одного).
В Италии самой крупной канцелярией была папская. В течение XIV—XV вв. там сохранились почти без изменения традиции XIII в., т. е. каролингский минускул с тенденцией к готике и сложная система украшений.
Нотариальные канцелярии в ту пору были многочисленны, а письмо грамот очень разнообразно. Большая часть итальянских нотариальных курсивов относится к числу небрежных. В основе их лежит каролингский минускул, выполненный либо остро заточенным пером, либо пером с чуть готическим срезом, что позволило сохранить более или менее округлые формы букв. Это является одной из отличительных черт итальянских нотариальных курсивов.
Каллиграфия канцелярского письма была предельно упрощена уже в XIII в., украшения почти отсутствуют, зато появилось обилие петель и сокращений. В XIV—XV вв. итальянские нотариальные курсивы приобретают достаточно выраженные индивидуальные черты. В XV в. в Италии был создан гуманистический курсив.
Национальные особенности немецкого канцелярского курсива формировались медленнее, чем в других странах. В начале XIV в. писцы ведущей в Германии императорской канцелярии писали еще в норме общеевропейских традиций XIII в., хотя и в этом письме можно уловить некоторые национальные черты. Примерно к 30-м гг. XIV в. они уже отчетливо обнаруживаются в разного рода документах.
В немецком канцелярском письме, так же как и во французском, буквы имеют излом (что объясняется применением пера с готическим срезом); так же как и во французском, буквы s, f отличаются от других букв своей длиной. Однако сходство это поверхностное.
В немецком курсиве буквы сильно растянуты в ширину, и эта особенность вскоре стилизуется. Во французском буквы f, s имеют заостренную книзу факелообразную форму, одинаковую во всех без исключения документах. В немецком курсиве формы этих букв разнообразны: тупые внизу, с петлей, полупетлей или горизонтальной линией вверху. Характерны для немецкого канцелярского письма своеобразные формы букв a, b, d, g, h, 1, s (на конце слова) и u, z. Каждая из них состоит из двух закруглений: одно составляет небольшая приплюснутая петля, а другое — корпус буквы.
Сочетание букв, состоящих из прямых элементов, начертанных с изломом наклонно влево, со специфическими формами круглых букв создает неповторимое своеобразие немецкого канцелярского письма. Национальные особенности присущи письму чешских документов.
Рис. Готический курсив. Частная грамота: право на дом в Праге. 1388 г. (РНБ, ОР, Авт. 208 № 1)
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 287;