Гуманистическое письмо. Начало книгопечатания
В то время как почти вся Европа писала готическим письмом, в Италии появились манускрипты, написанные ровными круглыми чрезвычайно красивыми буквами. Выходили они из-под пера гуманистов. Полные презрения к средневековой схоластике, возрождая античную литературу, они не могли переписывать сочинения античных авторов готическим письмом, считая его выспренным, некрасивым, утомительным для чтения и трудным для начертания.
Особенно рьяным критиком готического письма был Франческо Петрарка (1304—1374). В письмах к друзьям он характеризовал готическое письмо как «уродливое», а заодно ругал и тех, кто им пользовался для переписки книг. В библиотеке монастыря Гротта-Феррата были обнаружены необычайной красоты рукописные кодексы IX— X вв. с сочинениями античных авторов, выполненные каролингским минускулом.
Гуманисты приняли их за античные и со свойственной им восторженностью начали копировать. В процессе копирования они отказались от большинства сокращений и несколько усовершенствовали каролингский минускул: удлинили вместе с перекладинкой ось буквы t; над буквой і поставили точку вместо употреблявшегося штриха. Наряду с s круглым продолжали использовать s длинное в конце слов, вместо ае использовали е. Это «новое» письмо Колюччо Салю- тати (1332—1406), один из гуманистов, назвал «антиквой» (antiqua). Итальянские гуманисты создали школы и скриптории, где обучали письму и переписывали большое число сочинений античных авторов.
Наиболее знаменитыми школами гуманистического письма считаются флорентийские. До сих пор почитаемы имена Поджо Браччолини (1380—1459), ученика Колюччо Салютати, Никколо Никколи (1363— 1437), друга Поджо, и Амброджо Траверсари (1386—1439). Самым ранним кодексом, написанным гуманистическим книжным минускулом, был кодекс с текстом Цицерона, скопированный в 1403 г. Изящество письма и легкость начертания привлекли внимание писцов и каллиграфов, и очень скоро письмо появилось в Милане, Вероне, Урбино, Неаполе, а каллиграфические школы Болоньи и Феррары явились достойными конкурентами школ Флоренции.
Болонец Пьерантонио Салландо со своим помощником, копиистом и иллюминатором Джироламо Пальароло, основал в Болонье кафедру искусства письма. Им принадлежит инициатива создания особо красивого, пропорционального и изящного письма с маленькими горизонтальными черточками, ограничивающими вертикали. Они явились предшественниками знаменитых итальянских каллиграфов XVI в. Вичентино и Тальенте.
Особенность гуманистического письма заключается в его индивидуальности, хотя общий аспект сохраняет черты сходства. Например, Поджо Браччолини, служивший в папской курии, использовал папский куриал и письмо старых текстов. Созданное им письмо было крупное и более свободное. Пока он служил в Риме, он обучал своих коллег этому письму. Мантенья (Mantegna) в своем письме использовал маюскульные буквы подобно буквам в надписях на твердом материале и даже очертания греческих букв.
В письме коллекционера надписей Чириако д’Анкона (Ciriaco d’Ancone) использовалось много лигатур и сокращений. Некоторые гуманисты начертывали очень округлые буквы. Считается, что с 1410 г. письмо antiqua утвердилось в изящной форме, предложенной Джованни Ареццо (Giovanni Arezzo). Этим письмом переписывали почти все книги, за исключением литургических и юридических.
В XV В. канцелярское итальянское письмо было заменено гуманистическим курсивом, также созданным гуманистами на основе каролингского минускула. Отличие его от готических курсивов состояло в отсутствии петель. Джулио Баттелли считает его появление результатом слияния итальянского готического курсива с круглым гуманистическим письмом. Никколо Никколи использовал его с 1423 г., а во второй половине XV в. Помпонио Лето создал весьма элегантный тип гуманистического курсива.
Любопытно отметить, что еще некоторое время после создания гуманистического курсива в черновых записях гуманисты все-таки пользовались беглым готическим курсивом. Однако вскоре реформа коснулась и обычного письма. Гуманистический курсив в личных записях тоже воспринял индивидуальные черты пишущего. Впервые с отчетливой ясностью были выработаны индивидуальные почерки.
С середины XV в. гуманистическое письмо стало распространяться в других странах Европы. Для многих казались привлекательными не только легко разборчивое, красивое письмо, изящные инициалы и миниатюры, но и сами тексты. Ученые-гуманисты, переписывая сочинения античных авторов, тщательно сверяли их с древнейшими рукописями, освобождая от изменений, внесенных в последующие века. Это обстоятельство содействовало тому, что многие библиофилы XV в. стали собирать рукописи, исполненные гуманистическим письмом.
Немецкий гуманист Ж. К. Квестенберг, когда приехал в Рим (до 1490 г.), писал готическим письмом, но, познакомившись с новым письмом, усвоил его. Студенты Германии, Польши, обучавшиеся в Италии, очень быстро восприняли простое и красивое письмо и стали приобретать книги, написанные гуманистическим письмом. В канцеляриях Фридриха III и Максимилиана I перешли на использование гуманистического курсива. Эней Сильвий Пикколомини содействовал внедрению этого письма при Венском дворе.
Поджо Браччолини прибыл в Англию в 1419 г. и в течение нескольких лет знакомил англичан с новым письмом, которое было введено в практику благодаря герцогу Хампфри Глочестеру (Humphrey de Gloucester, 1390—1447), протектору Оксфордского университета. Известно, что Глочестеру нравилось такое четкое красивое письмо. Специально для него в Италии и Англии переписывали книги.
Во Франции одним из первых владельцев гуманистических рукописей были епископы Лизьё (Lisieux, 1422—1432), Байё (Bayeux, 1432—1439), а также Занон да Кастильоне (Zanone da Castiglione), который был связан дружбой с Хампфри Глочестером. Во Фландрии гуманистическое письмо появилось в 1439 г., а в Испании — в 1467 г.
Термин «гуманистическое письмо» был введен учеными XIX в. Палеографы XX в. на первом Международном коллоквиуме в 1933 г., поставив задачу номенклатуры средневекового письма, обсудили также номенклатуру и гуманистического. Крупнейший палеограф Джулио Баттелли изложил свое мнение об особенностях и эволюции гуманистического письма, появление которого именно в Италии закономерно и связано с культурным феноменом.
Однако Баттелли не считает гуманистическое письмо прямым результатом подражания античному или каролингскому минускулу. Он подчеркивает, что все гуманисты, в том числе и Петрарка, пользовались готическим письмом, что влияло на их почерк. Еще в 1912 г. Эрль (Ehrle) для определения письма Петрарки ввел термин «fere humanistica» («почти гуманистическое»). В XV в. в Италии пользовались смешанным письмом, дукт которого оставался готическим, а формы букв приобретали округлость.
Д. Баттелли предложил несколько названий для обозначения разных типов гуманистического письма: gothica-prehumanistica, gothica-humanistica, humanistica.
В настоящее время ученые различают следующие три основных типа:
1) раннее гуманистическое;
2) гуманистическое;
3) гуманистический курсив.
Гуманистический курсив в свою очередь имел каллиграфические формы, использовавшиеся в книгах, и беглые, употреблявшиеся в пометах, записях, письмах. Именно в пометах, записях и письмах особенно отчетливо вырабатывались индивидуальные почерки.
Хотя гуманистическое письмо было создано довольно узкой группой лиц, но его появление сыграло важную роль как для письма, так и для книгопечатания. Современные шрифты и обычное письмо латинского алфавита являются преемниками гуманистического письма.
Рис. Гуманистическое письмо
Рис. Гуманистический курсив
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 432;