Строительные приёмы: Системы уравновешивания


Выносные пяты — Из различных приемов уравновешивания прежде всего напомним остроумный прием, позволяющий уменьшать и лучше направлять распор при помощи вы­кладки напуском нижних частей свода (рис. 67).

Скрепления — Почти все своды, носящие на себе печать иранского, а также и византийского влияния, поддерживаются, по крайней мере в период стройки, деревянными связями.

Система распределения опор — Мусульманские архитекторы обычно помещают опорные элементы внутри здания, так же как древние иранцы, римляне и византийцы.

 

Одним из наиболее величественных архитектурных ансамблей Средней Азии является площадь Регистан в Самарканде, образованная тремя величественными порталами медресе: Улугбека (1417-1420 гг.), Шир-дор и Тилля-кари (построенными через двести лет). Прямоугольный внутренний двор медресе Улугбека образован двухэтажными зданиями с лоджиями со стороны двора. Айваны в середине каждой стены служили местом для занятий.

Наиболее значительным зданием Самарканда является мечеть Би-би-ханым (1404 г.). По замыслу Тимура это должно было быть самое величественное строение на земле. Вход в мечеть — через арку, между двух восьмигранных минаретов.

Грандиозные купола Самарканда облицованы керамической плиткой сине-голубого цвета, сливающегося с небом. Наружные стены зданий украшены в основном искусно выложенной мозаикой, образующей неповторимые геометрические узоры. Во внутреннем убранстве преобладает растительный орнамент и сочетание синего и золотого цвета. Удивительный ансамбль портально-купольных композиций являет собой квартал мавзолеев духовенства и правителей Самарканда XIV -XV вв. - Шахи-Зинда. Каждое здание своеобразно и в архитектурном, и в художественном отношениях. Особенно поражают тончайшие кружевные узоры из камня и алебастра и подбор цветных изразцов на порталах.

К архитектурным и историческим памятникам Самарканда относится и монументальная семейная усыпальница Тимура — Гур-Эмир (начало XV в.). На восьмигранном основании - высокий барабан, на котором покоится ребристый голубой купол. Внутри стены мавзолея отделаны мрамором, а снизу до высоты человеческого роста - светлым нефритом. Из темного нефрита вырезано и надгробие Тимура. Надгробия окружены ажурной мраморной оградой. Резьба покрывает также и стены и двери.

 

 

Айван - колонный зал при входе в мечеть

Примеры:

-Медресе Шир-дор Самарканд;

 

 

-Некрополь Щахин-Зида ,Самарканд;

-Айванная мечеть Биби-Ханым;

 

 

-Мавзолей Гур-Эмир;

-Бухара Комплекс медресе Калян, Бухара;

 

-Медресе Угулбека,Бухара 14в;

-Медресе Мир-Араб 14в.Бухара;

Основы иранской архитектуры, воспринятые строителями древнейших мечетей, были заложены в Сирии в период сасанидов: с VIII по XIII в. мечети строятся по принципу сирийских сооружений и представляют собой здания, крытые террасами на арках, по своему типу восходящие к римской эпохе; традиция эта сохранилась вплоть до нашего времени в домах Бейрута, Мерсины и окрестностей Иерусалима. Сирийская провинция, которая являлась одним из первых политических центров ислама, была одновременно и первым центром создания мусульманской архитектуры. Тип мечети на арках перешел из Сирии в Египет, а из Египта в Испанию. Только в XIV в. мечеть с террасами начинает вытесняться сводчатой мечетью. И это изменение, введенное в Египте халифом Хассаном, появилось в результате заимствований из Ирана: мечеть Хассана, гробницы Каитбея — выражение в камне того иранского типа, от которого произошла мечеть Султаниэ.

Движение, вышедшее из Ирана, было не простым распространением принципов его архитектуры. Каждая провинция придает искусству специфический характер: мечеть Испании нельзя смешать с мечетью Египта или Сирии, памятники Кордовы, Каира или Дамаска — не простые подражания той или иной архитектуре; если это и не новое творчество, то по меньшей мере — варианты, имеющие свои особенности. Надо заметить, что школы искусства с резко выраженным географическим характером создаются только через несколько поколений после завоевания. Мусульманское господство в Сирии и Египте начинается между 630 и 640 гг., Дамасская же мечеть может быть отнесена только к началу VIII в., а так называемая мечеть Амру — к концу IX в.; Испания становится арабской в первые годы VIII столетия, а Кордовская мечеть создается уже почти в IX в.

Сирийское искусство пережило два момента подъема — период создания мечети в Дамаске и эпоху сооружения мечети Эль-Сахра; испанское искусство обрывается в XIII в.

Из христианских стран Армения обязана своим кратковременным расцветом протекторату халифата.

 


 



Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 2115;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.