Архитектура Китая. Строительная техника, конструктивные решения, типы зданий.
Феодальные отношения утверждаются в Китае в 4—5 вв. н. э. и сохраняются вплоть до 19 в. За этот огромный, затянувшийся период средневековья искусство и арх – ра проходит в своем развитии ряд этапов, связанных с историей страны.
После набега и разорения кочевыми племенами страна была раздроблена на мелкие княжества. Начало новому объединению положило государство Северное Вэй, существовавшее в 4—6 вв. В это время снова налаживается хозяйство, строятся города. Укреплению феодальной власти помогала идеология буддизма, пришедшего в Китай из Индии через Центральную Азию.
АРХИТЕКТУРА КИТАЯ III—VI вв. (ПЕРИОД ШЕСТИ ДИНАСТИИ)
По всей стране началось сооружение грандиозных монастырей, высеченных прямо в скалах, роскошных деревянных храмов и пагод-башен в честь буддийских святых и паломников. Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии были строителями этих сооружений.
Самыми ранними из буддийских монастырей были Юньган («Храм заоблачных высот», 4—6 вв.), Лунмынь (6 в.) и Дуньхуан (или Цяньфодун — «10 тысяч Будд», заложенный в 4 в., строительство которого велось вплоть до 14 в.).
С далекого расстояния открывались путникам скалы Юньгана, прорезанные нишами и пещерами.
Буддийские пещеры высекались без определенного плана в толще диких, неприступных скал, связывая в неразрывное целое архитектуру и скульптуру с природой. Фигуры Будд раннего средневековья похожи больше на статуи индийских богов. Архитектура этого и других монастырей также решительно отличается от древних пещер Китая, связанных с погребальным культом, где и в расположении и в размещении рельефов ощущался продуманный четкий план. Разноплеменные влияния, образы различных стран Востока сказались в архитектурном и скульптурном оформлении пещер.
Помимо пещерных храмов большое распространение приобретают и буддийские мемориальные памятники — пагоды.( Пагода (португ. pagoda, от санскр. бхагават — священный; кит. бао-та, буквально — башня сокровищ), тип буддийского культового сооружения в странах Дальнего Востока. П. предназначаются для хранения буддийских реликвий, выполняют мемориальную функцию, обозначают «святые» места.) Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий еще напоминают индийские башнеобразные храмы.
Самая древняя из сохранившихся пагода Сунюэсы (кирпичная) (523) сочетает в себе спокойную ясность и вытянутость кверху китайских древних сторожевых башен, их монументальную простоту и многоярусность с гибкостью и скульптурной пластичностью, не свойственной в прошлом Китаю.
Периодом развитого феодализма и наивысшего расцвета всех областей (периоды Тан и Сун) китайской средневековой культуры были 7—13 вв.— время образования.
двух крупных государств — Тан (618—907) и Сун (960 — 1279), которые поддерживали широкие торговые и культурные связи с другими державами. Городская культура и строительство дворцов и храмов в этот период достигли высокого уровня.
Арх-ра 6-10в
Монументальной архитектуре Танского государства присущ дух ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представляли собой мощные крепости, окруженные стенами и рвами, четкие по прямоугольному плану, с кварталами, разделенными стенами на ячейки — фаны — для защиты от пожаров и набегов.
Здания, по традиции с древнейших времен, имели специфические конструктивные особенности, они строились на высоких глинобитных платформах, облицованных камнем. Основную роль играл каркас из колонн, покрытых красным лаком, балок и сложных узорных кронштейнов — доугунов, которые, опираясь на балки, облегчали давление тяжелых крыш на здание. Черепичная крыша с чрезвычайно широким выносом закрывала здание от палящего летнего солнца.
Самой знаменитой из танских пагод является Большая пагода диких гусей — Даяньта, выстроенная в 652—704 гг. в Сиани.Квадратная в плане, тяжелая, массивная, 60 л в высоту, кирпичная башня напоминает крепость. Впечатление большой стройности достигнуто благодаря вытянутости форм и математически четкому ритму уменьшающихся кверху пропорций одинаковых ярусов, арочных окон и конической крыше, венчающей здание.
Внутри пагоды возводился каменный стержень, вокруг которого от яруса к ярусу вела винтовая лестница. Наружные украшения крайне скромны и состояли из строгих ступенчатых кирпичных карнизов. Буддийские монастыри и храмы в этот период по-прежнему играли большую роль.
В vl—VIII вв. буддизм и даосизм были наиболее распространенными религиями. Буддийские монастыри благодаря правительственным льготам стали владельцами больших поместий и быстро богатели.
В VI—VIII вв. архитектура Китая испытывала некоторые иноземные влияния, которые, однако, не имели большого значения. Вместе с тем архитектура Китая оказывала в это время большое влияние на архитектуру Японии, Кореи и Индокитая.
В VI—VII вв. окончательно складываются характер китайской деревянной архитектуры и основные типы построек. Главным типом был одноэтажный павильон «дянь», прямоугольный в плане, сооруженный на каменной платформе, часто с открытой обходной галереей или галереей только со стороны главного фасада. Второй тип — многоэтажное здание «лоу» или «гэ», изображение которого сохранилось в стенописи пещерного храма Дуньхуан. К третьему типу относится деревянный павильон «тай», стоящий на высоком каменном основании. Обычно этот тип построек применялся для надвратных башен. Четвертый тип — садовые постройки: беседки «тин» и открытые галереи «лан», соединяющие большие павильоны.
Деревянные конструкции в Китае использовались с древнейших времен. Основой структуры зданий служил деревянный каркас, представляющий особую стоечнобалочную систему. Столбы внутри, в большинстве случаев прямоугольного здания, в продольном направлении образовывали несколько нефов. Вверху стойки в продольном и поперечном направлении связывались балками, а промежутки между наружными стойками заполнялись в нижней части деревянными панелями, а выше — деревянными решетками. На севере страны торцовые, а иногда и все стены здания выкладывались из кирпича и включали в свою толщину стойки каркаса.
Конструкция крыш состояла из горизонтальных и вертикальных элементов. На поперечных балках ближе к опорам устанавливались невысокие стойки, на них укладывались следующие поперечные балки, на которые близ опор опять устанавливались стойки и т. д. Постепенное укорачивание балок создавало нужные скаты кровли. Подобная конструкция не вызывала распора, но отличалась большим весом
Конструкция кровли
Арх-ра 10-13в
В середине X в. в Китае начинается борьба за объединение страны в единое государство, что было вызвано развитием экономики, а также угрозой вторжения кочевников.
Система кронштейнов становится более сложной, хотя сохраняются динамическое равновесие и напряжение; планы и композиции крыш усложняются, в то время как интерьеры храмов обогащаются глубокими нишами и огромными вращающимися книжными шкафами. Лучшими из сохранившихся образцов этого стиля являются такие храмы, как Хуаяньсу в Датуне (провинция Шаньси) и Лунсинсу в Чжэндинсяне (провинция Хэбэй), построенных в Северном Китае при династиях Ляо и Цинь.
Рис. Хранилище сутр в Западном павильоне монастыря Лунсинсы. (Провинция Хэбэй.) XI век. Разрез со стороны торца.
Провинция Хэбэй. .Монастырь Лунсинсы. Павильон Монндянь, 969 г. План
Провинции Шаньси. .Монастырь Юншоусы. 1008г. Павильон Юйхуагун. План, patpe.i
Датун. Монастырь Шаньхуаяньсы. Павильон Дасюнбаодянь, 1140 г. План, разрез
Пагоды X—XIII вв. утрачивают к этому времени прежнюю монументальность и простоту форм, свойственные пагодам периода Тан. Они приобретают многообразие форм и большую утонченность силуэта.
Многочисленные пагоды этого времени, сохранившиеся в различных областях Китая, указывают на преобладание восьмиугольных и шестиугольных в плане башен, отличающихся вытянутым, стройным силуэтом.
Новые тенденции нашли отражение в известной пагоде монастыря Юаньяньсыта около Сучжоу, сооруженной на горе Хуцю — Холм тигра
Октагональная семиярусная пагода высотой около 45 м возвышается на холме Хуцю.Кирпичная башня повторяет формы деревянных конструкций. Выступающие карнизы поддерживаются выложенными из кирпича доугуна- ми, расположенными над столбами по углам башни и между ними. Большие оконные проемы на оси каждой стороны башни еще более усиливают вертикальность всего сооружения.
Эта пагода отличается от пагод предшествующего периода своей конструкцией. Массивный ствол с внутренними помещениями проходит в центре пагоды на всю высоту. Между стволом и наружной стеной располагаются поэтажные обходы.
О больших достижениях зодчих периода Сун свидетельствует единственная сохранившаяся деревянная пагода Сакья мунн (Шицзята) монастыря Фогунсы (Сияние Будды), построенная в 1056 г. в уезде Инсянь провинции Шаньси, который в период господства на севере страны киданей был важным пунктом. Октагональная пагода в плане достигает высоты 66,6 м. Внешне она выглядит пятиэтажной, но под выступающими крышами и карнизами из доугунов основание каждого из этажей образует еще скрытый этаж, так что в действительности пагода является девятиэтажной. Она имеет вид массивной восьмигранной башни с выступающими крышами над обходными балконами четырех верхних этажей. Ее невысокая восьмиугольная верхняя крыша имеет форму зонта, посреди которого находится небольшая кирпичная площадка с металлическим навершием в форме ступы. Уникальное сооружение держится на деревянных столбах и балках, причем при его возведении было применено более 60 видов конструкций доугунов.
Провинция Шаньси. Монастырь Фо- гунсы. Пагода Шицзята, 1056 г. Общий вид, разрез, план
АРХИТЕКТУРА КИТАЯ XIII-XVII вв.
2 периода:
- ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
- период правления династии мин
- ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
Захват Китая монголами в XIII в. гк влек за собой разорение страны. Сжигались и уничтожались многочисленные гор( да, а огромное число горожан и сельского населения превращалось в рабов.
Несмотря на жестокий иноземный гнет, в XIII—XIV вв. постепенно восстанавливаются города, богатые торговцы и ремесленники получают от монгольских правителей различные льготы. Однако хищническое ограбление крестьянства и мелких ремесленников ожесточало народные массы. В начале 30-х годов XIV в. в стране началось антимонгольское движение, которое вылилось в мощное народное восстание, закончившееся изгнанием монголов из Китая в 60-х годах XIV столетня.
Для культуры Китая периода монгольского владычества характерен некоторый застой. Обращение к историческому прошлому Китая было своеобразным протестом против монгольского ига.
В архитектуре этого времени, как и в других областях культуры, не произошло больших изменений. Наиболее значительные работы были связаны со строительством, столицы монголов — Даду или Ханоа- лык.
- период правления династии мин
После изгнания монголов в середине XIV в. установилась власть новой династии Мин. В XV—XVI вв. вновь возникли политические и экономические внутренние противоречия. Обострение борьбы было вызвано усилением феодальной эксплуатации крестьянства и городских слоев населения.
Для архитектуры XIV—XVI вв. характерно создание больших по размерам градостроительных комплексов, дворцовых, храмовых и парковых ансамблей, императорских погребений, оросительных сооружений и т. п. Особенно это было характерно для первой половины Минского периода, когда страна переживала общенациональный подъем после изгнания монголов, сопровождавшийся экономическими успехами единого китайского государства.
Многие города и особенно столицы XIV—XVII вв. — Бейцзин (Пекин) и Наньцзин (Нанкин) отличались своими значительными размерами, большой численностью населения —от 300 тыс. до I млн. и более, продуманностью планировки, застройки и благоустройства. Города становятся центрами ремесленного производства и торговли.
В городах строится значительно большее число зданий союзов, цехов, рынков, складов и других сооружений.
Архитектура минского периода до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII — XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства.
Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г., когда император Юн Лэ перенес столицу Китая из Нанкина в Пекин. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой ниспослать хороший урожай.
Особенно характерным для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе.
Пекин является типичным примером большого китайского города, в основных чертах сложившегося к началу XV в. Пекин представляет собой комплекс трех городов, обнесенных общей стеной до 12 м высоты и до 20—24 м ширины.
Города эти следующие: манчжурский, или татарский город, длина стен которого достигает 23 км, внутри него находится обнесенный особой стеной так называемый запрещенный город, со всей массой построек бывшего императорского дворца; и, наконец, третий — китайский город, длина стен которого около 16 км; по середине его, по североюжной оси, проходит главная улица; в южной его части расположены среди тенистых парков обширные храмовые ансамбли: храм Неба и храм Земледелия. Мощные стены Пекина имеют многочисленные бастионы, грандиозные башни с воротами простого и величавого стиля.
Провнниня Хэбэй. Пекин. Городские порога Виешнешгсрода идиннынь. Фасад, раареэ. план и боковой фасад.
Сооружение императорского дворца или Запретного города было строительством последнего дворцового ансамбля такого рода в Китае.
Запретный город занимал центральное положение в Пекине и по своей конфигурации и общим размерам почти совпадал с размерами монгольского дворца, на месте которого он был сооружен (рис. 65). Комплекс дворца имел в плане конфигурацию правильного прямоугольника, слегка вытянутого с севера на юг. Длина стен, ограждающих дворец с юга на север, 960л«, а с запада на восток 760 м. Общая площадь дворца равна почти 73 тыс. м\ из которых площадь застройки различными сооружениями составляет 16 тыс. м2.
Императорский дворец в Пекине. Здесь соблюдена планировка по североюжной оси в соответствии с правилами геомантики; по сторонам этой оси расположен ряд построек, а между ними — дворцы, арки и пр. Постройки представляют собой здания с окружающими их галереями на колоннах; двойные выгнутые крыши этих построек покрыты цветной черепицей.
Среди алтарных храмов типа «таиь» наиболее выдающимся по своей архитектуре был храм Неба (1417—1421), расположенный в 2 км к югу от главных ворот Чжэнъянмынь с восточной стороны от императорской дороги Лидао .В XIV в. в нем раз в год в день зимнего солнцестояния император возносил молитву Небу о богатом урожае и совершал обряд
жертвоприношения.
В 1420 г. храм Неба состоял из ряда сооружений, поставленных на одной оси север —юг, группы второстепенных построек, предназначавшихся для подготовки жертвоприношений и отдыха императора, обнесенных высокими кирпичными стенами и расположенных с западной и восточной сторон от главных сооружений, и парка.
По конфигурации территория храма Неба, обнесенная оградой, близка к квадрату, закругленному с севера, с размерами сторон 1600 м с юга на север и 1100 м с запада на восток. Такая форма общей планировки храма Неба была связана с символическим изображением земли в виде квадрата и неба в виде круга. Внутри парка была вторая ограда, повторявшая по конфигурации первую. Главные ворота комплекса были расположены в западной стене.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 5094;