Архитектура Германии 17-18 века.
В эпоху средневековья и Возрождения Германия бурно развивается. Но в 16 в. в стране начался экономический кризис, достигший своего апогея в 1/пол. 17 в. 30-летняя война закрепила разделение страны на более чем 300 самостоятельных княжеств. Князья в каждом из княжеств самостоятельно проводили свою политику, издавая законы и управляя своими подданными. Это сказалось и на искусстве - что бы получить образование немецкие мастера ехали учиться заграницу, а это вело к перенятию чужих художественных форм. Строительство приобретает некоторый размах лишь к началу 18 в.
В светском строительстве развивались в основном представительные виды архитектуры, а массовые виды архитектуры находились в упадке. Бюргерские дома возводились обычно по одному типу, санкционированному князем-владельцем, планировка города подчинялась его резиденции, ориентировалась на неё. Ещё со времён средневековья традиционными для Германии стали дома с фахверковой конструкцией стен - дом возводился на основе деревянного каркаса из брусьев, пустое пространство между которыми заполнялось глиной или кирпичом. Выходящие на фасад балки раскрашивались в тёмный цвет (чёрный), в пространство между ними в светлый (как правило, белый). Каждый немецкий князь стремился иметь свой маленький "Версаль", дворцы и парки строились по французским образцам (Городской дворец в Потсдаме, Гроссенгартен в Дрездене и др.). Но отсталость общественного развития Германии обусловила преобладание других (в сравнении с Францией) акцентов в искусстве. На протяжении большей части 17-18 вв. тут господствовало барокко, обслуживавшее князей и церковь.
Архитектура, декоративное убранство, скульптура и живопись объединяются, с целью создать и поддержать повышенное религиозное возбуждение у молящихся. Мастерство синтеза у немецких мастеров барокко порой достигает высоты средневекового искусства.
К началу 18 века среди немецких княжеств значительно усилилась Пруссия. В её столице - Берлине, работал архитектор Андреас Шлюттер. Его главная работа - реконструкция Королевского дворца в Берлине(1698-1706, разрушен во время второй мировой войны).
Особых успехов архитектура Пруссии достигла в сооружениях стиля рококо.
Рококо в Германии начало развиваться в 1730-х гг., и своей зрелости достигает к середине 18 века. В дворцовой архитектуре, в противоположность великолепным резиденциям эпохи барокко, преобладание получают постройки интимного, камерного, почти павильонного типа. Именно таков, например,дворец Сан-Суси в Потсдаме под Берлином выстроенный в 1745-1747 гг. для короля Фридриха 2 архитектором Георгом Венцелаусом Кнобельсдорфом. В центре небольшого одноэтажного дворца находится овальная в плане ротонда с залом, перекрытая невысоким куполом. В обе стороны от центрального зала отходят анфилады комнат, образующие два боковых крыла дворца. Все они украшены в стиле - рококо. Перед дворцом на ярусных трассах раскинут регулярный барочный парк с водоёмами. В парке размещены небольшие павильоны в стиле рококо.
С середины 18 века в Европе распространяется вторая волна увлечения античной классикой. На почве Германии классицизм получил развитие в первую очередь в архитектуре. Архитектору Карлу Готхарду Лангхансу (1732-1808) принадлежит самый значительный памятник раннего берлинского классицизма - Бранденбургские ворота (1788-1791)
Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.
Все свои виллы Палладио проектировал с учётом окружающей их обстановки. Если зданию было суждено находиться на возвышенности, как в случае виллы Капра, он устраивал все фасады абсолютно идентичными, чтобы строение со всех сторон выглядело одинаково хорошо. Кроме того, в этом случае со всех четырёх направлений обычно организовывались портики, чтобы хозяева могли созерцать все свои земли, постоянно находясь под защитой от солнца. В качестве альтернативы портикам Палладио иногда использовал лоджии. Обычно это были или более утопленные портики, или обычные помещения с большими проёмами в стенах, открывающими внутренне пространство комнат природной среде. Иногда лоджии располагались ещё и на втором этаже, формируя так называемые двойные лоджии. Нередко лоджии закрывались фронтонами, что придавало им особое значение в общем строении фасадов. На вилле Годи точкой равновесия вместо портика выступает лоджия, кроме того, лоджии завершают каждый край здания.
Архитектура средневековой Индии, особенности, основные характеристики, примеры;
Периодизация:
1.5-13 вв.;
2.13-18 вв.; (рубеж-13 в- начало завоевания Индии феодалами-мусульманами из стран Ближнего Востока и Средней Азии);
1.Индия-«страна контрастов», богатая палитра цветов и пейзажей. -особое почитание животных;
Религиозные направления:
- буддизм;
- иудаизм,
- брахманизм;
- джайнизм;
типичные направления буддийской архитектуры:
ступа - монументальные постройки захоронений;
чаитья – молитвенный зал;
вихара – монастыри;
Типология культовых сооружений начинается с древнейших времен.
Ступа – земляной холм, по периметру обложенный камнем, (деревом), внутри полая.
Особое внимание заслуживают ворота в Ступу Санчи, они представляют собой два стомбха (вертикальные столбы), в верхней части которых расположены 3 горизонтальные пышно декорированные балки. В качестве декора используются скульптуры животных, а также женщин рабынь- якшини (символ плодородия). По краям балки имеют декоративный элемент, близкий по своим внешним характеристикам с валютами, своеобразная связь с античностью.
Внутренне убранство ступы ограничивается статуей Будды.
Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось. Зодчие Индии возводили не только храмы-ступы и дворцы, но и хорошо спланированные города.
В конце VI в. н.э. был высечен скальный индуистский храм Дхумар Лена. Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благословения Шивы. Все внутреннее пространство поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы.
В пещерах Аджанты находятся выдающиеся памятники древней индийской архитектуры — буддийские храмы. Начало их строительства специалисты датируют по-разному, но основная работа по строительству и оформлению проходила в IV—VI вв. Комплекс включает 29 пещер (пять из которых — храмы, а остальные — монастыри), соединенных широкой тропой. Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала и расположенных вокруг него маленьких монашеских келий. Отделенные колоннадами боковые проходы предназначались для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны. Резные колонны стоят также у входов в пещеры. Древний монастырь был и местом обучения монахов, и центром паломничества.
Пещерный храм на острове Элефанта
В VII—VIII вв. продолжали возводить грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (VII в.), храм Шивы на острове Элефанта (VII в.) и храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.).
К IX в. трудоемкую технику вырубания храма из скалы заменило строительство из тесаного камня (известняка, песчаника, мрамора, гранита). Каменные блоки скреплялись деревянными клиньями или металлическими скобами. В постройках использовали сочетания камня с деревом и кирпичом.
На рубеже IX—X вв. отчетливо выявились характерные различия между северными и южными типами построек. В целом система индуистского храма была следующей: в центре святилище с небольшим внутренним пространством, где помещалась главная святыня, за ним следовал притвор и многоколонный зал или галерея, где собирались молящиеся. Святилище увенчивала высокая башня. В северном типе она имела мягкие, криволинейные, словно набухающие очертания и заканчивалась символическим кольцом. В южных храмах башня представляла собой многоярусную пирамиду, в XIII—XVII вв. венчавшую уже не сам храм, а входные ворота.
На юге Индии, где на протяжении Средневековья исповедовали индуизм, сложилась более жесткая система канонов, чем на севере, подверженном завоеваниям мусульман. Они стали возводить, используя кладку на растворе, мечети, минареты, мавзолеи с широкими арками и большими куполами. Столкновение двух различных эстетических систем привело к тому, что при постройке мусульманских зданий индийские мастера научились искусно сочетать разные породы камня, придавая тем самым архитектуре национальное своеобразие. Начало объединению двух архитектурных принципов было положено во время строительства огромного минарета Кутб-Минар в Дели.
Пещерные храмы острова Аджанты
- у некоторых храмов сохранились многие традиционные черты: внутренний двор, открытый вестибюль, продолговатый трехнефный зал с апсидой, в которых установлена ступа со статуей Будды.
-отличие - нет стены, отделяющей вестибюль от наружного пространства. Перед наблюдателем сразу раскрываются сплошь покрытый рельефами, схожие с огромным иконостасом, стены своеобразного вестибюля.
-очертания арочного проёма стали более округлыми;
-Вихара (монастырь) подверглась более существенному изменению.вихара перстала служить общежитием монахов, а превратилась в новый тип буддийского храма;(в аджанте 20 пещерных залов нового типа). Простейший тип – зал с плоским перекрытием, окружённый с трёх сторон целлами с вытянутым по фасаду портиком. появляются двух и трёх этажные вихары;
-стены храмов расписаны, имеются так же и статую Будды;
Храм в Каджурахо 6-10 вв
-чёткое разделение Индии на север и юг (юг стал пластичным , север стал строгим, ритмичным)
-из всех внутренних помещений наиболее просторным является зал -мантанапам, обычно квадратный в плане(в храме К. сторона квадрата~8 м.). Внутри мантанапам стоят 4 каменные двухъярусные колонны с консолями большого выноса. На колонны уложены 4 архитравные балки, а сверх них - сдвинутый относительно первого ряда по диагонали второй ряд балок, поддерживающий потолок. Конструкция выполнена в камне.
-В храме насчитывается около 900 горельефных изображений (из них 646- снаружи храма)
-Переход от абстрактного и величественного к простому, обыденному;
Храм Лагранджа10-11 вв.
-Храм посвящён Шиве (внутри святилища помещено символическое изображение богини)
-храм состоит внутри довольно простого двора (157*140,8 м), в котором находятся ещё 65 святилищ, построенными в разное время частными лицами. Величественный храм высотой 55м доминирует над окружающим пространством. Венцом творения считается шикхара(высота 38,45 м).Полая шикхара имеет лестницу доверху.
-ритм, массивность в объемах;
-растительность +геометрия в декоре;
Храм, воплотивший новую религиозную концепцию, связанную с идолопоклонством, стал основным типом средневекового монументального зодчества;
Гражданское строительство велось в недолговечных материалах: в дереве, глине, кирпиче;
2.
Новый этап в развитии индийской архитектуры приходится на период правления Великих Моголов (XVI—XIX вв.), выходцев из Средней Азии. В это время складывается архитектурный стиль, отличающийся монументальностью и декоративностью форм.
Храмы в Эллоре. Недалеко от Аджанты в базальтовом откосе сохранился комплекс из 34 пещерных храмов, создававшийся на протяжении VIII—IX вв. Большинство из них являются индуистскими, а двенадцать — буддийскими. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты, но если в них главную роль играла живопись, то природные особенности и веяния нового времени привели к тому, что в Эллоре стала главенствовать каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры отличаются от предшествующих скальных храмов размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 1600 м2. Стены залов в изобилии украшены статуями и рельефами.
Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит из трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец. Вход в него открывают узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров — три ряда квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница.
Когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными формами. Мрачное мистическое настроение усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине храма сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.
Подобное впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры.
Храмовый ансамбль в Махабалипураме расположен на морском берегу юга Индии, среди песчаных дюн и скал, и включает в себя центральный Прибрежный храм Шивы, пять маленьких скальных храмов — р а т х и несколько пещерных храмов. Этот храмовый ансамбль, возведенный в VII в., словно соединил две стихии — воду и землю. Главная его идея — торжество всего живого, питаемого священной рекой Ганг. Эта идея воплощена в непревзойденном шедевре средневекового индийского искусства — грандиозном скальном рельефе «Нисхождение Ганга», составляющем смысловое ядро комплекса в Махабалипураме. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площадке комплекса, он был предназначен для массовых религиозных представлений и ритуалов. При этом рельеф служил своеобразной декорацией. Здесь присутствуют различные сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины ведут буйволиц и пр.
Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих индийских постройках, в рельефах храмов Индонезии.
Величественно возвышаются на берегу Бенгальского залива руины храма бога солнца Сурьи — одного из самых больших древних святилищ во всей Индии. Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты. Сегодня от нее осталась лишь груда развалин.
Для возведения храма Сурьи в XIII в. тщательно выбирали местность, так как она должна была быть связана с культом солнца. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы, запряженной семью разноцветными (по другим преданиям — белыми или золотыми) священными конями, на которой солнечный бог едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами-террасами, на которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают трехметровые каменные колеса, по двенадцать с каждой стороны, богато орнаментированные и украшенные резьбой. Колесо олицетворяет солнечный диск — символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, обозначают союз неба и земли. Среди каменной резьбы на колесах встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо.
Восточный фасад разрушенной башни украшал исполинский каменный лев. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи размещены на всех четырех сторонах храма. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Храм Сурьи является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод».
Завоевание Индии мусульманами привело к возникновению крупных централизованных государств. Времена Делийского султаната (XIII в.) и империи Великих Моголов (XVI—XIX вв.) были ознаменованы расцветом архитектуры. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшего государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. Однако на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям, продолжали развиваться местные культы.
На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство новых культовых сооружений — минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях.. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами. В огромном централизованном государстве строились новые города (Агра, Фатхпур-Сикри), мощные крепости, дворцы и мавзолеи.
Результатом взаимодействия двух культур стало появление такого грандиозного по своим масштабам сооружения как Тадж-Махал.
Тадж-Махал - пятикупольное здание (высота с центральным куполом около 74 м) на платформе, с 4-мя минаретами по углам. Стены выложены белым полированным мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж-Махалу примыкает регулярный ("райский") сад с фонтанами и бассейнами. Мавзолей гармонично связан с природой.
Особенности:
1. гармоничное развитие архитектуры в природной среде (архитектурные постройки лишь подчёркивают главенство природы, не в коем случае не берёт на себя главную роль);
2.Поразительное сочетание многообразия и целостности;
3.Пластика;
Мавзолей Тадж-Махал.
Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев — Тадж-Махал, расположенный менее чем в 2 км к югу от Агры. Уникальный характер мавзолея во многом определяется историей его создания. У падишаха Шах-Джахана была любимая жена Арджурманд Бану Бегам, прозванная за свою красоту и мудрость Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), или, по-другому, Тадж-Махал («Венец дворца»). Ее кончина повергла Шах-Джахана в неописуемое горе. В память о жене он решил воздвигнуть мавзолей, равного которому не было бы на свете.
Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных южных ворот, от которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.
Здание Тадж-Махала — квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и гармоничное по композиции и деталям — богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет орнамент из черного мрамора.
1. 2.
1. План мавзолея Тадж-Махал. 2. План комплекса с парком.
Центральный зал — большое восьмиугольное помещение, в середине которого, прямо напротив входной арки, возвышается гробница Мумтаз-Махал. Рядом находится гробница Шах-Джахана. Стены как внутри, так и снаружи, богато орнаментированы.
Мавзолей органически связан с окружающей природой: здесь использована и искусственная, и естественная среда. С юга, востока и запада Тадж-Махал окаймлен парковым и архитектурным ансамблем, с севера он словно встает из вод реки Джамны. Четыре минарета соединяют мавзолей с воздушной средой и как бы помогают ему раствориться в пространстве. Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой
Купол, высота которого составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом.
Сады Тадж-Махала
Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада.
Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения.
Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 5172;