Определение, задачи и назначение латинской палеографии и кодикологии для изучения истории
Слово «палеография» состоит из двух греческих слов:«палайос» ( ), что значит «древний», и «графо» — «пишу», т. е. «древнеписание». Латинская палеография изучает письмо латинского алфавита. Термин «палеография» впервые появился в 1708 г. в исследовании греческого письма Бернаром Монфоконом (Bernard Monfaucon, 1655—1741). Систематическое изучение письма латинских рукописей начал в XVII в. бенедиктинский монах Жан Мабильон (Jean Mabillon, 1632-1707).
Хронологически латинская палеография исследует письмо I— XVIII вв. Различают античный период: I—V вв.; средневековый период: V—XV вв. и новое время: XVI—XVIII вв. (неография). Объектом исследования палеографии является письмо надписей на твердом материале, рукописных книг (манускриптов), документов.
Слово «кодикология» происходит от слова «кодекс» (codex), т. е. книга, и изучает изготовление, структуру, историю книги (об этом см. далее).
Палеография как вспомогательная историческая дисциплина ставит своей задачей помогать историку исследовать исторические факты и писать историю. Дело в том, что источники средневековой эпохи — документы и книги — были написаны разными почерками, то каллиграфическими, то курсивными, трудно читаемыми. И чтобы разобраться в них и понять смысл текста, надо научиться их читать. Именно палеография выполняет эту первую и сложную задачу.
Для историка, изучающего сохранившиеся свидетельства прошлого, важно знать, когда был создан этот документ или написана книга. Что касается документов — грамот, квитанций, разных по содержанию счетов, контрактов, то, как правило, они (за исключением дефектных) имеют даты. В отличие от документов, рукописные книги имеют дату довольно редко. Но для историка важно знать, когда было создано и переписано то или иное сочинение, когда оно появилось в том или ином месте. Именно палеография, ее методы исследования дают возможность датировать рукописи (иногда с точностью до года).
Не менее важно для историка и филолога знать, где была написана книга, как она распространялась, в каком месте к ней проявляли больший интерес. И на эти вопросы палеография дает ответ, т. е. наблюдения, сделанные палеографом, позволяют локализовать рукописи.
Источники эпохи средневековья насчитывают вековую отдаленность от нашего времени и имеют свою историю. За долгие годы произошли разные события, в результате которых некоторые письменные памятники утратили отдельные листы или целые части. Палеография помогает распознать составные части рукописных книг, определить недостающие, установить их последовательность, если она по каким-либо причинам была нарушена.
И наконец, очень важно определить подлинность документа: действительно ли данная книга или грамота соответствуют времени и месту их создания. Известно, что с давних времен существовали подделки, выдаваемые за оригиналы. Палеография совокупными методами дает возможность доказать подлинность или подложность документов и книг.
Документы подделывались разными способами. Наиболее распространены были те, которые осуществлялись путем обмана. Чаще всего их готовили подкупленные чиновники из папской канцелярии, несмотря на все предосторожности, которыми была окружена процедура составления грамот.
Приведем несколько примеров. Самым крупным подложным документом был так называемый «Константинов дар», согласно которому римский император Константин І в IV в. якобы передал римскому папе верховную власть над всей западной частью Римской империи. Документ был составлен в VIII в. и нужен был для обоснования господства папы в Западной Европе. Ученые доказали подлог благодаря палеографии.
Другой формой подложного документа были переписанные копии взамен утраченных оригиналов. При восстановлении документа в новом экземпляре часто появлялись отсутствовавшие прежде дополнения. По созданию таких актов преуспели церковные учреждения, в особенности древние аббатства, капитулы, потерявшие в смутное время раннего феодализма свои грамоты пожалования бенефиций и пр.
Так, в аббатстве Сан-Налэ около Монса на основании извлечений из житий святых, показаний аббатов и дипломов Пипина Короткого сфабриковали диплом об основании их монастыря Хильдебертом I и создали три диплома иммунитета последующих меровингских королей. Документы им были нужны для защиты от притязаний епископа их диоцеза.
Среди поддельных грамот были такие, которые приписывали основание аббатства самому великому королю — Хлодвигу или Карлу Великому. Этим фактом удовлетворялось тщеславие. Но были подделки, которые стремились подтвердить древнее происхождение ради преступных меркантильных целей. Такими подделками изобилуют все века начиная с XI в.
Из числа подлогов XIII в. следует остановить внимание на одном весьма «удачном». Потомки некоего Эда-Шало-Сен-Мара, жившего в XI в., придумали привилегию, якобы дарованную Эду Филиппом I за паломничество в Иерусалим, по которой он был освобожден от уплаты всех налогов. В 1250 г. они заставили трех аббатов составить краткое содержание грамоты, подтверждавшей выданную Эду привилегию. Позднее потомки зафиксировали этот документ в Парижском превотстве. В 1336 г. они добыли в королевской канцелярии подтверждение своей привилегии освобождения от налогов и возведения в дворянское достоинство всех потомков по мужской и женской линиям. В XVI в. они обладали большой силой, богатством, что давало им возможность бороться с правительством, и только в 1752 г. удалось разоблачить все эти подделки.
Другой пример. В XV в. Жан д’Арманьяк, отлученный от церкви за кровосмешение, подкупил папского референдария и одного папского нотария и получил с их помощью папскую буллу, освобождавшую его от предыдущего решения об отлучении. После этого он торжественно обвенчался со своей сестрой. Парижский парламент вызвал его в суд, Жан д’Арманьяк предъявил королевскую грамоту, но и она оказалась поддельной. Суд приговорил его к изгнанию.
В XV в. в папской канцелярии была обнаружена группа мошенников, которые изготовляли папские буллы. Содержательную часть они писали специальными легко смываемыми чернилами. После закрепления документа печатью и подписями они смывали содержательную часть и писали все, что хотели. Установить подложность такого документа было очень трудно.
Подделки часто заставляли некоторых людей высказывать сомнения в подлинности документов или устраивать их проверки и разоблачения. Критически к письменным документам стали относиться уже в раннем средневековье. В 1074 г. разгорелся спор между аббатом Сен- Убер (St. Hubert) в Арденнах и архидьяконом Льежа Боконом. Появилось сомнение в подлинности одного документа о пребенде (плате за богослужение). Сначала его не могли прочитать, так как письмо было сложным и показалось странным.
Тогда запросили римского папу прислать копию, написанную другим — обычным письмом. Существует предание, что документ и копию читали, сверяя слово в слово. В результате убедились в том, что сомнение было напрасным. Аналогичный случай произошел в 1075 г., когда аббат Мармутье и его помощники не смогли прочитать текст и отправили его для расшифровки римскому папе.
Так появились элементы критического отношения к письму. В XVI в. был напечатан альбом с образцами письма, которые можно было использовать при чтении документов. Несмотря на критику, документы подделывали во все века. Особенно широко распространились подделки в XIX в.
Так, в 1816 г. студент Пражского университета Иосиф Линда в присутствии приятеля Вацлава Ганки нашел в переплете книги пергаменный фрагмент с рукописным текстом, впоследствии названным «Любовная песня короля Вацлава I». Фрагмент заключал 32 стиха, был написан на стертом тексте и датировался XI—XII вв.
В 1817 г. в замке Грюнберг служащий Иосиф Коварж обнаружил в сундуке 2 пергаменных фрагмента с текстом. После прочтения текст назвали «О суде Любуши» или «Зеленогорская рукопись». В том же 1817 г. В. Ганка нашел в церковной башне Кралова двора несколько листов, исполненных почерком XIII—XIV вв. Фрагменты были названы «Краледворская рукопись». Некоторые чешские ученые, среди которых И. Добровский, П. И. Шафарик, отнеслись к новым находкам с недоверием.
Однако В. Ганка не только подтверждал их подлинность, но и приложил усилия к публикации «Краледворской рукописи». Она издавалась в 1819, 1829, 1835 гг., переведена на другие языки; в 1843 г. осуществлено полиглотное издание, появились издания с комментариями. Петербургская Академия наук пожаловала Ганке серебряную медаль за ценное открытие. Долгие годы велась дискуссия о подлинности фрагментов, пока наконец В. И. Ламанский в 1879—1880 гг. научно доказал подлог.
Тем не менее споры продолжались. И лишь в 1917 г., в столетие «открытия» так называемой «Крале дворской рукописи», подлог был окончательно доказан. Этому помогла палеография. Исследовались не только текст и письмо, но и чернила, способы разлиновки, орфография, знаки сокращения. Разоблачены были и «Зеленогорская рукопись», и «Любовная песня короля Вацлава I». Все эти рукописи были подделкой В. Ганки и И. Линды. Хотя их помыслы, как им казалось, были возвышенными: они стремились доказать, что национальная чешская литература зародилась в древние времена, — подлог безусловно нанес вред престижу чешской литературы и науки.
В России тоже были люди, подделывавшие рукописи. Широкой известностью пользовался в XIX в. в Петербурге А. И. Сулакадзев. Он был коллекционером древнеславянских рукописей, создал каталоги своей библиотеки. В каталоги включал наряду с существующими рукописями и названия, им придуманные. Он также сочинял пометы к тексту и помещал их в оригинальные рукописи, иногда придумывал владельческие записи, стремясь сделать рукопись древнее и показать место ее происхождения. Более того, он написал на пергамене фрагмент песни Баяна из «Слова о полку Игореве», чем ввел в заблуждение поэта Р. Г. Державина.
Другим «специалистом» по подделкам рукописей был современник А. И. Сулакадзева А. И. Бардин, который, в отличие от первого, «промышлял» подделками древних рукописей, выдавая их за подлинники и продавая любителям древностей. Им созданы 4 экземпляра «Слова о полку Игореве» и 5 экземпляров «Русской правды». Известны имена М. Н. Макарова, И. П. Сахарова, которые, подделывая оригиналы рукописей, вводили в заблуждение не только любителей старины, но и ученых. Однако все они были разоблачены. Многие их подделки сохранились и демонстрируются ныне как курьезы.
Таким образом, благодаря накопленным в палеографии наблюдениям, доказывается подлинность манускриптов. Палеография обучает дешифровке рукописей, т. е. чтению источников. Основываясь на палеографических знаниях, ученые открывают возможность датировки, локализации рукописей. Все это готовит исторический или литературный источник к дальнейшему исследованию или публикации, т. е. палеография создает источниковедческую основу историческому исследованию, и в этом ее вспомогательная роль.
«Но вряд ли было бы точно сводить палеографию к роли вспомогательной дисциплины, — писала О. А. Добиаш-Рождественская — основатель кабинета латинской палеографии и первый преподаватель этой дисциплины в Ленинграде. — Палеография есть история письма, это история одного из видов человеческого труда и искусства».
Как история письма палеография имеет самостоятельное значение и является важнейшим разделом истории культуры. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленных человечеством во всех сферах деятельности, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт поколений для будущего.
Палеография как история письма изучает закономерности его развития, стремится выяснить причины изменения письма в разные эпохи, ответить на вопрос, каковы условия, в которых происходили те или иные изменения письма, т. е. каким образом эволюция письма связана с развитием истории и культуры.
Объектом изучения палеографии являются манускрипты. К ним относятся книги и грамоты.
Как вспомогательная историческая дисциплина палеография связана с другими вспомогательными дисциплинами. Некоторые из них отделились от палеографии, другие связаны с ней через письмо.
Частью палеографии является отделившиеся от нее и ставшие самостоятельными эпиграфика и папирология. Эпиграфика — вспомогательная дисциплина, изучающая надписи на твердом материале (камне, металле, керамике, штукатурке, дереве, кости). Папирология изучает тексты древних папирусов. Такое разделение обусловлено тем, что характер письма находится в зависимости от используемого материала.
На камне буквы не пишутся, а высекаются с помощью резца и молотка. Они четкие, и разобрать их легко. Однако в латинской эпиграфике самое сложное — наличие сокращений. Правила сокращения на твердом материале отсутствовали, так как развитие латинского письма происходило спонтанно и сокращения носили характер традиции.
Больше всего надписей на твердом материале сохранилось от античного времени. Постановления сената и законы гравировались на бронзовых досках и выставлялись для чтения на Форуме.
Весь античный Рим был наполнен надписями, что свидетельствовало о широком распространении грамотности, независимо от привилегий правящего класса. Интересно, что среди надписей часто встречаются стихи Вергилия. Они хорошо сохранились на стенах домов в Помпеях. Ученый Р. П. Хугма (R. Р. Hoogma) насчитал в надписях 1617 упоминаний стихов из «Энеиды» Вергилия. Сохранившиеся надписи имеют разное содержание, они рассказывают о том, что людям античности присущи многие чувства и стремления, вполне понятные современному человеку.
Текстами, написанными на папирусе, занимается другая вспомогательная дисциплина, ставшая самостоятельной, — папирология. В ее орбиту включаются в основном египетские папирусы. Что касается папирусов с латинскими текстами, то их сохранилось немного (главным образом документы папской канцелярии), и их письмо исследует палеография.
Теснейшим образом с палеографией связана еще одна очень важная вспомогательная историческая дисциплина — дипломатика. Как увидим дальше, палеография своим появлением обязана именно дипломатике (см. главу «Из истории палеографии XVII— XX вв.»).
Дипломатика исследует грамоты как исторический источник, она изучает их как результат общественных отношений своего времени, отраженных в содержании и в форме документов. Исследуются порядок и форма изложения в их развитии и взаимосвязи с обычным правом, законом и реальным соотношением сил; роль документа или серии документов в условиях породившей их среды. Дипломатика изучает типы документов, классифицирует их, определяет их подлинность, при отсутствии даты датирует. Связь с палеографией проявляется при исследовании письма документа.
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 359;