История использования восковых табличек
Для записей преходящего значения в античные времена были созданы специальные таблички, изготовлявшиеся из дерева или слоновой кости. Их называли вощеными или восковыми (cerae, ceraculi; tabulae, tabellae).
В дощечке размером 12 х 14 или 9 х 11 см, отступя от края 1—2 см, делали углубление на 0.5—1 см, которое заполняли воском. Две таблички клали одну на другую воском внутрь, сбоку просверливали отверстия и с помощью шнурка соединяли вместе. Такую книжечку называли диптихом (diptycha), иногда соединяли три (triptycha), четыре и более табличек. Это уже был полиптих (polyptycha), или кодекс (codex).
Таблички применялись для счетов, черновиков и личной переписки. До нас дошли как сами таблички, так и многочисленные свидетельства писателей о широком их распространении. Римский лирик Секст Проперций в «Элегиях», воспевая любовь к поэтессе Кинфии, сожалеет, что пропали таблички, на которых он мог писать стихи своей возлюбленной, их, вероятно, присвоил какой-то скряга, записавший счета.
Овидий в «Любовных элегиях» рисует горе юноши, получившего обратно от возлюбленной посланные им таблички:
Плачьте о горе моем:
Возвратились печально таблички!
Буква одна лишь на них,
Значит несчастное: нет!
Античные вазы и рельефы хранят многочисленные изображения школьников, держащих в руках таблички. Оригинальные восковые таблички, датируемые I—II вв., были найдены в конце XVIII столетия в местечке Верешпатак (Vöröspatak, совр. Румыния), где прежде находилась римская колония (Albumus Major), другие — в Помпеях (около Неаполя), городке, пострадавшем при извержении Везувия. Найденные таблички содержат тексты торговых сделок, арендных договоров, счета.
Рис. Восковые таблички из Торуня (Польша)
Рис. Полиптих из Торуня. XI в. Фото К. Турского
Многочисленные письменные памятники хранят упоминания о широком применении восковых табличек в средние века для записей преходящего значения. Так, Аврелий Августин (354—430), епископ Гиппонский (Северная Африка), в одном из писем к своему другу извиняется, что вынужден писать на пергамене, так как у него нет под рукой восковых табличек, которые он отправил письмом к дяде.
В уставе Бенедиктинского ордена, основанного в VI в., молодым монахам предписывалось никогда не расставаться с табличкой. Философ Аниций Боэций (480—524) в сочинении о школьном обучении клириков пишет: «Клирик! Точно подругу держи у бедра своего табличку». В дальнейшем таблички нашли очень широкое применение в школах и университетах. Эйнгард в биографии Карла Великого рассказывает о том, что король учился писать на восковых табличках. Многочисленные упоминания о применении восковых табличек для письма встречаются в житийной литературе.
Так, «Житие св. Ансельма» повествует, как однажды ночью черт решил подшутить над ученым и разбросал, перемешал таблички и выскреб из них воск. Однако черт просчитался: ангел, хранивший покой св. Ансельма, собрал все в прежнем порядке.
Значительная потребность в восковых табличках обусловила появление мастеров-ремесленников, изготовлявших эти таблички. В «Книге ремесел» впервые зафиксированы в 1268 г. бытовавшие ранее в устной форме обычаи ремесленников Парижа. В статуте LXVIII «О тех, кто делает в Париже таблички для письма» сказано: «Никто из изготовителей табличек не может делать таблички, из которых одна была бы из самшита, а другая из бука, и не может употреблять вместе с самшитом другие сорта дерева, если они более драгоценны, чем самшит, т. е. хороший орех, бразильское дерево и кипарис.
Никто из изготовителей табличек не может употреблять сало с воском, и каждый, кто сделает такого рода изделие, платит королю 5 су штрафа, а изделие уничтожается, ибо такое изделие недоброкачественно». Из других источников известно также, что внешнюю сторону деревянных табличек обтягивали кожей.
Миниатюры рукописей часто изображают школьников с табличками в руках. По этим рисункам мы можем представить, как выглядели таблички, употребляемые в средние века: одни из них были прямоугольные, другие — с закруглениями вверху.
Рис. Монах, пишущий на восковой табличке
Поскольку восковые таблички применялись главным образом для записей преходящего значения, то их не хранили в библиотеках, как книги, и не коллекционировали; до нашего времени их сохранилось небольшое количество, случайно уцелевшее иногда в самых неожиданных местах. Так, например, в торфяных болотах Ирландии были найдены десятки восковых табличек XIV в., а в Любеке, у церкви св. Якова, в стоке нечистот обнаружили восковые таблички XV в. От раннего и классического средневековья их осталось очень мало — это счетные записи канцелярии Людовика IX (за 1256—1257 гг.), Филиппа III (за 1282 г.) и Филиппа IV Красивого (за 1302—1308 гг.).
В Торуне (Польша) в Воеводском архиве хранятся 128 табличек с записями документов старого и нового города Торуня с 1350 г. до конца 1-й половины XVI в. В их составе финансовые документы, списки налогоплательщиков, отчеты о денежных сборах и т. п.
В Домском соборе г. Риги в Латвии хранится три таблички. Содержание их текстов различно. В одном говорится о полномочиях, данных рижским архиепископом и капитулом члену капитула Фридриху, отправляющемуся с дипломатической миссией к папе Григорию XI; другой содержит сообщение о сражении армий Ганзейских городов и датского короля Вальдемара IV у Копенгагена в 1364 г.; третий — литературного характера.
Грифельные доски использовали для письма. Например, в цистерцианском аббатстве Villers-en-Brabant на таких досках записывали инструкции по установке водяных часов и звонков в служебных помещениях.
Дата добавления: 2023-05-25; просмотров: 500;