История семьи и семейного права
Несмотря на то, что сам институт семьи возник еще в догосударственный период, попытки урегулировать семейные отношения государством предпринимались уже на самых первых этапах его развития. В Древней Руси семейные отношения регулировались нормами обычного права. Существовали обряды сватовства, обручения, заключения брака, покупки невесты у ее родителей, получение приданого.[6] С принятием христианства связано распространение в России византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке (Номоканон). В последствии Номоканон был дополнен постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. Именно тогда были заложены пределы государственного вмешательства в брачно-семейные отношения: процедура заключения брака (обручение и венчание, неустойка за нарушение обещания выйти замуж), брачный возраст (13 лет для невесты и 15 лет для жениха), запрет браков между близкими родственниками и лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения, моногамия, взаимное согласие на вступление в брак, ограничивалось количество браков (вступать в четвертый брак запрещалось), регламентация развода.
Следующим этапом развития семейного законодательства в России стали реформы Петра I. Обручение стало расторжимым, ч. 2 ст. 12 Законов гражданских гласила, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и поэтому обещание вступить в брак может быть свободно не выполнено без всяких последствий для обещавшего.[7] Православные получили право вступать в браки с христианами других конфессий. Указами Синода были запрещены браки лиц, старше 80 лет (1744 г) и установлен в 1810 г. перечень запрещенных степеней родства для лиц, вступающих в брак (запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно).[8] Был увеличен брачный возраст (18 для жениха и 16 лет для невесты), вводилось обязательное получение согласия родителей, а если жених состоял на гражданской или военной службе — согласие начальства. Брак, заключенный без согласия родителей признавался действительным, но дети лишались права наследовать за родителями, если родители их не простили.
Согласно ст. 31 Законов гражданских вводился институт признания брака недействительным. В законе были перечислены основания признания брака недействительным: при заключении брака под угрозой насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов; наличие запрещенных степеней родства между лицами, заключившими брак; заключение брака с лицом, старше 80 лет, либо с лицом духовного сословия, обреченного на безбрачие; браки православных с нехристианами.
В имперской России ужесточались требования к разводу. Развод по взаимному согласию законом запрещался (ст. 46 Законов гражданских). Развод разрешался в следующих случаях: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет, если оно не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояния. Процедура развода была сложной. За прелюбодеяние и многобрачие возможно было привлечь к уголовной ответственности – право выбора принадлежало невиновному супругу, причем развод тоже рассматривался как наказание.[9]
Родительская власть над детьми была огромной. Родители имели право требовать выдачи детей от любого лица независимо от того, отвечало это интересам детей или нет. Лишение родительских прав дореволюционное российское законодательство допускало лишь в одном случае — если родители воспитывали своих детей в иной вере. Родители были обязаны содержать и воспитывать своих детей, что выражалось в приготовлении их к полезной деятельности — определение сыновей на службу, а дочерей замуж.
Согласно действующей тогда библейской концепции семьи брак рассматривался как единственный законный путь прихода детей в этот мир. Поэтому правовой статус незаконнорожденного ребенка существенно отличался от положения детей, рожденных в браке. Незаконнорожденные дети следовали состоянию матери (на дворянок это не распространялось). Отец в качестве возмещения вреда должен был содержать ребенка и мать, одновременно предусматривалось и уголовное наказание за этот поступок. Узаконение детей осуществлялось только по высочайшему повелению, в индивидуальном порядке. Законодательство на сей счет часто менялось вплоть до запрещения.
Усыновление разрешалось свободно и всем сословиям, кроме дворян (они могли только при отсутствии нисходящих и боковых родственников). Усыновление допускалось только в отношении родственников, но не чужих детей. Требовалось разрешение на усыновление, для дворян оно оформлялось индивидуальным актом императора, а для крестьян – решением поземельной крестьянской общины.[10]В началеXX в. законодательство об усыновлении изменилось. Все сословия получили право усыновлять как средство устранения невозможности создания собственной семьи. С 1902 г. было разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей (однако, они не могли наследовать наравне с кровными родственниками.)
Проблемы, которые сформировались в российском семейном праве накануне революции 1917 г., как справедливо отмечает М.В. Антокольская, [11] заключались в необходимости введения гражданской формы брака, упрощении процедуры развода, а также уравнении в правах внебрачных детей. Фактически все они в начале советской эпохи были решены. В декабре 1917 г. был принят декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния»,[12] согласно которому правовые последствия имел только брак, зарегистрированный в государственных органах. Декрет уровнял в правах законных и незаконнорожденных детей, разрешил установление отцовства в судебном порядке. 19 декабря 1917 г. был принят декрет «О расторжении брака»[13], согласно которому право на развод ничем не ограничивалось, споры о детях и о содержании решались по соглашению между супругами или рассматривались судом. Появившийся в 1918 г. «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» объединил в себе положения названных декретов. Супруги были полностью уравнены в правах, однако, при этом императивной нормой закреплялся режим раздельности имущества супругов, что ставило не работавшую женщину в крайне неблагоприятное положение. Была еще упрощена процедура развода. Еще одной «заслугой» кодекса стала отмена института усыновления, дабы избежать эксплуатации детского труда в деревне под видом усыновления. Государство, разрушало устои буржуазной семьи брало на себя все обязанности по воспитанию «нового человека».
Позже был принят целый ряд нормативных правовых актов в сфере семейного права, среди которых: Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» и от 14 мая 1945 г., «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»; Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г., который утратил юридическую силу с момента вступления в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 377;